Дело № 12-426/2024

РЕШЕНИЕ

г. Якутск                                                     12 апреля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство заместителя прокурора города Якутска Данилова Т.Р. о восстановлении срока опротестования определения мирового судьи судебного участка № 62 г.Якутска от 03 ноября 2023 года о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Элпромгазстрой» Попова Андрея Сергеевича,

УСТАНОВИЛ:

Определением мирового судьи от 03 ноября 2023 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Элпромгазстрой» Попова Андрея Сергеевича, возвращен в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) вместе с материалами для устранения недостатков, а именно в связи с тем, что страхователи за нарушение ранее действовавших сроков предоставления сведений не могут быть привлечены к административной ответственности в 2023 году.

Заместитель прокурора города Якутска принес протест на данное определение, ссылаясь на то, что отмена обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с января 2023 года не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до января 2023 года, при этом заявил о восстановлении срока принесения протеста на определение мирового судьи, ссылаясь на поступление прокурору соответствующего ходатайства.

Прокурор Соколова С.А. в судебном заседании доводы ходатайства и протеста поддержала, просила отменить определение.

Попов А.С. времени и месте судебного заседания извещен, не явился, причину неявки суду не сообщил, судебное заседание проведено в отсутствие данного лица.

Выслушав прокурора, исследовав доводы ходатайства, протеста, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 названного Кодекса.

В силу частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, он может быть восстановлен, в том числе, по ходатайству прокурора, принесшего протест.

Таким образом, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и подачу ходатайства о восстановлении срока на его принесение, независимо от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисление сроков обжалования вынесенных по делу постановлений связано с фиксацией времени их получения лицом, обратившимся с жалобой, протестом.

Установлено, что определение о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Элпромгазстрой» Попова Андрея Сергеевича, вынесено 03 ноября 2023 года.

Как следует из представленных материалов дела, ходатайство заместителя управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Саха (Якутия) № МУ-14-33/46568 о принесении протеста на определение мирового судьи было подано в прокуратуру г.Якутска 15 февраля 2024 года.

Протест прокурором принесен в суд 15 марта 2024 года (согласно штампу суда № 22391), в котором прокурор ссылался на вышеуказанное ходатайство.

Таким образом, установленный законом срок для принесения протеста на определение пропущен по уважительной причине, ходатайство подлежит удовлетворению.

Установлено, что 24 октября 2023 года начальником Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) Аргуновым М.А. в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Элпромгазстрой» Попова Андрея Сергеевича составлен протокол №1101 об административном правонарушении, совершенном 02 марта 2023 года, по факту нарушения должностным лицом срока предоставления отчетности, установленной п.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.

Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 г. № 103п «Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений».

Статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 1862-О, от 17 июля 2018 г. № 1712-О).

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.

Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. № 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.

Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п Утверждена единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения».

Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 г. № 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.

Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023 года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 года.

Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года № 50-АД23-6-К8.

Мировой судья указанные обстоятельства не учел и вернул протокол об административном правонарушении должностному лицу. Изложенное свидетельствует о том, что по данному делу об административном правонарушении мировым судьей не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах определение мирового судьи подлежит отмене.

Поскольку на дату настоящего рассмотрения протеста прокурора срок давности (с 02.03.2023 года) привлечения генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Элпромгазстрой» Попова Андрея Сергеевича к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

     ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 62 ░.░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.15.33.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 62 ░.░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.15.33.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░.30.12-30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                      ░/░                            ░.░.░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                             ░.░.░░░░░░░

12-426/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Данилов Т.Р.
Ответчики
Попов Андрей Сергеевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Иванова Ая Ивановна
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
18.03.2024Материалы переданы в производство судье
12.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее