Решение по делу № 12-1/2019 от 03.12.2018

Дело № 12-1/2019

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Костомукша           10 января 2019 года

Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев,

при секретаре И.П. Шапковой,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - МКП «Горводоканал Костомукшского городского округа» Петухова И.А., действующего на основании доверенности от 29 декабря 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия жалобу Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой Марины Дмитриевны от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении заявителя,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Громовой М.<адрес> от 21 ноября 2018 года МКП «Горводоканал КГО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, МКП ««Горводоканал КГО» обжаловало его в суд, мотивируя требования тем, что предприятию вменяется превышение нормативных значений сточных вод, непосредственно сбрасываемых в водный объект - оз. Травяное, рыбохозяйственным требованиям за 3 квартал 2018 года по показателям: БПКполн - в 7,9 раз, аммоний ион - в 3,24 раза, нитрит ион - в 3,75 раза, фосфаты - в 1,5 раза. Вместе с тем, по веществам, вменяемым предприятию в качестве допущенного нарушения, разрешением № 6 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты от 16 марта 2018 года, МКП «Горводоканал КГО» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в пределах лимитов на сбросы: БПКполн - 41,230 мг/дм3; аммоний ион - 11,700 мг/дм3; нитриты - 2,500 мг/дм3; фосфат-ион (по фосфору) - 1,600 мг/дм3. Просит суд постановление от 21 ноября 2018 года отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник МКП «Горводоканал КГО» Петухов И.А. требования жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам. Просит суд производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Громова М.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном письменном отзыве возражает против удовлетворения жалобы МКП «Горводоканал КГО».

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия постановления по делу об административном правонарушении получена МКП «Горводоканал КГО» 26 ноября 2018 года, что подтверждается оттиском печати входящей корреспонденции предприятия (вх. ). Жалоба подана в Костомукшский городской суд РК 03 декабря 2018 года, что подтверждается оттиском печати о входящей корреспонденции (вх. ). В связи с вышеизложенным считаю, что процессуальный срок на обжалование постановления должностного лица заявителем не пропущен.

Выслушав объяснения защитника юридического лица, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Из положений ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В п/п. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380, установлено, то одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

По смыслу п/п. «а» п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, а также нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МКП «Горводоканал КГО» и проведения административного расследования явились результаты проведения Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Северо-Западного территориального управления Росрыболовства контроля (надзора) в части превышения установленного максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых предприятием в водный объект рыбохозяйственного значения - оз. Травяное, за III квартал 2018 года.

Основанием для привлечения МКП «Горводоканал КГО» к административной ответственности послужило то обстоятельство, что в III квартале 2018 года МКП «Горводоканал КГО» допустило превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ при сбросе сточных вод в оз. Травяное после БОС по показателям: БПКполн - в 7,9 раз, аммоний ион - в 3,24 раза, нитрит ион - в 3,75 раза, фосфаты - в 1,5 раза.

Указанные выше действия нарушают требования охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а именно, требований ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», п/п. «г» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. № 380.

Поскольку в представленных МКП «Горводоканал КГО» сведениях имеется информация о превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552, сбрасываемых в оз. Травяное сточных водах, то 21 ноября 2018 года ст. государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Громовой М.Д. было вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.33 КоАП РФ.

Вместе с тем, с указанными выводами должностного лица согласиться нельзя.

Из ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

По смыслу системного толкования ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2, а также ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из разрешения № 6 на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты от 16 марта 2018 года, выданного Управлением Роспотребнадзора по РК, следует что МКП «Горводоканал КГО» разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в пределах лимитов на сбросы по выпуску № 2-КОС гор. Костомукша в период с 16 марта 2018 года по 15 марта 2019 года в соответствии с Перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к сбросу.

Так, установлены следующие лимиты по веществам: БПКполн - в объеме 41,230 мг/дм3 (за III квартал 2018 г. - 37,400 мг/дм3), аммоний ион - в объеме 11,700 мг/дм3 (за III квартал 2018 г. - 20,610 мг/дм3), нитриты - в объеме 2,500 мг/дм3 (за III квартал 2018 г. - 2,270 мг/дм3), фосфат-ион - в объеме 1,600 мг/дм3 (за III квартал 2018 г. - 1,450 мг/дм3).

Протоколом результатов количественного химического анализа санитарно-химического обследования воды оз. Травяное № 1623/060918-ВС-4 от 28 сентября 2018 года выявлены следующие концентрации загрязняющих веществ: по БПК5 - 17,9±2,5 мг/дм3, по аммонию - 1,62±0,34 мг/дм3, по нитритам - 0,30±0,04 мг/дм3, по фосфатам - 0,93±0,13 мг/дм3, то есть в пределах установленных предприятию лимитов на сбросы загрязняющих веществ (в том числе, с учетом перерасчета БПК5 в БПКполн).

Кроме того, Управлением Росприроднадзора по РК 19 декабря 2017 года согласован План снижения сбросов на период с 2017 по 2021 годы, являющийся неотъемлемой частью вышеуказанного разрешения на сбросы загрязняющих веществ, который содержит перечень мероприятий, необходимых выполнить МКП «Горводоканал КГО» в установленные в нем сроки, направленных на модернизацию системы очистки вод, сбрасываемых в водный объект, и достижение содержащихся в сточных водах концентраций веществ установленным требованиям.

В ходе разбирательства дела в обоснование своей позиции об исполнении указанного выше плана МКП «Горводоканал КГО» представлены: договор от 03 июля 2018 г. по поставке аэраторов полимерных, каркасных, трубчатого типа для канализационных очистных сооружений, заключенный предприятием с <данные изъяты> договор поставки от 13 августа 2018 года с приложениями, заключенный предприятием с <данные изъяты>», что свидетельствует о том, что упомянутый выше план реально исполняется.

Таким образом, юридическому лицу в процессе осуществления деятельности предоставлена предусмотренная на законодательном уровне временная мера в виде установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод, превышающих нормативы допустимых сбросов таких веществ.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, прихожу к выводу, что в представленных материалах дела отсутствуют доказательства с достоверностью подтверждающие вину МКП «Горводоканал КГО» в совершении вменяемого ему правонарушения.

При таких обстоятельствах, считаю, что в действиях МКП «Горводоканал КГО» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Громовой М.<адрес> от 21 ноября 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 чт. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

жалобу Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой Марины Дмитриевны от 21 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного предприятия «Горводоканал Костомукшского городского округа», отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии настоящего решения с подачей жалобы через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству лица, подающего жалобу.

Судья             Е.С. Бехтерев

12-1/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа"
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Бехтерев Евгений Сергеевич
Статьи

8.33

Дело на странице суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
03.12.2018Материалы переданы в производство судье
04.12.2018Истребованы материалы
21.12.2018Поступили истребованные материалы
10.01.2019Судебное заседание
11.01.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.01.2019Вступило в законную силу
07.02.2019Дело оформлено
07.02.2019Дело передано в архив
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее