Дело № 2а-2212/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Филипповой Н.М.,
с участием представителя административных ответчиков Тихоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
12 сентября 2022 года административное дело № 2а-2212/2022 по административному исковому заявлению Клюева И.Н. к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Клюев И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту – УФСИН России по РК) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в период с <...> г. по <...> г. в размере .... руб. В обоснование требования указав, что в указанный период отбывания наказания в виде лишения свободы в федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту - ФКУ ИК-19) в отношении него допускались нарушения условий содержания в исправительном учреждении, материально-бытовые условия не соответствовали требованиям нормативно-правовых положений, регламентирующих содержание осужденных в исправительном учреждении, что причинило ему нравственные и психические страдания и переживания, требующие взыскания в его пользу денежной компенсации.
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству определением от <...> г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-19.
Определениями суда от <...> г. и от <...> г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России), в качестве заинтересованного лица - федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России).
Определением суда от <...> г. прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Клюева И.Н. к ФКУ ИК-19, УФСИН России по РК, ФСИН России о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания за период с <...> г. по <...> г..
Административный истец Клюев И.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания в ФКУ ИК-19, о личном участии в судебном разбирательстве не ходатайствовал, своего представителя для участия в судебном процессе не направил, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков: ФКУ ИК-19, УФСИН России по РК, ФСИН России - Тихонова Н.В. в судебном заседании требования не признала по доводам письменного отзыва.
Заинтересованное лицо ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, правом участия в суде не воспользовалось.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде, в этой связи, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 17 и ст. 21 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ) определено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с положениями ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со ст. 1069 и ст. 1070 Гражданского кодекса РФ. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч. 3).
Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.
Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.
Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.
С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.
В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч. 9 и ч. 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).
Из материалов административного дела следует, что административный истец Клюев И.Н. осужден к лишению свободы приговором суда, отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-19 с <...> г. по настоящее время.
Как следует из документов представленных административным ответчиком, в период с <...> г. по <...> г. Клюев И.Н. содержался в карантинном отделении, в период с <...> г. по <...> г. – в отряде № 3, в период с <...> г. содержится – в отряде № 5 (СУОН) (до <...> г. отряд № 7), неоднократно водворялся в штрафной изолятор (ШИЗО).
В настоящем деле рассматривается спор о ненадлежащих условиях содержания административного истца за период с <...> г. по <...> г.. В указанный период административный истец содержался в отряде № 5 (СУОН) (до <...> г. отряд № 7), также <...> г. водворялся в камеру № 7 блока ШИЗО сроком на .... суток.
Рассматривая требования административного истца в части отсутствия принудительной вентиляции в камерах ШИЗО, суд исходит из следующего.
Материалы дела не содержат данных о том, что корпуса колонии по проекту предполагали вентиляцию с механическим побуждением (искусственная), и она не была построена либо пришла в негодность.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее – Свод правил).
Пунктом 19.3.6 Свода правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В соответствии с абзацем 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что помещения блока ШИЗО оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, которая находится в рабочем состоянии, что подтверждается справкой ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. В камерах ШИЗО имеются вентиляционные отверстия, имеется обратная тяга.
По мнению суда, отсутствие принудительной вентиляции при наличии естественной вентиляции само по себе не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы естественной вентиляции в материалах дела не имеется.
Доводы административного истца о том, что в камере ШИЗО, где он содержался унитаз находился вне рабочем состоянии, сливные бачки не работали, отсутствовали крышки унитазов, на унитазах имелся черный налет, не нашли своего подтверждения.
Согласно справке ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о санитарно-гигиеническом состоянии помещений ФКУ ИК-19 от <...> г., санитарные узлы и сливной механизм в камерах ШИЗО/ПКТ объекта «изолятор» ФКУ ИК-19 находятся в исправном состоянии, при выходе из строя проводится своевременный ремонт, все камеры находятся в удовлетворительном санитарном состоянии, параметры микроклимата соответствуют гигиеническим требованиям.
Установка же вместо унитазов чаш «генуя» также не свидетельствует о существенном нарушении условий содержания административного истца. Доказательств того, что в силу индивидуальных физиологических особенностей административный истец не может использовать данный санитарный прибор, суду не представлено.
При этом, доводы административного истца об отсутствии приватности в санузлах в ходе рассмотрения дела также не нашли своего подтверждения. Факт наличия изоляции санитарного узла подтверждается представленными фотоматериалами, из которых следует, что места для приватности ограждены полноценной кабинкой с дверью.
Рассматривая доводы административного истца о том, что в камерах блока ШИЗО спальные места, столы, стулья, полы не соответствуют нормативным требованиям, камеры не оснащены полочками для предметов личной гигиены, суд исходит из следующего.
Главой 4 п. 32 подп. 10 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» предусматривается, что в ПКТ и ШИЗО/ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Как следует из пункта 14.4.8 «СП 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)», утвержденного приказом Министерства строительства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр и приложения А к нему, в камерах ШИЗО следует предусматривать, откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; столы с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола 0,4 пог. м на одного осужденного; тумбы для сидения по числу мест в камере; настенную полку для туалетных принадлежностей; раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждены номенклатура, норма обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В разделе 2 главы II Приложения № 2 Приказа № 512 (нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы) указано, что в помещении штрафного изолятора предусмотрено следующее: откидная металлическая кровать с деревянным покрытием – 1 на человека; стол для приема пищи – 1; тумба для сидения - 1 на человека; умывальник (рукомойник) – 1 на камеру.
Из фотоматериалов следует, что мебель в камерах ШИЗО ФКУ ИК-19 соответствует установленным стандартам и нормам. Камеры оборудованы койками, столами и скамья, предусмотренными Каталогом «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2017 № 407.
Таким образом, администрацией учреждения созданы условия для приема пищи и сна осужденному, содержащемуся в одиночной камере блока ШИЗО.
В связи с вышеизложенным, основания для компенсации Клюеву И.Н. за ненадлежащие условия содержания в камерах ШИЗО ФКУ ИК-19 в связи с несоответствием спального места, стола и стульев нормам отсутствуют.
Наличие вешалок для одежды, крючков для полотенец, настенного зеркала, полочек для кружек, полочек для предметов личной гигиены в камерах ШИЗО не предусмотрено.
Административный истец утверждает, что в камере блока ШИЗО/ПКТ недостаточное освещение.
В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк.
Как следует из отзыва представителя административных ответчиков в камерах блока ШИЗО/ПКТ установлены светодиодные светильники – REV Round (18Вт 4000К) 28905 0, D: 23 см – 1 шт., cсветодиодный светильник IEK ДПО 4012 (12 Вт 4000К), 21 х 10,2 см. -1 шт.
С целью своевременного проведения профилактических работ, работы по замене осветительных приборов силами сотрудников ФКУ ИК-19 ежеквартально производятся замеры уровня освещенности.
Согласно представленным замерам, искусственное освещение в камерах ШИЗО составляют не менее 150 Лк, что соответствует нормам искусственного освещения. Нарушений в указанной части надзорными органами не выявлялись.
Таким образом, доводы истца о недостаточном освещении камер ШИЗО не нашли свое подтверждение.
Относительно доводов административного истца о ненадлежащих условиях его содержания, выраженных в нарушении температурного режима в камере ШИЗО и отряде № 5 (№ 7), суд отмечает следующее.
Температурный режим в исправительных учреждениях установлен ГОСТ 30494-2011 и СанПин 1.2.3685-21 (таблица 5.27), которыми предусмотрен допустимый температурный режим в холодное время года от + 18 до + 24 градусов и от + 18 до + 28 градусов в теплое время года, температура в нежилых помещениях, в частности в коридорах может варьироваться от + 16 до 22 градусов.
Отопление в ФКУ ИК-19 централизованное, согласно заключенным контрактам с ПАО «Т Плюс».
Как следует из письменных пояснений административного ответчика, температурный режим в помещениях камер блока ШИЗО и отряда соответствовал нормам - в холодный период +18 - +24 градуса, в теплый период +20 - +28. Жалоб со стороны административного истца в адрес администрации ФКУ ИК-19 о несоответствии нормам температуры в помещениях исправительного учреждения не поступало. Низких температур в камерах ШИЗО и отряде СУОН в спорный период отбывания в них наказания Клюева И.Н. не фиксировалось.
Нарушений температурного режима в камерах ШИЗО и отряде № 5 (№ 7) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, как орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор не выявляло, предписаний не вносилось.
Относительно довода административного истца о ненадлежащем, антисанитарном состоянии помещений и камер ШИЗО, суд отмечает следующее.
Старшим помощником Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ с участием представителей ФКУ ИК-19 <...> г. была проведена выездная проверка, по результатам которой был составлен соответствующий акт. В акте указано, что состояние медицинской части № 14, банно-прачечного комбината, столовой и кухни, отрядов №№ 3, 4, 5, 6 удовлетворительное. Наличие сырости, гнили, грибка выявлено не было.
Далее санитарное состояние ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми проверялось в ходе надзорных мероприятий специалистами филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН в .... годах, в ходе которых также установлено удовлетворительное санитарное состояние в помещениях отряда № 5 (№ 7), блока ШИЗО.
По сведениям представителя административных ответчиков ремонт проводится по мере необходимости. Нарушений санитарно-эпидемиологического состояния не выявлено, предписаний не вносилось.
В соответствие с п. 165, п. 166 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции России от 16.12.2016 № 295, уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ возлагается поочередно на каждого осужденного согласно графику, утвержденному заместителем начальника ИУ, курирующим вопросы безопасности и оперативной работы, и доведенному до осужденного под роспись. Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере; производит уборку камерного санузла, а по окончании прогулки - прогулочного двора.
Из указанных норм следует, что чистота в камерах ШИЗО обеспечивается силами осужденных, находящихся в указанных камерах.
Уборочный инвентарь находится у младшего инспектора по ШИЗО/ПКТ и выдается в камеры на время уборки. Уборка камер осуществляется осужденными, содержащимися в ШИЗО поочередно.
Таким образом, довод истца об антисанитарном состоянии помещений ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, предназначенных для содержания осужденных, не нашел своего подтверждения.
Административный истец указывает, в качестве ненадлежащих условий на нарушение в части несоответствия прогулочных двориков нормативным требованиям в период его нахождения в камере ШИЗО.
Прогулочный дворик ШИЗО/ПКТ ФКУ ИК-19 состоит из:
- трех закрытых металлических прогулочных помещений, размер каждого 12 кв.м, напольное покрытие бетонное;
- пяти закрытых металлических прогулочных помещений, размер каждого 12,5 кв.м, напольное покрытие выполнено из металлической решетки и отсыпано грунтом.
В соответствие с пп. 14 п. 32 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», к зданию ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП примыкают прогулочные дворы. Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3,0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170x170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50x50 мм.
В силу п. 17.11 Свода правил, наружные и внутренние стены прогулочных дворов следует выполнять из силикатного и керамического кирпича, керамических камней, бетонных блоков, железобетона.
Пунктом 17.5 Свода правил предусмотрено, что для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены следует предусматривать козырек (навес) с выносом его на 1,5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. Над помостом для младшего инспектора устраивается навес. В каждом прогулочном дворе под козырьком (навесом) стационарно устанавливается (надежно крепится к полу или стене) скамейка для сидения, с числом посадочных мест, равным числу осужденных, выводящихся на прогулку в данный прогулочный двор, из расчета 0,4 пог. м на одного человека.
Пунктом 32.4. Свода правил предусмотрена площадь прогулочных дворов 6 кв.м на одного осужденного, но не менее 20 кв.м.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, прогулочные дворики для лиц, содержащихся в ШИЗО/ПКТ, выполнены из листов профилированного настила (цельного металла), что следует из представлений Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от <...> г. № ...., от <...> г. № .....
Однако суд обращает внимание, что прогулочные дворы предназначены для прогулок на свежем воздухе, стены закрыты от попадания осадков, в том числе с учетом требований безопасности. Выполнение наружных стен из профилированных листов, а не из материалов, использование которых предусмотрено Сводом правил, не свидетельствуют о ненадлежащем содержании осужденного. Прогулочные дворы пропускают дневной свет, попадание осадков ограниченно, что свидетельствует о не существенном отклонении от требований.
В данном случае, незначительное несоответствие установленным требованиям прогулочных дворов является несущественным, поскольку нахождение в прогулочных дворах носит краткосрочный, непродолжительный характер, право на прогулку, гарантированное уголовно-исполнительным законодательством, было реализовано. Вывод на прогулку для осужденных, содержащихся в строгих условиях труда, осуществлялся в соответствии с распорядком дня, утвержденным приказом начальника ФКУ ИК-19 от <...> г. № ..... Жалоб со стороны заявителя относительно вывода на прогулку в ШИЗО не предъявлялось.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имеющиеся несоответствия в прогулочном дворе за период содержания административного истца в камерах ШИЗО причинило административному истцу существенный вред, не представлено.
Довод административного истца о том, что он в камерах ШИЗО и отряде № 5 (№ 7) содержался и содержится с осужденными имеющие разные рецидивы преступлений, а также находился в одном помещении с больными, что создавало угрозу заболевания, судом отклоняется, как несоответствующей действительности.
Согласно ст. 80 УИК РФ в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
Установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.
Осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
ФКУ ИК-19 является исправительным учреждением для мужчин, со строгим режимом, ранее отбывавших лишение свободы.
Клюев И.Н. относится к категории осужденных с опасным рецидивом, поэтому содержание с ним осужденных с рецидивом, без рецидива не может являться для него нарушением условий содержания, повлекших причинения ему вреда.
Сведений о том, что Клюев И.Н. содержался с осужденными, имеющими инфекционные заболевания, материалы дела не содержат.
Клюев И.Н. в своем административном исковом заявлении указывает, что в душевой отряда неисправно оборудование, отсутствуют лейки, система горячего водоснабжения в неисправном состоянии.
Согласно представленным сведениям отряд № 5 (№ 7) СУОН оборудован душевым помещением. В душевом помещении 6 душевых смесителей, что при среднесписочном количестве осужденных в отряде – 30 человек соответствует установленной норме. При этом сведений о неисправном состоянии смесителей, либо неисправном состоянии систем горячей воды материалы дела не содержат. Надзорными органами нарушений в указанной части в спорный период времени не выявлялись.
Наличие раковин для помывки ног и электрической плиты в отряде, об отсутствии которых заявляется административным истцом в административном иске, не предусмотрено Сводом правил.
Клюев И.Н. указывает, что внутри отряда № 5 (СУОН) по периметру установлены решетки, что свидетельствует о нарушении его прав.
В пределах одной исправительной колонии, осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (ч. 1 ст. 87 УИК РФ).
Согласно п. 30 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее – Наставления), оборудование изолированного участка со строгими условиями отбывания наказания осуществляется применительно к требованиям, предъявляемым к общежитиям учреждений УИС. При этом в нем обеспечивается повышенная изоляция осужденных от остальной территории исправительной колонии.
К сооружениям и конструкциям в специальных (режимных) зданиях и помещениях относятся оконные решетки из поперечных полос с сечением и решетчатые перегородки (п. 20 раздела II Инженерно-технические средства охраны и надзор Наставления).
Из представленных фотоматериалов следует, что в помещениях со строгими условиями отбывания наказания установлены окна ПВХ, перед которыми по всему периметру установлены решетчатые перегородки для инженерных средств охраны и надзора, которые применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий.
Согласно п. 8 Наставления территория участка со строгими условиями отбывания наказания выгораживается просматриваемыми коридорами.
Поскольку отбывание наказание в СУОН (строгие условия отбывания наказания) направлены на более жесткую изоляцию осужденных, то наличие установленных решеток по периметру помещения, не может свидетельствовать о нарушениях прав осужденного Клюева И.Н.
Не нашли своего подтверждения и доводы Клюева И.Н. о несоответствии рациона питания.
Питание осужденных к лишению свободы, находящихся в ФКУ ИК-19 организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время», приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», Приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
В списке осужденных ФКУ ИК-19 нуждающихся по состоянию здоровья в питании согласно приказа Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний «на мирное время», предоставляемом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Клюев И.Н. не значится.
При этом, как следует из представленных административным ответчиком документов, продукты суточных норм осужденным ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов, которые составляются начальником ОКБИ и ХО совместно с заведующим столовой учреждения, подписывается заместителем начальника, курирующего ОКБИ и ХО, начальником ОКБИ и ХО и медицинским работником. В случаях отсутствия какого-либо продукта на складе производится его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными приказом № .....
Согласно приказу № ...., в учреждении организовано трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Раскладка продуктов по нормам питания составлена на неделю. В раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не повторяются более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Раскладки продуктов составляются по каждой норме питания отдельно. Суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара доводятся до осужденных в полном объеме. Также согласно приказу № .... приложений №№ .... в учреждении организовано дополнительное питание осужденных по данным нормам.
Дежурный помощник начальника учреждения присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно с медицинским работником проверяет качество готовой пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов, фактический выход блюд, массу мясных и рыбных порций непосредственно в горячем цехе (на местах ее выдачи). Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, о чем также делается запись. Кроме того, готовая пища периодически проверяется начальником учреждения или его заместителем путем снятия пробы. Хранение продовольствия на складе ОКБИ и ХО учреждения производится на основании Распоряжения ФСИН России от 04.04.2014 № 72-р. Всё продовольствие имеет сертификаты качества и декларации соответствия. Не допускается хранение и завоз продовольствия с истекшим сроком годности. Нарушений организации питания осужденных прокуратурой не выявлено.
Нарушений в части не предоставления дополнительных передач осужденному Клюеву И.Н. в ходе рассмотрения дела также судом не установлено.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч. 3 ст. 82 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Правила внутреннего распорядка на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
В силу ч. 4 ст. 121 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей; б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
Статьей 90 УИК РФ установлено, что больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.
Как следует из представленных административным ответчиком материалов, в период содержания Клюева И.Н. в ФКУ ИК-19 на его имя поступали следующие посылки (передачи, бандероли): <...> г. - передача - 20 кг от Д А., <...> г.- передача - 14 кг 459 гр. от И И., <...> г. - передача - 19 кг 997 гр. от Д А., <...> г. - передача - 18 гк. 782 гр. от Е В., <...> г. - бандероль - 401 гр. от А.А. Медицинские посылки в адрес Клюева И.Н. не поступали.
Таким образом, довод административного истца о том, что ему не предоставлялись передачи, не нашел своего подтверждения.
В административном исковом заявлении Клюев И.Н. указывает на отсутствие горячей воды в ФКУ ИК-19.
Факт того, что помещения ИК-19 не оборудованы горячим водоснабжением административным ответчиком не оспаривается.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.
Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы, за исключением тюрем.
Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.
В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Решением Ухтинского городского суда от <...> г., вступившим в законную силу, на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1. и 19.2.5 свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64. В случае недостаточности средств у ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий на ФСИН России возложена обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства.
Горячее водоснабжение в отряде СУОН подключено – <...> г..
Доказательств того, что подводку горячей воды невозможно осуществить по обстоятельствам, не зависящим от исправительной колонии, не представлено.
В настоящем случае, суд усматривает отклонение от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания административным истцом в период с <...> г. по <...> г. в части не обеспечения его горячей водой для санитарно-гигиенических процедур в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-19 и признает, что в этой части требования административного истца подлежат удовлетворению.
В то же время суд принимает во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенное нарушение и улучшающие положение лишенных свобод лиц.
Как следует из письменного отзыва административного ответчика ФКУ ИК-19, отсутствие горячего водоснабжения в общежитиях отрядов компенсируется наличием горячего водоснабжения в банно-прачечном комплексе учреждения, душевых комнатах и помывкой осужденных в БПК учреждения 2 раза в неделю. Ограничения по помывке в бане отсутствуют, доказательств обратного административным истцом не представлено. Кроме того, в отряде имеются электрические чайники, с помощью которых осужденные могут согреть горячую воду для своих нужд.
Однако, не смотря на принимаемые со стороны исправительного учреждения компенсационные меры по отношению к лицам, отбывающим наказание, доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении подтвердились в части отсутствия горячей воды в исправительном учреждении.
Подобное нарушение является отклонением от действующих санитарных норм и материально-бытовых правил. Данное нарушение подлежат денежной компенсации, поскольку права административного истца были ограничены в большей степени, чем предусмотрено действующим законодательством.
Разрешая вопрос о размере компенсации, суд в соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принимает во внимание объем и характер причиненных административному истцу страданий, длительность периода, в течение которого в отношении административного истца допускались нарушения, требования разумности и справедливости.
Учитывая период отбывания наказания Клюева И.Н. в ФКУ ИК-19 в ненадлежащих условиях с <...> г. по <...> г., т.е. 6 месяцев, характер нарушений, обстоятельства, при которых они допущены, их последствия для административного истца, который претерпевал неудобства, данные о личности административного истца, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Клюева И.Н. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере .... руб.
Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний России.
По правилам ч. 7 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1).
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Принимая во внимание, что административный истец продолжает отбывать наказание в ФКУ ИК-19, суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд. Указанные им обстоятельства, на которые он ссылается в административном иске, носят длящийся характер, и у ФКУ ИК-19 сохранялась обязанность в течение всего срока отбывания административным истцом наказания в учреждении совершить определенные действия по недопущению нарушений условий содержания административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Клюева И.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Клюева И.Н. денежную компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере .... рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Клюева И.Н. к федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний, отказать.
Решение в части взыскания денежной компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 26.09.2022.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2022-002764-93