Решение по делу № 2-1581/2020 от 17.09.2020

УИД 68RS0003-01-2020-002248-96

Дело №2-1581/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов                                                                       18 ноября 2020 года

Советский районный суд города Тамбова в составе:

судьи Моисеевой О.Е.

при секретаре Карташовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколенко Е.Э. к ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, территориальное отделение город Тамбов, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязании включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Соколенко Е.Э. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальное отделение город Тамбов о признании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязании включить в список нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением №68-25/06 от 13 марта 2020 года ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение город Тамбов, старшему лейтенанту запаса Соколенко Е.Э. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием отказа с точки зрения ответчика послужила утрата истцом статуса военнослужащего, сведений о признании Соколенко Е.Э. нуждающейся в жилом помещении материалы учетного дела не содержат, в связи с чем оснований для обеспечения Соколенко Е.Э. жилыми помещениями за счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не имеется.

Не согласившись с данным отказом, Соколенко Е.Э. обратилась в суд, приведя в обосновании следующие основания: при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ее календарная выслуга составляла 18 лет 4 месяца 10 дней, при увольнении она не была обеспечена жилым помещением в соответствии с законом, хотя не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, либо собственником жилых помещений.

В период прохождения службы истица признавалась уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения нуждающейся в жилом помещении в установленном порядке, также состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах Министерства обороны РФ, что подтверждается справкой выданной ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №02-11/1707 от 23.05.2012. Уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения принималось соответствующее решение о признании заявителя Соколенко Е.Э. нуждающейся в жилом помещении в период прохождения ею военной службы, что подтверждается решением №68-24/16 от 24.11.2014.

Соколенко Е.Э. проходила военную службу в период с по с последующим зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и исключена из списков личного состава. Выслуга лет в Вооруженных Силах календарная 18 лет 4 месяца 10 дней.

Согласно листу беседы командира войсковой части №77977 с Соколенко Е.Э. от , последняя не давала согласие относительно ее увольнения с военной службы без предоставления жилья.

Ранее решением ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения» №68-26/134 от 29.12.2015 года старший лейтенант Соколенко Е.Э. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, что ее отцу Соколенко Э.Н. на семью в составе 3 -х человек в том числе, на нее, было предоставлено жилое помещение по адресу: , жилой площадью 38,6 кв.м., что соответствовало установленным нормам. И, следовательно, обращаясь с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ею ставился вопрос об улучшении жилищных условий, а для этого требовалось сдать прежнее жилье, а если она не может сдать прежнее жилое помещение, то она лишается права повторного обеспечения жильем по договору социального найма в порядке, установленном ст.ст. 15, 23 ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно данному решению, основанием для снятия Соколенко Е.Э с учета якобы явилось выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятия на учет при решении вопроса о принятии на учет.

Оценка данных обстоятельств дана вступившим в законную силу судебном решении от 16.09.2016 года Советского районного суда г. Тамбова по гражданскому делу по иску Соколенко Е.Э. в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права состоять на жилищном учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договору социального найма.

Данным решением исковые требования Соколенко Е.Э удовлетворены, решение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, территориальное отделение г. Тамбов о снятии Соколенко Е.Э. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц, осуществляющих принятия на учет, при решении вопроса о принятии на учет признано незаконным. За Соколенко Е.Э. признано право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма в территориальном отделении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма с составом семьи 1 человек (Соколенко Е.Э.) а также включении ее в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

Соколенко Е.Э. снята с регистрационного учета по адресу: « , с по настоящее время зарегистрирована по адресу:

Данная квартира предоставлялась ее отцу Соколенко Э.Н. на состав семьи 3 человека, в том числе и истице, в апреле 1997 года по ордеру. С 2003 года она в квартире не проживает, не зарегистрирована, не является членом семьи бывшего военнослужащего Соколенко Э.Н., не обеспечивалась жильем как военнослужащая по линии Министерства обороны РФ. Повлиять каким-то образом на то, чтобы отец сдал жилье, она не может. Квартира приватизирована на отца.

Соколенко Е.Э. для постановки на учет представлены документы, соответствующие действительности, сомнений в их подлинности и достоверности, у лиц которые принимали и проверяли документы, не было.

Поскольку на момент увольнения со службы Соколенко Е.Э. не была обеспечена служебным жильем и имела право на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма в территориальном отделении в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, не имеет в собственности, либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения, нарушено ее право на признание нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период времени ее права были нарушены, ввиду неправомерного увольнения с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а не как гражданина, находящегося в запасе, а само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированное статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», истица обратилась в суд и просит:

Признать решение №68-25/06 от 13.03.2020 начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева об отказе старшему лейтенанту запаса Соколенко Е.Э. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма - незаконным и подлежащим отмене; обязать начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева включить старшего лейтенанта запаса Соколенко Е.Э. в списки лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Определением Советского районного суда г. Тамбова от 21.10.2020 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской федерации» г. Санкт-Петербург и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Соколенко Е.Э. и ее представитель Каравичев А.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение Соколенко Е.Э. пояснила, что в 2019 году были внесены изменения в ст. 15 Закона «О статусе военнослужащего», пункт 13 изложен в следующей редакции: военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом." На данный момент она жильем не обеспечена, с ней не заключались договора социального найма, в собственности жилья также не имеет, квартиру снимает, прописана при воинской части, к жилому помещению отца никакого отношения не имеет, в связи с чем должна быть обеспечена жилым помещением как военнослужащая, поскольку перед увольнением с военной службы была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении. Основанием снятия с учета была обеспечение жильем Соколенко Э.Н. и членов его семьи по установленным нормам.

Представитель ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, территориальное отделение город Тамбов, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской федерации» г. Санкт-Петербург, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Юрьев Р.В., действующий по доверенностям, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в дополнение пояснив, что в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрена постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета Министерства обороны, только военнослужащих по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. Ведомственные приказы Министерства обороны №1280, №20, которые регулируют порядок постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, также регулируют порядок постановки на учет только военнослужащих. В настоящее время продолжает действовать постановление Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий места жительства». В соответствии с приказами и Постановлением Правительства РФ также принимаются на учет нуждающиеся в жилых помещениях военнослужащие, при увольнении по достижении предельного возраста за 3 года до соответствующей даты, при увольнении по иным основаниям - в год увольнения с военной службы. Что касается доводов истицы и ее представителя о том, что на момент увольнения с военной службы не был рассмотрен вопрос нуждаемости ее в жилом помещении, то они опровергаются материалами дела. В январе 2019 г. Соколенко Е.Э. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Данное решение ею оспаривалось в военном суде, в апелляционной коллегии по административным делам окружного суда, в кассационном порядке. Все указанные решения и определения указывают на отсутствие оснований на обеспечение ее жилым помещением повторно от Министерства обороны РФ. Таким образом, на момент увольнения с военной службы Соколенко Е.Э. на учете нуждающихся в жилом помещении не состояла, в связи с чем, в настоящее время, после ее увольнения, основания для ее постановки на учет отсутствуют, и она подлежит обеспечению в общем порядке в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ через органы местного самоуправления. Изначально в решении о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2016 г. Соколенко Е.Э. указывалось на необходимость сдачи ранее предоставленного отцу жилого помещения. В 2019 г. истица была снята с учета в связи с тем, что повторное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ противоречит ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Соколенко Е.Э. не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что

Соколенко Е.Э. проходила военную службу с по .

Приказом ВКС от 5 апреля 2018 года № 47 Соколенко Е.Э. досрочно уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом командира ВЧ 77977 от 23 января 2019 года Соколенко Е.Э. исключена из списков личного состава части с 28 января 2019 года в связи с поступлением в часть 22 января 2019 года выписки из приказа Главнокомандующего ВКС об увольнении ее с военной службы.

Решением начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Р.В. Юрьева от 14.01.2019 № 68-26/03 со ссылкой на п. 2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, Соколенко Е.Э. снята с учета нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Не согласившись с данным решением и приказами, Соколенко Е.Э. обратилась с административным иском в Тамбовский гарнизонный военный суд.

Решением Тамбовского гарнизонного военного суда от 15.04.2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда № 33а-886 от 08.08.2019 года и кассационным определением Кассационного военного суда № 88а-671/2020 от 25.03.2020 года Соколенко Е.Э. отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконными приказов Главнокомандующего воздушно-космическими силами и командира войсковой части 77977, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава указанной войсковой части, а также об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Указанными судебными актами установлено, что Соколенко Е.Э. в 1997 году на основании ордера, выданного администрацией Октябрьского района г. Тамбова, в составе семьи своего отца была обеспечена жилым помещением по установленным нормам по адресу: , в котором была зарегистрирована по месту жительства в период с 28.04.1997г. по 11.03.2003г. Соколенко Е.Э. по своему усмотрению распорядилась полученным за счет государства по установленным нормам жильем, добровольно выехав из него и снявшись с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, судами было установлено, что Соколенко Е.Э. ранее была обеспечена в составе семьи своего отца жилым помещением за счет государства по установленным нормам и не имеет возможности сдать это жилое помещение, то, следовательно, она не имеет права на повторное обеспечение жильем в порядке, установленном Законом. Более того, состав семьи Соколенко Е.Э. не изменился и составляет 1 человек.

В настоящее время Соколенко Е.Э., являясь старшим лейтенантом запаса, после увольнения с военной службы 06 февраля 2020 года обратилась в ФГКУ «ЗРУЖО» (Отделение, территориальное, г. Тамбов) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением № 68-25/06 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Отделение (территориальное, г. Тамбов) от 13.03.2020 года Соколенко Е.Э. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что на момент обращения в жилищный орган Соколенко Е.Э. утратила статус военнослужащего. Сведений о признании Соколенко Е.Э. нуждающейся в жилых помещениях в установленном законом порядке уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения до увольнения с военной службы материалы учетного дела не содержат, в связи с чем оснований для обеспечения Соколенко Е.Э. жилыми помещениями за счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном ФЗ «О военнослужащих» не имеется.

Не согласившись с данным отказом, Соколенко Е.Э. обратилась в суд с настоящим иском.

Право военнослужащих на жилище установлено пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу положений абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действующей до принятия Федерального закона №416-ФЗ от 02 декабря 2019г.) военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 2 названных выше Правил в целях признания военнослужащих, нуждающимися в жилых помещениях, применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.

Согласно подп. "д" п. 10 Правил учёта военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998г. №1054, в редакции, действующей до настоящего времени без изменения, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Какой-либо срок, по истечении которого данное положение не подлежит применению, законом не предусмотрен.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (определения от 26 ноября 2018 года N 2987-О, от 25 апреля 2019 года N 997-О и др.).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Положения данного нормативного регулирования были учтены при рассмотрении дела Тамбовским гарнизонным военным судом по иску Соколенко Е.Э на момент их действия.

В настоящее время Соколенко Е.Э. приводит доводы о необоснованности решения №68-25/06 от 13 марта 2020 года начальника ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ территориальное отделение город Тамбов Юрьева Р.В., ссылаясь на изменения, внесенные в статью 15 Федерального закона N 79-ФЗ.

Согласно абзацу тринадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем, на момент вступления в силу данных изменений в законе, Соколенко Е.Э. утратила статус военнослужащего. На момент принятия начальником отделения решения 14 января 2019 года данные изменения не действовали. При этом согласно общему принципу действия закона во времени к правоотношениям, в том числе в области жилищного обеспечения военнослужащих подлежит применению закон, действующий в период их возникновения, более того, данным законом, как следует из части 2 статьи 6 ЖК РФ, не предусмотрено распространение его действия на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие.

В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется: для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом, гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения его из списков личного состава воинской части, что определено пунктом 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас либо отставку, и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила, согласно пункту 1 которых под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Решением Тамбовского гарнизонного военного суда от 15.04.2019г., вступившим в законную силу, приказ об увольнении Соколенко Е.Э. с военной службы признан не нарушающим прав истца, поскольку на день издания данного приказа Соколенко Е.Э. не имела права на получение жилого помещения за счет Министерства обороны РФ.

При этом, порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ в порядке ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ установлен только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и совместно проживающих с ними членов их семей.

Таким образом, заявление о принятии на жилищный учет военнослужащего и членов его семьи с целью реализации права на жилище должно быть подано в период прохождения военной службы.

Соколенко Е.Э. на дату обращения в жилищный орган - 06 февраля 2020 года утратила статус военнослужащего, 23 января 2019 года она была исключена приказом № 11 командира войсковой части 77977 из списков личного состава воинской части, и на момент увольнения не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Утратив статус военнослужащего, граждане реализуют свое право на обеспечение жильем на общих основаниях в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и законов субъекта, регламентирующих порядок и основания предоставления гражданам жилых помещений из государственного жилищного фонда.

В соответствии с положениями п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство берет на себя обязанность по обеспечению жильем военнослужащих - граждан РФ, проходящих венную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, нуждающихся в жилых помещениях, при условии, что они приняты на учет соответствующими органами в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, не предусматривается обеспечение жилыми помещениями уволенных военнослужащих, которые на момент увольнения не состояли на учете в качестве нуждающихся.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №1054 от 06.08.1998 предусмотрена процедура постановки на очередь до исключения военнослужащих из списков личного состава войсковой части. Указанным постановлением также не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы и не состоящих на момент увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылка Соколенко Е.Э. на правую позицию Верховного Суда РФ, данную в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, о том, что само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в указанном определении рассматривался иной вопрос, между другими сторонами и по другим обстоятельствам. Российским законодательством судебный прецедент к источникам права не отнесен.

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 16.09.2016 принималось по другому оспариваемому решению ФГКУ «ЗРУЖО» территориальное отделение г. Тамбов, было исполнено и к возникшему спору отношения не имеет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Соколенко Е.Э. к ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальное отделение город Тамбов, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании решения №68-25/06 от 13.03.2020 начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязании начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева включить старшего лейтенанта запаса Соколенко Е.Э. в списки лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Соколенко Е.Э. о признании решения №68-25/06 от 13.03.2020 начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным и обязании начальника территориального отделения г. Тамбов ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Р.В. Юрьева включить старшего лейтенанта запаса Соколенко Е.Э. в списки лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд города Тамбова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья:                                                         О.Е.Моисеева

Решение составлено в окончательной форме: 25 ноября 2020 года.

Судья:                                                         О.Е.Моисеева

2-1581/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Соколенко Елена Эдуардовна
Ответчики
ФГКУ Западное регисональное управление Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ территориальное отделение г. ТАмбов
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ г. Санкт-Петербург»
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
Другие
Каравичев Александр Александрович
Суд
Советский районный суд г. Тамбова Тамбовской области
Судья
Моисеева О.Е.
Дело на сайте суда
sud25.tmb.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2020Передача материалов судье
22.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Подготовка дела (собеседование)
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
05.11.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020Дело оформлено
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее