Решение по делу № 33-828/2023 от 27.02.2023

33-828/2023                                                                                   судья Царькова Т.А.

2-340/22

УИД 62RS0001-01-2021-003928-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2023 года                                                                                       г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Кондаковой О.В.,

судей Викулиной И.С., Сафрошкиной А.А.,

с участием прокурора Морозовой В.В.,

при секретаре Ждановой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области и ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» на решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 02 августа 2022 года, которым удовлетворены исковые требования Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области в интересах Захаровой Галины Семеновны, Кузнецовой Ольги Семеновны к ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области», Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки,

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения представителя ответчика ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области» Штурмановой Н.А., представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области – Варзиной Н.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения на доводы апелляционных жалоб прокурора Морозовой В.В., истцов Захаровой Г.С., Кузнецовой О.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Скопинский межрайонный прокурор Рязанской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Захаровой Г.С., Кузнецовой О.С. к ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки.

В обоснование своих требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой, установлено, что Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. на праве собственности принадлежал деревянный дом и 2 хозяйственные постройки по адресу: <адрес>, которые 07.10.2020 уничтожены огнем в результате взрывов боеприпасов на территории воинской части .

По заключению межведомственной комиссии от 02.04.2021 дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.

В целях реализации своих прав на получение дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с Законом Рязанской области от 05.02.2021 № 2-03 Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. 29.06.2021 обратились в отдел социальной защиты населения по Скопинскому району с заявлением о признании факта утраты жилого помещения по указанному адресу.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области, рассмотрев заявления Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С., отказала в признании факта утраты жилого помещения по причине отсутствия у заявителей на 07.10.2020 г. правоустанавливающих документов на жилое помещение.

Между тем, прокурор полагает, что Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. имеют право на получение дополнительных мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку по состоянию на 07.10.2020 они не имели в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодное для проживания.

Право собственности на спорный жилой дом по состоянию на 07.10.2020 в органах государственной регистрации прав зарегистрировано не было.

Указанный дом изначально принадлежал отцу истиц ФИО2, умершему 16.12.2007, наследницей которого стала его супруга, мать истиц, ФИО1, принявшая наследство своевременно, но не оформившая своих наследственных прав.

После смерти ФИО1 25.07.2016 наследниками, своевременно принявшими наследство являются в равных долях истицы - Кузнецова О.С. и Захарова Г.С.

Прокурор полагает, что на основании п. 4 ст. 1152 ГК РФ указанный жилой дом по состоянию на 07.10.2020 принадлежал Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. независимо от государственной регистрации права, что свидетельствует о наличии у них права на получение дополнительных мер социальной поддержки по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 4 Закона Рязанской области № 2-ОЗ.

Изначально просил суд признать право истцов на получение дополнительных мер социальной поддержки - выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате взрывов на территории воинской части жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии с п.2 ч. 1 ст. 4 Закона Рязанской области от 05.02.2021 № 2-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Рязанской области». Возложить на Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области при Правительстве Рязанской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании факта утраты жилого помещения в результате <скрыто>, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. от 29.06.2021 г. Возложить на ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» обязанность проинформировать Захарову Г.С. и Кузнецову О.С. о принятом комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области решении по результатам повторного рассмотрения их заявления.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Рязанской области и Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области.

Определением суда от 17.03.2022 производство по делу в части требований о возложении на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области при Правительстве Рязанской области обязанности по повторному рассмотрению вопроса о признании факта утраты жилого помещения в результате <скрыто>, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. от 29.06.2021 и о возложении на ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» обязанности проинформировать Захарову Г.С. и Кузнецову О.С. о принятом комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области решении по результатам повторного рассмотрения их заявления прекращено, в связи с отказом истцов и прокурора от исковых требований в данной части.

С учетом принятого к производству суда заявления об уточнении исковых требований, просит признать за Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. право на получение дополнительных мер социальной поддержки - выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате <скрыто> жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии с п.2 ч. 1 ст. 4 Закона Рязанской области от 05.02.2021 № 2-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Рязанской области».

Определением суда от 06.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области.

Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 02 августа 2022 года, постановлено:

Исковые требования Скопинского межрайонного прокурора Рязанской области в интересах Захаровой Галины Семеновны (паспорт ), Кузнецовой Ольги Семеновны (паспорт ) к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» (ОГРН , ИНН ), Правительству Рязанской области (ОГРН , ИНН ), Министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области ОГРН , ИНН ) о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки, удовлетворить.

Признать право Захаровой Галины Семеновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение дополнительных мер социальной поддержки – выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате <скрыто> части жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии со ст. 4 Закона Рязанской области от 05 февраля 2021 года № 2-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельный категорий граждан на территории Рязанской области».

Признать право Кузнецовой Ольги Семеновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на получение дополнительных мер социальной поддержки – выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате взрывов на территории воинской части жилого помещения по адресу: <адрес> соответствии со ст. 4 Закона Рязанской области от 05 февраля 2021 года № 2-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельный категорий граждан на территории Рязанской области».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность в связи с неправильным применением судом норм материального права и недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает процедура принятия Комиссией решения о признании факта утраты жилого помещения в результате взрывов на территории воинской части определена нормами закона и не предусматривает участие Министерства в принятии данного решения, выдача гарантийного письма, подтверждающего соответствующее обязательство Министерства, является следствием принятия Комиссией положительного решения. Таким образом Министерство не совершило каких-либо действий (бездействий), нарушающих права истцов в связи с чем, не могло нарушить права истцов.

Полагает необоснованным вывод суда о фактическом принятии истцами наследственного имущества, поскольку бесспорных доказательств в подтверждение данного факта истцами не представлено.

Считает неправомерным вывод суда о том, что истцы по состоянию на 07.10.2020 являлись собственниками жилого дома, уничтоженного огнем в результате взрывов боеприпасов на территории воинской части, поскольку право собственности за истцами не было оформлено надлежащим образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документов, которые являются основанием для государственной регистрации права собственности, истцы не представили. Факт оформления права собственности истцами 17.05.2021 не может являться основанием признания права на дополнительные меры социальной поддержки.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области», приводит аналогичные доводы, просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Скопинский межрайонный прокурор, истцы Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. просят оставить без изменения решение суда, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» Штурманова Н.А., представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области Варзина Н.И. поддержали доводы апелляционных жалоб.

Прокурор Морозова В.В., истцы Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. возражали против доводов апелляционных жалоб.

Представитель ответчика - Правительства Рязанской области, представитель третьего лица - администрации Муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли.

На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб ответчиков, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене либо изменению не подлежит.

В соответствии с пунктом "з" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 1 Федерального закона от дата N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано понятие чрезвычайной ситуации, как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора Рязанской области от 07.10.2020 в связи с частичным повреждением жилых помещений, расположенных в населенных пунктах муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области, муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, в результате взрывов на территории воинской части на территории Скопинского и Ряжского районов введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с абз. 5 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Рязанской областной Думы от 27.01.2021 N 18-VII РОД принят Закон Рязанской области от 05.02.2021 N 2-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Рязанской области» (далее Закон Рязанской области № 2-0З), который регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам в целях ликвидации последствий взрывов боеприпасов 07.10.2020 на территории воинской части в Рязанской области.

В силу ст. 2, для целей настоящего закона используются следующие понятия:

1) поврежденные жилые помещения - жилые помещения, которые согласно актам обследования комиссии, созданной соответственно администрацией муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области, администрацией муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области (далее - муниципальная комиссия), повреждены в результате взрывов на территории воинской части и не являются утраченными жилыми помещениями;

2) утраченные жилые помещения - жилые помещения, которые повреждены в результате взрывов на территории воинской части и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, либо утрачены (разрушены) в результате взрывов на территории воинской части.

Согласно ст. 4 указанного Закона право на дополнительные меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения, имеют:

граждане, являвшиеся на 07.10.2020 собственниками утраченных жилых помещений и не имевшие на указанную дату в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

граждане, имевшие на 07.10.2020 документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имевшие на указанную дату в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Рязанской области № 2-0З одним из условий предоставления гражданам дополнительной меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения является принятие Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области решения о признании факта утраты соответствующих жилых помещений в результате взрывов на территории воинской части.

Статьями 7 и 8 указанного Закона определен порядок принятия Комиссией решения о признании факта утраты или повреждения жилых помещений в результате взрывов на территории воинской части и предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в соответствии с которым:

Граждане для принятия Комиссией решения о признании факта утраты или повреждения соответствующих жилых помещений в результате взрывов на территории воинской части подают документы (сведения), указанные в ч. 1 настоящей статьи, в Комиссию посредством их представления в ГКУ Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области" (далее - Учреждение).

Документы (сведения), указанные в ч. 1 настоящей статьи, представленные гражданином и полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, направляются Учреждением в уполномоченный орган в срок не позднее 8 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Уполномоченный орган направляет документы (сведения), полученные от Учреждения, в Комиссию в срок не позднее 2 рабочих дней с даты поступления их из Учреждения.

Комиссия принимает решение о признании факта утраты или повреждения жилых помещений в результате взрывов на территории воинской части в течение 15 рабочих дней с даты поступления документов (сведений) от уполномоченного органа.

Основанием для принятия Комиссией решения об отказе в признании факта утраты или повреждения жилых помещений в результате взрывов на территории воинской части является:

1) отсутствие документов, подлежащих представлению гражданином в соответствии с ч. 2 настоящей статьи;

2) документы (сведения) не подтверждают отнесение граждан к лицам, указанным в п.п. 1 - 4 или п. 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона.

Комиссия в срок не позднее 2 рабочих дней с даты принятия решения направляет его в уполномоченный орган с приложением документов (сведений), указанных в ч.1 настоящей статьи.

В течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом решения Комиссии уполномоченный орган передает в Учреждение решение Комиссии. В случае принятия Комиссией решения об отказе в признании факта утраты жилого помещения в результате взрывов на территории воинской части Учреждение выдает (направляет посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) гражданину копию решения Комиссии с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.10.2020 в <адрес> произошел <скрыто>.

29.06.2021 Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. обратились в отдел в отдел по Милославскому и Скопинскому районам социальной защиты населения Рязанской области с заявлениями о признании факта утраты жилого помещения по адресу: <адрес>, в результате взрывов на территории воинской части в Рязанской области.

К заявлению приложены, в том числе:

- Акт обследования помещения от 02.04.2021 и Заключение межведомственной комиссии администрации муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области от 02.04.2021, согласно которым выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес>, непригодным для постоянного проживания,

- свидетельство о праве на наследство по закону, 17.05.2021 выданное нотариусом <адрес> нотариального округа Рязанской области ФИО3, согласно которому Кузнецова О.С. и Захарова Г.С. являются наследниками в ? доле каждая на жилой дом по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО1, умершей 26.07.2016,

- выписки из ЕГРН о зарегистрированных правах Кузнецовой О.С. и Захаровой Г.С. по ? доле за каждой в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.

После регистрации указанные заявления истцов направлены Учреждением в уполномоченный орган - Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области, которое 08.07.2021 направило их для рассмотрения в Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области (далее Комиссия).

По результатам рассмотрения заявлений Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. Комиссией отказано в признании факта утраты жилого помещения в результате взрывов боеприпасов 07.10.2020 на территории воинской части ввиду того, что документы (сведения) не подтверждают отнесение их к лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Рязанской области от 05.02.2021 N 2-03 по причине отсутствия у истцов по состоянию на 07.10.2020 документов, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, о чем 26.07.2021 в адрес истцов направлено уведомление с приложением копии протокола заседания Комиссии от 12.07.2021 , в связи с чем, дополнительные меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения им не предоставлены.

02.09.2021 Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. обратились в прокуратуру Скопинского района Рязанской области с заявлениями о незаконности отказа в признании факта утраты жилого помещения и предоставлении им дополнительных мер социальной поддержки.

По результатам проведенной проверки Скопинский межрайонный прокурор Рязанской области обратился в суд с иском в интересах Захаровой Г.С., Кузнецовой О.С. к ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", абз. 5 ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской федерации", Законом Рязанской области от 05.02.2021 N 2-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», ст.ст. 218, 1111, 1112, 1142, 1152, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта принятия истца Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. наследства в шестимесячный срок с момента его открытия после смерти матери Политовой В.С. путем совершения фактических действия по принятию наследства.

Суд исходил из того, что в силу пункта 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство в виде спорного жилого дома признается принадлежащим Кузнецовой О.С. и Захаровой Г.С. со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия и от момента государственной регистрации права, то есть с момента смерти их матери Политовой В.С. - 25.07.2016.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что истцы по состоянию на 07.10.2020 являлись собственниками жилого дома, уничтоженного огнем в результате взрывов боеприпасов на территории воинской части , при этом они не имели на указанную дату в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, в связи с чем имеют право на дополнительные меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 4 Закона Рязанской области от 05.02.2021 г. N 2-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Рязанской области»,

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Довод ответчиков о недоказанности фактического принятия наследственного имущества истцами, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку основаны на неправильном понимании норм материального права.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу п. 2 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно п.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 34 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.

Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 7 названного Постановления Пленума ВС РФ).

Согласно разъяснений в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Учитывая приведенные правовые нормы, в случае принятия наследником наследственного имущества, оно признается принадлежащим наследнику со дня смерти умершего - с момента открытия наследства. В случае отказа наследника от наследства в пользу иных лиц, наследство признается принадлежащим данным лицам. Момент регистрации права собственности на наследственное имущество правового значения для разрешения вопроса о его принадлежности не имеет.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 07.10.2020 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в органах государственной регистрации прав зарегистрировано не было.

Согласно похозяйственным книгам от 01.01.1986, от 01.01.2011 и от 01.01.2016 указанный жилой дом принадлежал на праве собственности отцу истцов - ФИО2, умершему 16.12.2007.

Из постановления главы администрации Желтухинского сельского совета от 15.05.1992 следует, что ФИО2, как гражданину, постоянно проживающему на территории Желтухинского сельского Совета, для личного подсобного хозяйства бесплатно выделен в собственность земельный участок, площадью 1га.

После смерти ФИО2 его наследниками первой очереди по закону являлись его жена ФИО1, а также дочери Захарова Г.С. и Кузнецова О.С.

В установленный законом срок указанные наследники обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. При этом дочери наследодателя - Захарова Г.С. и Кузнецова О.С. отказались от принятия наследственного имущества, оставшегося после смерти их отца ФИО2, в пользу своей матери - ФИО1.

14.07.2008 ФИО1 получила у нотариуса свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства ФИО2, хранящиеся на счетах в ПАО «Сбербанк», установив факт принятия наследственного имущества, но не оформившая свои наследственные праве на жилой дом.

25.07.2016 умерла мать истиц ФИО1, зарегистрированная на момент смерти по адресу: <адрес>.

Наследниками ФИО1 первой очереди по закону являются ее дочери Захарова Г.С. и Кузнецова О.С.

Истцы в шестимесячный срок с момента открытия наследства к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, вместе с тем, совершили фактические действия по принятию наследства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчиков, фактическое принятие истцами наследства подтверждается:

- объяснениями истцов в суде первой инстанции и апелляционной инстанции, согласно которым, после смерти их матери ФИО1 пользовались данным домом, вносили плату за услуги газоснабжения, производили за свой счет ремонтные работы в доме, обрабатывали земельный участок, на котором выращивали сельскохозяйственную продукцию для личного потребления;

- выпиской из лицевого счета ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» от 20.10.2021, из которой следует, что осуществлялась оплата услуги по газоснабжению данного дома в период с октября 2016 г. по февраль 2017 г.,

- показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, согласно которым после смерти ФИО1 истцы постоянно пользовались спорным жилым домом, произвели в нем ремонт, поменяли газовый счетчик, оплачивали коммунальные платежи, обрабатывали земельный участок.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела суду следовало отнестись критически к показаниям свидетелей со стороны истцов, является несостоятельным, поскольку данные показания не противоречат друг другу, согласуются с объяснениями истцов и выпиской по лицевому счету по газоснабжению.

Как следует из пояснений истцов, документы на новый газовый счетчик и на строительные материалы не сохранились, поскольку они были уничтожены в результате пожара в доме.

Факт принятия наследства истцами подтверждается обращениям истцов 29.12.2020 к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, открывшегося после смерти матери ФИО1

17.05.2021 нотариусом выданы Захаровой Г.С. и Кузнецовой О.С. свидетельства о праве на наследство по закону по 1/2 доли на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Из справки нотариуса ФИО3 от 15.01.2021 следует, что после смерти ФИО1 наследниками на все имущество, в том числе, на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие ФИО2, наследницей которого была его супруга ФИО1, принявшая наследство своевременно, но не оформившая своих наследственных прав, на 15.01.2021 являются в равных долях Кузнецова О.С. и Захарова Г.С.

18.05.2021 в ЕГРН за истцами зарегистрировано право собственности на жилой дом по ? доли за каждой.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу пункта 4 статьи 1152, статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на жилой дом у истцов возникло с момента открытия наследства после смерти матери ФИО1, то есть с 25.07.2016, независимо от времени регистрации права на него.

То обстоятельство, что регистрация права собственности на доли в жилом доме произведена за истицами лишь в 2021 г. правового значения в данном случае не имеет, поскольку государственная регистрация права собственности наследника на недвижимое имущество в этом случае только подтверждает возникновение права, то есть она носит не правообразующий, а правоподтверждающий характер.

По состоянию на 07.10.2020 истцы не имели в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодное для проживания.

С учетом изложенного суд обоснованно признал за истцами право на получение дополнительных мер социальной поддержки – выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой в результате взрывов на территории воинской части жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 4 Закона Рязанской области от 05 февраля 2021 года № 2-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельный категорий граждан на территории Рязанской области».

Довод ответчиков о том, что ГКУ Рязанской области «Управление социальной защиты населения Рязанской области» и Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области являются надлежащими ответчиками по делу, являются несостоятельными.

Согласно Положению о министерстве труда и социальной защиты населения Рязанской области, утвержденному Постановлением Правительства Рязанской области от 11.10.2017 N 243, и Уставу ГКУ Рязанской области "Управление социальной защиты населения Рязанской области", полномочия по реализации мер социальной поддержки гражданам законодательно возложены именно на органы социальной защиты населения Рязанской области.

Приведенные ответчиком в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, к переоценке собранных по делу доказательств, без учета требований закона и обстоятельств дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, основанием для отмены или изменения решения суда не являются.

Нарушений норм материального и/или процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 2 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области и ГКУ РО «Управление социальной защиты населения Рязанской области»– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-828/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Скопинская межрайонная прокуратура РО в интересах Захаровой Галины Семеновны
Захарова Галина Семеновна
Скопинская межрайонная прокуратура РО в интересах Кузнецовой Ольги Семеновны
Кузнецова Ольга Семеновна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области
ГКУ Ро Управление социальной защиты населения РО
Другие
Министерство труда и социальной защиты населения РО
Администрация муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Кондакова Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
06.03.2023Передача дела судье
29.03.2023Судебное заседание
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2023Передано в экспедицию
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее