дело № ___
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 17 мая 2019 года
Павинский районный суд Костромской области в составе судьи Бессонова Д.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области к Мусинову А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области обратилась в Павинский районный суд Костромской области с административным исковым заявлением к Мусинову А.В., просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в размере ... рубля, пени в размере ... рубль ... копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что Мусинов А.В. представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2014 год с исчисленной к уплате суммой налога в размере ... рубля. Срок уплаты налога- 15 июля 2015 года. В добровольном порядке налог не уплачен. На основании ст. 75 НК РФ начислены пени за период с 16.07.2015 по 10.11.2015 в размере ... рубля. 23.07.2015 и 10.11.2015 Мусинову А.В. направлялись требования об уплате налога, пени, которые не исполнены.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд. Ходатайство мотивировано большим объемом взыскания задолженности с физических и юридических лиц. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, является уважительной причиной пропуска срока.
На основании определения судьи в соответствии с п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
При подготовке дела к судебному разбирательству стороны дополнительных доказательств не представили, ходатайств не заявили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица также может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Наличие задолженности по уплате налога на доходы физических лиц и ее размер за 2014 год административным ответчиком не оспаривается.
Требование № ___ от 23.07.2015 об уплате налога за 2014 год и пени за период с 16.07.2015 по 22.07.2015 направлено Мусинову А.В., в данном требовании установлен срок его исполнения до 12.08.2015.
Требование № ___ от 10.11.2015 об уплате пени за период с 23.07.2015 по 09.11.2015 направлено Мусинову А.В., в данном требовании установлен срок исполнения до 01.02.2016.
Сведений о том, что административный истец обращался в суд за вынесением судебного приказа, материалы дела не содержат.
Таким образом, сроки обращения в суд, установленные законом, по настоящему делу истекли 12.02.2019.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 18.04.2019, то есть с пропуском срока.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока предъявления административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для этого.
Большой объем работы по взысканию налоговой задолженности, на что указывает административный истец, не может являться уважительной причиной значительного пропуска срока обращения в суд.
При этом суд учитывает, что взыскание задолженности по налогам является одной из основных целей деятельности Федеральной налоговой службы. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
Также следует отметить, что административным истцом не представлено доказательств в обоснование своей позиции. Данные о том, что объем работы административного истца значительно превышает аналогичные показатели иных подразделений Федеральной налоговой службы, в материалах дела отсутствуют.
В связи с изложенным, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд административному истцу следует отказать. В связи с пропуском срока на обращение в суд исковые требования не подлежат удовлетворению.
При принятии решения суд также учитывает, что направление административным истцом 10.11.2015 требования об уплате пени не повлекло изменения порядка исчисления срока на обращение в суд. Сумма пени, указанная в данном требовании, не может являться самостоятельным предметом иска.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.02.2015 № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено. Это обусловлено тем, что пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175- 180, 290, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Костромской области к Мусинову А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2014 год, пени отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Д.А. Бессонов