УИД - 24RS0032-01-2022-002649-40
Дело №2-3355/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 26 октября 2022 г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бойко И.А.,
при секретаре Левияйнен А.Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Ростихина Е.С.,
представителя МБОУ «Средняя школа №94» Телициной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №94», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №94» и Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки МАОУ «Средняя школа №94», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, выявлены нарушения законодательства: - в нарушение подпункта «а» пункта 25 Требований объект не оборудован охранной сигнализацией; - в нарушение пункта 30 Требований система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; - в нарушение подпункта «в» пункта 25 Требований на объекте на 1-м этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); - в нарушение подпункта «б» пункта 26 Требований въезды на территорию объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; - в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов образования, здания МБОУ «Средняя школа № 94» в полной мере не обеспечена.
Учитывая изложенное, Прокурор Ленинского района г. Красноярска просит возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа №94» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, охранной сигнализацией и системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже здания, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), оснастить въезды на территорию объекта по адресу г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении; актуализировать паспорт безопасности объекта по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихин Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №94» Телицина Е.В. иск не признала о чем представила письменные пояснения, из содержания которых следует, что при предоставлении бюджетных средств учреждением будет проведена закупка соответствующих работ в рамках бюджетного законодательства и законодательства о закупочной деятельности с соблюдением установленных сроков и процедур. Кроме того в учреждении приказом руководителя назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. Учреждением оформлен и согласован с УФСБ России по Красноярскому краю, Управлением Федеральной службы войск Национальной Гвардии РФ по Красноярскому краю и ФГКУ «30 отряд ФПС по Красноярскому краю паспорт безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». В паспорте отражены силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности учреждения, а так же меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. В части инженерно-технического обеспечения учреждение оборудовано автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации людей при пожаре, а также дополнительной системой, позволяющей дублировать сигнал о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия работников учреждения. Ежегодно на начало учебного года и затем ежеквартально в учреждении проводится разъяснительная работа, инструктивные совещания с работниками и обучающимися, направленные на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайной ситуации. Систематически в учреждении в соответствии с утвержденным планом эвакуации, проводятся тренировки с обучающимися и работниками при угрозе возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций (проводятся не реже 1 раза в квартал), а также инструктажи и занятия по действиям в условиях объявления 2 сигналов: «тревожный сигнал об опасности», «объявление эвакуации из здания». В общедоступных местах размещены схемы эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов, опорного пункта полиции, органов безопасности, наглядная агитация по противодействию терроризму. По согласованию с коллегиальными органами управления Учреждения, представляющими интересы всех участников образовательных отношений, в учреждении принято Положение о пропускном режиме, в котором предусмотрены меры, направленные на обеспечение пропускного и внутриобъектного режимов, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Во исполнение данного локального нормативного акта в учреждении назначены работники, ответственные за осуществление пропускного режима, которые обеспечивают контроль доступа посетителей в учреждении путем обязательной их регистрации в соответствующем журнале и сопровождения по зданию учреждения, ежедневный обход и осмотр объекта (территории). Сотрудниками учреждения осуществляется контроль доступа за перемещением автотранспорта по его территории. На основании приказа руководителя Учреждения определен список автотранспорта (доставка продуктов питания к столовой, аварийно-технические службы, вывоз твердых бытовых отходов), которому разрешен доступ на территорию учреждения. Въезд автомобилей осуществляется через хозяйственные ворота, расположенные на расстоянии от входа в учреждение, чем обеспечиваются безопасные условия для пребывания обучающихся. Во исполнение дополнительной меры антитеррористической защищенности, предусмотренной подпунктом «б» пункта 25 Требований учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками ООО ОА «Авалон» на основании заключенного контракта на оказание охранных услуг от 23.06.2022 № 27/06/2022. Таким образом, считает, что учреждением предпринимается комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, в рамках предоставленных полномочий.
Ответчик - Главное управления образования администрации г. Красноярска о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутсвие, возражений по существу иска не представил.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 4 ст.3 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункта 25 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с подпунктом 18 пункта 19 Распоряжения администрации г.Красноярска от 20 февраля 2014г. № 56-р «Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска» Главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.
Согласно подпункту 21 пункта 19 указанного Распоряжения Главное управление образования администрации города Красноярска в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий.
Из материалов гражданского дела усматривается, что МБОУ «Средняя школа №94» находится по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а (п. 1.2 Устава).
Школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.5. Устава).
Сособственником имущества Школы является муниципальное образование г.Красноярск. Собственник имущества закрепляет за Школой в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ. (п. 3.6 Устава).
Объекты собственности, закреплённые за Школой, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. С момента фактической передачи имущества на Школу переходят обязанности по его учёту, инвентаризации и сохранности. При осуществлении права оперативного управления вверенным имуществом Школа обеспечивает его сохранность и использование по целевому назначению (п. 3.8 Устава).
Таким образом, МБДОУ «Средняя школа №94» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, д. 20а, которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» присвоена 2-я категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 850 человек.
В ходе проверки, проведённой Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в 2021г., установлено нарушение п. «д» п. 24, п.п. «а», «в» п. 25, п. «б» п. 26, п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006.
Представление Прокурора Ленинского района г. Красноярска об устранений нарушений, направленное в адрес Главного управления образования Администрации г. Красноярска 07 октября 2021г., не исполнено, что подтверждается справкой истца от 05 июля 2022г.
Главное управление образования Администрации г. Красноярска является главным распорядителем бюджетных средств, тем самым вправе определить приоритетные направления расходования выделяемых муниципальным образованием денежных средств. Главное управление образования Администрации г. Красноярска осуществляет функции и полномочия учредителя, обладающий полномочиями по финансированию Учреждения.
16 сентября 2022 г. директором МБОУ «Средняя школа № 94» Телициной Е.В. в адрес руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска было направлено два письмо № 256 и № 255 с ходатайстовм о выделении дополнительных ассигнирований в сумме 111 430 руб. на установку оборудования по видеонаблюдению и в сумме 556 792 руб. 28 коп. для оборудования откатных ворот.
При этом сведений о выделении МБОУ «Средняя школа № 94» запрашиваемых денежных средств и последующем устанении выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
Таким образом, непринятие ответчиками мер к устранению указанных нарушений до настоящего времени противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания; отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, нуждающихся в силу возраста в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Доводы ответчика о принятии комплекса мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, в рамках предоставленных полномочий с их подробным перечислением не подтверждает факт исполнения требований указанных истцом в представлении № 71-2021от 06.09.2021 и в рассматриваемом исковом заявлении, следовательно не могут явиться основанием для отказа в заявленных исковых требованиях.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки формирования бюджета, возможности выделения денежных средств, суд считает необходимым возложить обязанность на Главное управление образования администрации г. Красноярска по выделению финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а образовательное учреждение – устранить нарушения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №94», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №94» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: оборудовать здание, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Московская, 20а охранной сигнализацией;
оборудовать здание, расположенное по вышеуказанному адресу системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта;
оборудовать на первом этаже здания, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Московская, 20а помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
оборудовать въезды на территорию объекта по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, 20а воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;
по результатам устранения вышеуказанных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, актуализировать паспорт безопасности объекта по адресу: г. Красноярск, ул. Московская, 20а в соответствии с действующим законодательством.
Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.А. Бойко
Дата составления мотивированного решения суда 02 ноября 2022 года