Дело № 2а-1018
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 ноября 2020 г. г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачевой Л.И.
при секретаре Телегиной Д.А.,
с участием административного ответчика Марченко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области
к Марченко Валентине Анатольевне
о взыскании пени по страховым взносам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее по тексту - МИФНС № 9) обратилась в суд с административным иском к Марченко В.А. о взыскании пени по страховым взносам. В обоснование заявленных требований указала, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. За периоды осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщику исчислены к уплате суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по тексту ПФ РФ) на выплату страховой пенсии.
В соответствии с Порядком обмена информацией ПФ РФ произведена передача информации о задолженности плательщиков страховых взносов в Федеральную налоговую службу для проведения процедуры взыскания задолженности, образовавшейся до 1 января 2017 года, в том числе в отношении Марченко В.А. по пени на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 183 руб. 24 коп.
Налогоплательщику были направлены заказными письмами требования об уплате от 28.09.2017 <номер>, от 02.10.2017 <номер>, от 16.04.2018 <номер>, от 16.07.2019 <номер>, от 27.07.2019 <номер>. Сумма пени до настоящего времени не уплачена.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ № 2а-151/2020 от 23.01.2020 был отменен в связи с поступившими возражениями от Марченко В.А. относительно его исполнения.
Административный истец просит взыскать с Марченко В.А. пени на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 183 руб. 24 коп.
Административный истец МИФНС № 9 о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Марченко В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных к ней требований. Пояснила, что никогда не являлась индивидуальным предпринимателем, так как нотариус не занимается предпринимательской деятельностью. Ею добросовестно производились все предусмотренные пенсионным и налоговым законодательством выплаты.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Марченко В.А. является нотариусом.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшиеся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного Фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из объяснений представителя административного истца и представленных суду документов следует, что пенсионным органом в налоговый орган переданы данные о том, что за Марченко В.А. на 1 января 2017 года числится задолженность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование в РФ в размере 1368 руб. 00 коп.
Из представленных суду документов следует, что Управлением ПФ РФ в г. Кандалакше 03.06.2005 Марченко В.А. были выставлены требования <номер> и <номер> об уплате недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа на страховую часть за 2002 год в сумме 1200 руб. 00 коп., пени на них в сумме 87 руб. 36 коп., на накопительную часть за 2002 год в сумме 600 руб. 00 коп., пени на них в сумме 43 руб. 68 коп., на страховую часть за 2003 год в сумме 1200 руб. 00 коп., пени на них в сумме 87 руб. 36 коп., на накопительную часть за 2003 в сумме 600 руб. 00 коп, пени на них в сумме 43 руб. 68 коп. Срок уплаты недоимки по данным требованиям установлен до 30.06.2005.
Согласно протоколу к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 21 февраля 2006 года у Марченко В.А. имелась задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2002 года в сумме 1200 руб. 00 коп. и за 2003 год в сумме 1200 руб. 00 коп., а также на накопительную часть трудовой пенсии за 2002 год в сумме 600 руб. 00 коп., за 2003 год в сумме 600 руб. 00 коп. и за 2005 год в сумме 168 руб. 00 коп. Таким образом, общая сумма задолженности по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за 2002, 2003, 2005 годы составила 1368 руб. 00 коп.
Исходя из этого, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1368 руб. 00 коп., сведения о которой были переданы Управлением ПФ РФ в налоговый орган по состоянию на 01.01.2017, образовалась за 2002, 2003, 2005 годы.
Согласно Карточке «расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) за период с 01.01.2017 по 08.10.2020 уплата данной недоимки не производилась.
В связи с неуплатой вышеуказанных страховых взносов Марченко В.А. на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены на них пени за период просрочки с 1 января 2017 г. по 26 марта 2018 г. в сумме 183 руб. 24 коп., о взыскании которых в настоящее время заявлено административным истцом.
Административному ответчику направлялись требования об уплате страховых взносов и пени от 28.09.2017 <номер>, от 02.10.2017 <номер>, от 16.04.2018 <номер>.
Последним требованием <номер> Марченко А.В. предложено уплатить недоимку по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на выплату накопительной пенсии в добровольном порядке в срок до 24.05.2018.
Сумма пени до настоящего времени не уплачена.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области от 23 января 2020 г. № 2а-151/2020 с Марченко В.А. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 17 123 руб. 04 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 455 руб. 52 коп. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 183 руб. 24 коп.
Указанный судебный приказ определением мирового судьи от 13 февраля 2020 г. отменен на основании поступивших от административного ответчика возражений.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.07.2004 № 95-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 27.11.2010 № 306-ФЗ, от 03.07.2016 № 243-ФЗ, от 30.11.2016 № 401-ФЗ) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (пункт 7).
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени за несвоевременную уплату налогов не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога при истечении срока взыскания задолженности по налогу, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту ФЗ № 212), действовавшего до 1 января 2017 года, недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года (включительно), задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 212 недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 820 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым орган контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Принимая решение, суд учитывает, что Решением Кандалакшского городского суда от 7 ноября 2005 г. (дело № 2-3002/2005) Управлению ПФ РФ в г. Кандалакше отказано в удовлетворении иска о взыскании с Марченко В.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002, 2003 годы в сумме 3600 руб. и пени на них в сумме 262 руб. 08 коп. в связи с пропуском пресекательного срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания обязательных платежей.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что возможность взыскания данных недоимок утрачено, вследствие чего не подлежат взысканию с Марченко В.А. и пени, начисленные на данные недоимки.
Суд также полагает, что не подлежат взысканию с административного ответчика и пени, начисленные на недоимку в сумме 168 руб. 00 коп. по страховым взносам за 2005 год, поскольку в отношении указанной суммы административным истцом не представлены доказательства инициирования процедуры ее взыскания в установленные сроки.
Вследствие этого административное исковое заявление не полежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области о взыскании с Марченко Валентины Анатольевны пени на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 183 руб. 24 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачева