Дело № 5-480/2024
постановление
16 декабря 2024 года г.Сыктывкар
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Синьчугов Е.М., с участием представителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми Осиповой О.П., представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико- санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России) Гиниатулина Е.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Из протокола об административном правонарушении от **.**.** №..., составленного ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за осуществлением медицинской деятельности и оборота лекарственных средств Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми следует, что **.**.** из Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес Росздравнадзора по Республике Коми поступил материал проверки по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об охране здоровья в отношении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в ходе которой выявлено нарушение ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
- требований пп. «в» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части обязанности медицинской организации иметь в наличии заключивших с лицензиатом ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности.
Установлено нарушение лицензионных требований в штате филиалов «Больница», «Медицинская часть №...», «Медицинская часть №...», «Медицинская часть №...», при наличии лицензии на оказание медицинской помощи по соответствующему профилю, а именно выявлено отсутствие следующих медицинских работников:
1. Филиал «Больница»:
- врач-эпидемиолог - 0,25 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-терапевт терапевтического отделения - 2 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации – 4 ст. (вакантны с момента введения должности в штатное расписание);
- медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации - 5 ст. (1 ст. вакантна с **.**.**, остальные с момента введения в штатное расписание);
- медицинская сестра по уходу за больными - 1 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-эндокринолог амбулаторного отделения - 0,25 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-невролог амбулаторного отделения - 1 ст. (вакантна с момента введения в штатное расписание);
- врач-профпатолог амбулаторного отделения - 0,25 ст. (вакантна с момента введения в штатное расписание);
- врач-инфекционист амбулаторного отделения - 0,25 ст. (вакантна с момента введения в штатное расписание);
- врач-оториноларинголог амбулаторного отделения (вакантна с момента введения в штатное расписание);
- начальник отделения - врач приемного отделения - 1 ст. вакантна с **.**.**);
- фельдшер-лаборант патологоанатомического кабинета - 1 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-рентгенолог рентгенологического кабинета - 1 ст. (вакантна с **.**.**);
- медицинская сестра кабинета ультразвуковой диагностики - 1 ст. (вакантна **.**.**);
- врач-стоматолог стоматологического кабинета – 1 ст. (вакантна с **.**.**);
- врач-бактериолог бактериологической лаборатории – 1 ст. (вакантна с момента введения в штатное расписание);
- фельдшер-лаборант бактериологической лаборатории – 1 ст. (вакантна с момента введения в штатное расписание).
2. Филиал «Медицинская часть №...»:
- врач-психиатр, 0,25 ст. (вакантна с **.**.**);
3. Филиал «Медицинская часть №...»:
- начальник филиала - врач филиала - 1 ст.;
- врач-психиатр - 1 ст. (вакантна с **.**.**).
4. Филиал «Медицинская часть №...»:
- фельдшер-лаборант - 0,25 ст.;
- медицинская сестра - 1 ст.;
- врач-фтизиатр -0,25 ст.;
- врач-рентгенолог -0,25 ст.;
- врач-акушер-гинеколог - 0,5 ст.;
- медицинская сестра псих. каб. - 0,25 ст.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имеет действующую Лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») №... от **.**.**, сроком действия до - бессрочно, выдана Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.
В силу ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом, согласно п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований в части пп. «в» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852.
Несоблюдение ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России установленных действующим законодательством в сфере охраны здоровья граждан обязательных требований к медицинской организации организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведет к снижению качества, полноты и доступности оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, что является нарушением основных принципов охраны здоровья и приводит к нарушению прав и законным интересам граждан Российской Федерации, и может повлечь за собой наступление юридически значимых последствий.
В судебном заседании представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебном заседании не согласился с протоколом, составленным должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в той части, что выявленные нарушения могут повлечь за собой наступление юридически значимых последствий, приводит доводы о том, что ситуация с неукомплектованием вакантных должностей в филиалах обусловлена общим кадровым дефицитом в отрасли здравоохранения на территории Республики Коми, при этом учреждение принимает все зависящие от него меры для соблюдения требований закона по заполнению вакантных должностей, при этом в Положении о лицензировании медицинской деятельности не указаны сроки, в течение которых должны быть укомплектованы имеющиеся ставки. Кроме того, с целью обеспечения права осужденных и обвиняемых на получение качественной медицинской помощи руководством ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России организованы периодические рабочие командировки в филиалы недостающих врачей-специалистов. В случае если суд усмотрит в действиях учреждения состав вмененного правонарушения, ходатайствует о назначении наказания с учетом ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Заслушав представителей административного органа, привлекаемого юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 19.20 КоАП РФ).
Согласно ст. 49 ч. 1 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может заниматься отдельными определенными законом видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, включена, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Лицензионные требования, а также исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Положение), определяющее порядок лицензирования медицинской деятельности осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Положением утвержден исчерпывающий перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
В соответствии с пп. «в» пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования: в) в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами «а», «б» и «г» пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 2 пункта 7 Положения).
Частью 10 статьи 19.2 названного Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела следует, что ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России имеет действующую Лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») № Л041-0010-11/00588650 от **.**.**, выданную Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми, бессрочно.
Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка по исполнению требований уголовно-исполнительного законодательства и законодательства об охране здоровья в отношении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, в ходе которой в деятельности филиалов ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России: «Больница», «Медицинская часть №...», «Медицинская часть №...», «Медицинская часть №...» выявлены нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности в части обязанности медицинской организации иметь в наличии заключивших с лицензиатом ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности.
По результатам проверки составлен акт о результатах проверки от **.**.**, который **.**.** поступил в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми по компетенции для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Указанные нарушения являются нарушением пп. «в» п. 5 Положения, квалифицируются как грубые нарушения лицензионных требований, зафиксированы в акте прокурорской проверки и легли в основу составленного в отношении ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от **.**.** №...; актом о результатах прокурорской проверки от **.**.**, письмом начальника-врача ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ФИО4 с приложением копий штатных расписаний медицинских частей, филиалов ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, сведений о причинах неукомплектованности штатов, а также мерах, принимаемых ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в целях укомплектования штата в соответствии со штатным расписанием и другими материалами дела.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, допущенное ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности повлекло создание угрозы для жизни и здоровья граждан, является грубым и позволяет сделать вывод о наличии в действиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны и подлежат отклонению.
Установленные по делу обстоятельства представляют собой совокупность нарушений лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, а именно подп. «в» п. 5 Положения, которые создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с неполным объемом оказываемых медицинских услуг.
Доводы представителя о невиновности и незаконности протокола об административном правонарушении, отсутствии вины юридического лица, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события.
С учетом указанных обстоятельств оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ составляет три месяца.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Как следует из протокола об административном правонарушении, днем, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является **.**.**, то есть срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения не пропущен.
Материалы дела объективно свидетельствуют, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства, по делу не имеется. Учитывая грубое нарушение ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России лицензионных требований, совершенное учреждением правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку условием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ является отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных отношений. В рассматриваемом случае несоблюдение ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России лицензионных требований повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью пациентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При определении размера и вида наказания судья, с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание характер совершенного ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России правонарушения, установленные по делу обстоятельства, учитывая данные об имущественном положении учреждения, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания, приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: ...
...
...
...
...
...
...
...
...
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Разъяснить ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 ст.32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 19.12.2024.
Судья Е.М.Синьчугов