Решение по делу № 2-3340/2024 от 10.01.2024

КОПИЯ

УИД: 50RS0028-01-2024-000198-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2024 года                                         г.Мытищи Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Наумовой С.Ю., при секретаре судебного заседания Костиковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3340/2024 по исковому заявлению Межрайонного природоохранного прокурора Московской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Московской области и Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределённого круга лиц, к Сафронову Сергею Анатольевичу об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков, обязании совершения определённых действий, внесении изменений в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Московской области и Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО4 об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков, обязании совершения определённых действий, внесении изменений в ЕГРН.

В обоснование заявленных требований, с учётом уточнений, истец указал, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения требований законодательства при формировании и использовании земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>. Согласно сведениям ЕГРН, данные земельные участки отнесены к категории земель «земли населённых пунктов», с видом разрешённогоиспользования «для ведения личного подсобного хозяйства», поставленына государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, принадлежат на праве собственности ФИО4

Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, вышеуказанные земельные участки частично расположены в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне Икшинского водохранилища, частично расположены в береговой полосе Икшинского водохранилища, а также расположены во 2-м поясе ЗСО источников питьевого водоснабжения, в том числе в границах «жесткой» 150-ти метровой зоны ЗСО источников питьевого водоснабжения.

По сведениям Отдела водных ресурсов по Московской, Тверскойобластям и г.Москве Московско-Окского бассейнового водного Управленияфедерального агентства водных ресурсов земельные участки с кадастровыминомерами входят в границы водоохраннойзоны и прибрежной защитной полосы Икшинского водохранилища, возможнорасположены в береговой полосе Икшинского водохранилища.

Согласно результатам визуального обследования земельных участковс кадастровыми номерами , проведённогоДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области,установлено, что участки имеют ограждение по периметру (со стороны берегана расстоянии около 30 м), на территории участков возведены два капитальныхстроения на расстоянии около 30 м. и 50 м. от берега водного объекта, а такжеприблизительно в 30 м. от берега водного объекта теплица. Произведеноберегоукрепление, (предположительно бетонными плитами), в 30 метрахот водного объекта возведен эллинг, слип, а также пирс. Примерно в 5 метрахот береговой полосы имеется беседка, состоящая из двускатного навеса(предположительно профнастил), металлических решеток по трём сторонам,а также плиткой (с внутренней и внешне-входной стороны). Кроме того,на территории участков между ограждением и береговым объектом имеетсяпокрытие тротуарной плиткой.

Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия в прямой или скрытой форме нарушают право государственной собственности на воды, запрещаются. Таким образом, поверхностный водный объект – Икшинское водохранилище, его акватория и береговая полоса на момент формирования спорных участков принадлежали на праве собственности государству. Нахождение в собственности ФИО4 и дальнейшее использование им акватории и береговой полосы водного объекта – водохранилища, с нарушением федерального законодательства влечёт за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества, так и законных прав неопределённого круга лиц на равный доступ к природным ресурсам. Проведённой проверкой также было установлено, что сведения об ограничениях на использование земельных участков с кадастровыми номерами в ЕГРН не внесены.

Поскольку земельные участки, расположенные в границах береговой полосы поверхностного водного объекта, образованы с нарушением прямых запретов, установленных правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данных земельных участков подлежат исключению из ЕГРН. Поскольку исковые требования прокурора направлены на защиту права неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации и вытекают из экологических правоотношений, исковое заявление подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Во исполнение определения Мытищинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена судебная землеустроительная экспертиза, по результатам которой подготовлено заключение эксперта. В вышеуказанном заключении сказано, что спорные земельные участки частично пересекают береговую полосу водного объекта.

На основании вышеизложенного, истец просит суд истребовать из чужого незаконного владения ФИО4 в собственность Российской Федерации части земельных участков с кадастровыми номерами , занятый береговой полосой водного объекта площадью 134 кв.м., , занятый береговой полосой водного объекта площадью 9 кв.м., в координатах, указанных в заключении эксперта; обязать ответчика за свой счёт с даты вступления решения в законную силу освободить береговую полосу от строений и сооружений, расположенных в границах вышеуказанных земельных участков, освободить часть береговой полосы и водного объекта перед земельным участком, а именно демонтировать (снести) навес, хозяйственное строение, колодец, причал с мостиком, подпорную бетонную стену, металлический забор; внести изменения в ЕГРН в части площади спорных земельных участков, а также сведения об ограничении (обременении) прав при использовании данных земельных участков.

Представитель истца Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области – помощник прокурора ФИО10 в судебном заседании поддержала исковые требования с учётом уточнений, просила удовлетворить их по основаниям, указанным в исковом заявлении с учётом проведённой судебной экспертизы.

Ответчик ФИО4 и его представитель по доверенности ФИО11 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснил, что дом ответчика находится во владении с 1967 года, забор не переносился. Ответчик забетонировал упавший берег, документы на бетонирование берега имеются. Сейчас берег активно размывается водой. Беседку он готов убрать. За берегом производится надлежащий уход с его стороны.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности ФИО12 в судебном заседании исковые требования оставил на усмотрение суда.

Третьи лица Филиал ППК «Роскадастр» Московской области, Администрация городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.

В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО17 приобрёл по договору купли-продажи домовладение, расположенное на земельном участке совхоза «Менжинец» площадью 1500 кв.м. <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. был заключён договор дарения домовладения по адресу: <адрес>, на основании которого ФИО1 подарил ФИО3 жилой дом, три сарая, гараж, расположенные на земельном участке 1100 кв.м., переданном в ведение Протасовского с/Совета.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сельского Совета Мытищинского района Московской области ФИО3 предоставлен земельный участок площадью 0,19 га. <адрес>, из которых в собственность предоставлено 0,12 га, а во владение 0,07 га.

Постановлением Главы Мытищинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О предоставлении гр. ФИО3 земельных участков в собственность в <адрес>» ФИО3 был предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 380 кв.м. с кадастровым мером :13 (предыдущий ).

В дальнейшем ФИО3 произвёл раздел земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером на два земельных участка: с кадастровым номером площадью 410 кв.м. и с кадастровым номером площадью 790 кв.м. на основании решения о разделе от ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти ФИО3 ответчик ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. стал его наследником по завещанию на следующее недвижимое имущество по адресу: <адрес>; земельный участок площадью 410 кв.м с кадастровым номером , земельный участок площадью 380 кв.м с кадастровым номером , хозяйственное строение площадью 76,6 кв.м с кадастровым номером , хозяйственное строение площадью 113,1 кв.м с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения собственника о перераспределении земельных участков ответчик ФИО4, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 410 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером , площадью 380 кв.м., изменил границы земельных участков путём перераспределения без изменения их общей площади и внешних, не смежных между ними границ. В результате образовалось два земельных участка: площадью 395 кв.м. с кадастровым номером и площадью 395 кв.м. с кадастровым номером , что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4 ст.1 Водного Кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

На основании ст.5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоёмы (озера, пруды, обводнённые карьеры, водохранилища); болота (низинные, переходные, верховые); природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Согласно ч.1, 6, 8 ст.6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяжённость которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьёв, протяжённость которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.12 ст.85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

На основании ч.5, 8 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводнённые карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно Постановлению СНК РСФСР от 04.09.1940 N 696 (ред. от 05.03.1986) "О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г.Москвы" в зону II пояса Икшинского водохранилища также входит дер.Большое Ивановское.

Кроме того, запрет на передачу в частную собственность водных объектов общего пользования и их береговых полос действовал и до введения в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ и Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ.

Таким образом, водный объект – Икшинское водохранилище, его акватория и береговая полоса на момент формирования земельных участков принадлежали на праве собственности государству.

Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

В силу п.1 ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чём приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из разъяснений, данных в п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

Нахождение в собственности ФИО4 и дальнейшее использование им акватории и береговой полосы водного объекта – водохранилища, с нарушением федерального законодательства влечёт за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества, так и законных прав неопределённого круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.

В рамках рассматриваемого гражданского дела, по ходатайству ответчика, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам АНО «Экспертный центр «ПЕРИТИЯ».

Согласно выводам заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ. при сопоставлении границ земельных участков ответчика с кадастровыми номерами и согласно сведениям ЕГРН и границ береговой полосы, было выявлено следующее:

- часть земельного участка с кадастровым номером площадью 134 кв.м. расположена в береговой линии;

- часть земельного участка с кадастровым номером площадью 9 кв.м. расположена в береговой линии;

- площадь земельного участка с кадастровым номером , после исключения части земельного участка, расположенного в береговой полосе, составит 259 кв.м.;

- площадь земельного участка с кадастровым номером , после исключения части земельного участка, расположенного в береговой полосе, составит 384 кв.м.

В судебном заседании был допрошен эксперт ФИО13, который заключение, составленное им, поддержал и пояснил, что он работает штатным экспертом в АНО «Экспертный центр «ПЕРИТИЯ». При проведении исследования им использовались кадастровые документы на земельные участки с ДД.ММ.ГГГГ года. При проведении исследования им также производилась фото-фиксация. Необходимые фото им были приложены в заключение эксперта.

Оценивая заключение эксперта, суд отмечает, что заключение эксперта является полным, мотивированным, экспертом даны ответы на все поставленные вопросы, поэтому оснований не доверять выводам эксперта, который имеет соответствующее образование, квалификацию и достаточный опыт в данной области исследований, не имеется, обследование проведено с соблюдением закона.

Сторона ответчика была не согласна с выводами экспертизы и предоставила Техническое заключение специалиста ИП Фёдорова А.Н., в котором специалист делает несколько иные выводы о местонахождении земельных участков по отношению к береговой линии и водному объекту.

Вместе с тем, суд критически относится к выводам специалиста, поскольку они сделаны без исследования доказательств по делу и материалов дела, специалист перед дачей заключения не был предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, с учётом проведённой по делу экспертизы, суд приходит к выводу, что в состав границ спорных земельных участков вопреки указанным требованиям законодательства включены части береговой полосы водного объекта.

Поскольку части земельных участков предоставлены при наличии прямого законодательного запрета предоставления в частную собственность, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли, в связи с чем, подлежит истребованию из чужого незаконного владения в распоряжение Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, а именно схемой взаимного расположения земельных участков и границ водного объекта, береговой полосы общего пользования, а также выводами заключения эксперта, что спорные земельные участки включают в себя границы водного объекта – береговую полосу Икшинского водохранилища, то есть образованы с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными нормами земельного и водного законодательства, следовательно сведения о вышеуказанных земельных участках подлежат изменению в ЕГРН в части площади земельных участков.

Учитывая, что истребование земельного участка без возведённых на нём объектов неправомерно ввиду противоречия закреплённому в подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, земельные участки с кадастровыми номерами и подлежат освобождению от расположенных на нём строений и сооружений, а также освобождению подлежит часть береговой полосы и водного объекта перед земельным участком, а именно демонтирование навеса, хозяйственного строения, колодца, причала с мостиком, подпорной бетонной стены, металлического забора.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п.2 ст.43 ВК РФ и ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со п.4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Из пунктов 1.4, 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (с изм. от 25.09.2014) (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2002 N 3399), следует, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трёх поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с положениями, указанными в приложении № 1 к решению Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 (с изм. от 08.10.2018) "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП" второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоёмов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.

Согласно абзацу 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10, приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143 боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии: а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о внесении в ЕГРН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 17.04.1980 № 500-1143, а именно абзацы 4.4.4., 4.4.5, 4.4.6:

Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твёрдых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

- рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

- рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

- рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Сторона ответчика ссылалась на пропуск срока исковой давности.

Оценивая доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как разъяснено в пунктах 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу п.1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. ч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Как разъяснено в п.57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом, сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня её внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абз.5 ст.208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается со дня, когда государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Принимая во внимания, что истцу, исходя из его полномочий стало известно о нарушении права после проведения проверки исполнения водного и земельного законодательства на территории г.о. Мытищи Московской области 01.11.2023г. в суд истец обратился с настоящим иском 10.01.2024г., доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом не принимаются.

Учитывая изложенное, суд полностью удовлетворяет исковые требования истца в уточнённой редакции.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области (ИНН: ), действующего в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Московской области (ИНН: ) и Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов () и неопределённого круга лиц, к ФИО4 (<данные изъяты>) об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков, обязании совершения определённых действий, внесении изменений в ЕГРН – удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО4 в собственность Российской Федерации части земельных участков с кадастровыми номерами , занятый береговой полосой водного объекта площадью 134 кв.м., , занятый береговой полосой водного объекта площадью 9 кв.м., в следующих координатах:

Каталог координат частей земельного участка
Координата Х Координата Y
Каталог координат частей земельного участка
Координата Х Координата Y

Обязать ФИО4 за свой счёт, с даты вступления решения в законную силу, освободить береговую полосу от строений и сооружений, расположенных в границах земельных участков, с кадастровыми номерами а также освободить часть береговой полосы и водного объекта перед земельным участком, а именно демонтировать (снести) навес, хозяйственное строение, колодец, причал с мостиком, подпорную бетонную стену, металлический забор.

Внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка с кадастровым номером , изменив площадь данного земельного участка с 395 кв.м. на 261 кв.м. и площади земельного участка с кадастровым номером , изменив площадь данного земельного участка с 395 кв.м. на 386 кв.м.

Внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с разделом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

- не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм;

- размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твёрдых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

- рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

- рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

- рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

- рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

Решение суда является основанием для внесения вышеуказанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2024 года.

Судья             подпись                                              Наумова С.Ю.

КОПИЯ ВЕРНА:

2-3340/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области
Ответчики
Сафронов Сергей Анатольевич
Другие
Администрация г\о Мытищи Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Подготовка дела (собеседование)
09.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.03.2024Предварительное судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
02.09.2024Производство по делу возобновлено
13.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее