Дело № 2а-740/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кураленя П.Ф. к заместителю таможенного поста «бухта Камышовая» Севастопольской таможни Сенникову А.В., Севастопольской Таможне о признании незаконным решения и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кураленя П.Ф. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит, с учетом уточнений, отменить незаконное решение № от 09.01.2019 года об отказе в продлении срока временного ввоза транспортного средства – МБ «<данные изъяты>», обязать продлить срок временного ввоза до 09.03.2019 года.
В обоснование административного иска указано, что при принятии решения об отказе были нарушены:
в случае отказа таможенный орган обязан был проинформировать лицо об отказе в возможно короткие сроки, но не позднее трех часов рабочего времени. Заявление было подано и зарегистрировано 09.01.2018 12:30, а отказ получен Заявителем в 20:30;
в заявлении были указаны все пп.пп. «а» - «м» п. 3 Порядка;
к заявлению были приложены копии всех документов согласно пп.пп. «а» - «г» п. 4 Порядка;
таможенный орган делает вывод о недостоверности документов, не имея достаточной информационно-исследовательской базы для данного вида;
принимая решение, таможенный орган ссылается на информацию, полученную от агента, которая не предусмотрена п. 6 Порядка;
требование о вывозе МБ «<данные изъяты> за пределы таможенной территории ЕАЭС 09.001.2019 года является заранее невыполнимым, поскольку заявление о выходе судна в морской порт получено 09.01.2019 года в 20.30, а до окончания суток остается 3,5 часа.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске обстоятельствам.
Административный ответчик – должностное лицо Севастопольской таможни Сенников А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Определением судебного заседания от 20.02.2019 года в качестве административного ответчика привлечена Севастопольская таможня.
Представители Севастопольской таможни в судебном заседании Кобец В.А. и Плешивцева Л.В. возражали против удовлетворения административного иска, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях. Кроме того, указали, что прав административного истца как физического лица административный ответчик не нарушал и решения в отношении Кураленя П.Ф. как физического лица не принимал.
Выслушав пояснения административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 09.01.2019 года за № таможенным постом Бухта Камышовая Севастопольской таможни зарегистрировано заявление от 08.01.2019 № капитана морского буксира «<данные изъяты>» Кураленя П.Ф. о продлении срока временного ввоза транспортного средства международной перевозки, ввезенного по таможенной декларации на транспортное средство от 08.02.2018 №, на срок до 09.02.2019 включительно.
09.01.2019 года административным ответчиком принято решение об отказе в продлении срока временного ввоза транспортного средства международной перевозки морского буксира «Леонтий Мартинович», указанное в отметке на таможенной декларации на транспортное средство №, заверенной подписью и личной номерной печатью № Севастопольской таможни.
Причинами, послужившими основанием для принятия решения, послужили следующие обстоятельства:
- обращение не содержит достоверных сведений о причинах, по которым невозможен обратный вывоз транспортного средства международной перевозки;
- к документу не приложены действующие документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров.
Не согласившись с отказом, Кураленя П.Ф. обратился в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 4 ст. 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларирование в письменной форме допускается в отношении транспортных средств международной перевозки, которое с учетом пп. 4 п. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС осуществляется с применением декларации на транспортное средство.
Пунктом 1 ст. 274 ТК ЕАЭС установлено, что срок нахождения на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) временно ввозимого транспортного средства международной перевозки устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию Союза, с учетом статьи 144 настоящего Кодекса и пункта 2 настоящей статьи.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока нахождения на таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, определяется Комиссией (п. 6 ст. 274 ТКЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 140 утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока нахождения на таможенной территории Евразийского Экономического Союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки.
В соответствии с п. 2 Порядка при невозможности обратного вывоза с таможенной территории Союза временно ввезенного транспортного средства международной перевозки в срок временного ввоза перевозчик, или лицо, во владение которого такое транспортное средство передано в соответствии с абзацами вторым - четвертым подпункта 2 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, или иное заинтересованное лицо (далее - лицо) направляет до истечения установленного срока временного ввоза, если иное не предусмотрено в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, и в регионе деятельности которого находится транспортное средство международной перевозки, мотивированный запрос (в виде электронного документа или составленного в произвольной форме документа на бумажном носителе, электронной копии документа на бумажном носителе) о продлении срока временного ввоза на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен обратный вывоз такого транспортного средства с таможенной территории Союза (далее - запрос).
В соответствии с пп. 31 п. 7 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 31.05.2018 № 834 (зарегистрирован Минюстом России 03.10.2018, регистрационный № 52325) в полномочия таможенного поста входит продление срока нахождения на таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного транспортного средства международной перевозки.
Требование к запросу содержится в п. 3 Порядка № 140.
Вместе с тем, таможенным органом установлено, что информация, предусмотренная пп. «и» п. 3 Порядка № 140, заявленная, в качестве причины, по которой невозможен обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза в срок временного ввоза, является недостоверной.
Как следует из представленного заявления, направленного в адрес начальника таможенного поста «Бухта Камышовая» Севастопольской таможни, в качестве причин, по которым невозможен обратный вывоз морского буксира <данные изъяты>» капитаном буксира Кураленя П.Ф. указано на ожидание обновления агентом документов на переход, в соответствии с распоряжением судовладельца морского буксира «<данные изъяты>» <данные изъяты> от 06.01.2019 №; время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза, указано до 09.02.2019 для получения необходимой документации согласно информации судового агента.
В рамках проверки предоставленных сведений таможенным органом в адрес агента ООО «<данные изъяты>» направлен запрос о наличии договорных отношений между судовладельцем морского буксира «<данные изъяты>» <данные изъяты> с ООО «<данные изъяты>» либо судовладельцем т/х «<данные изъяты>».
Из полученной информацией от судового агента т/х «<данные изъяты>» - ООО <данные изъяты>» от 09.01.2019 № следовало об отсутствие каких-либо договорных отношений между Alstar Alliance S.А. - судовладельцем морского буксира «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», а также между <данные изъяты>. - судовладельцем т/х «<данные изъяты>» и <данные изъяты>
С учетом изложенного, причина, по которой невозможен обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза в срок временного ввоза, отсутствует.
Требование к документам, представляемым вместе с запросом, содержится в п. 4 Порядка № 140.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка № 140 таможенному органу, вместе с запросом представляются, в том числе транспортные (перевозочные) документы и (или) иные стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной в области транспорта.
В пп. 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС содержится определение транспортных (перевозочных) документов. В соответствии с указанным подпунктом ст. 2 ТК ЕАЭС «транспортные (перевозочные) документы» - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
В соответствии с п. 1 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (п. 2 ст. 117 КТМ РФ).
В судебном заседании установлено, что документы, подтверждающие заключение договора морской перевозки груза, как и сам договор, таможенному органу не представлены, вместе с тем, в силу требований п. 4 Порядка № 140, представление таких документов является обязательным.
При этом иные документы, представленные с заявлением, не свидетельствуют о заключении договора международной перевозки. Кроме того, представленные копии регистрового свидетельства на т/х <данные изъяты>» от 13.09.2018 № № и свидетельства на буксировку на т/х «<данные изъяты>» от 14.09.2018 г. № №, с учетом истечения срока действия, являются недействительными.
Таможенная декларация на транспортное средство от 08.02.2018 № №, не является документом, подтверждающим цель ввоза транспортного средства и наличие договора международной перевозки, ввиду правовой природы данного документа, определенной п.п. 1, 2, пп. 4 п. 4 ст. 104, пп. 4 п. 1, п. 4 ст. 105 ТК ЕАЭС.
Таким образом, таможенный орган обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для отказа в продлении срока временного ввоза, предусмотренных пп. «д» п. 6 Порядка № 140, о чем уведомил административного истца, в том числе уведомил о необходимости вывоза морского буксира «<данные изъяты>» за пределы таможенной Евразийского экономического союза, и о возможности получения декларации на транспортное средство с отметкой об отказе в продлении срока временного ввоза.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого решения об отказе в продлении временного ввоза транспортного средства и обязании административного ответчика о его продлении на срок до 09.03.2019 года у суда не имеется.
Кроме того, при принятии решения об отказе в удовлетворении административного иска, суд также отмечает, что права физического лица Кураленя П.Ф. (статус которого определен самим Кураленя П.Ф. в административном исковом заявлении) таможенный орган не нарушал, решения в отношении физического лица не принимал.
Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кураленя П.Ф. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 25.02.2019 года.
Судья Ю.С. Степанова