Решение по делу № 3а-168/2021 от 28.12.2020

УИД 76OS0000-01-2020-000690-98

Дело № 3а-168\21

Принято в окончательной форме 26.04.21г.

                     Р Е Ш Е Н И Е

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

26 апреля 2021г.                                 гор. Ярославль

    Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Чистяковой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Алькор» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,

                        Установил:

В административном исковом заявлении ООО «Алькор» просит установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости по состоянию на 31.12.2019г.:

с кадастровым номером площадью 33 794 кв. м в размере 17 640 468 руб.,

с кадастровым номером площадью 200 кв.м в размере 133 200 руб.,

с кадастровым номером площадью 503 кв.м в размере 334 998 руб.,

с кадастровым номером площадью 5 771 кв.м в размере 3 843 486 руб.

    Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельных участка. Кадастровая стоимость земельных участков выше их рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика земельного налога.

    Производство по делу в части оспаривания кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами расположенных по адресу: <адрес>, пер.С.Перовской, <адрес>, прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований.

    В судебном заседании лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимали.

    Представитель административного истца на основании доверенности ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:041203:191 в размере 21 054 000 руб., то есть в соответствии с заключением судебной экспертизы.

    От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений <адрес> поступило письменное объяснение, в котором указано на непризнание административных исковых требований в связи с недостоверностью отчета определения рыночной стоимости земельных участков.

    Административный ответчик ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, мэрия города Ярославля возражений относительно административных исковых требований не представили.

    В письменных объяснениях ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области содержатся сведения о земельных участках, принадлежащих административному истцу.

    Исследовав письменные материалы дела, опросив судебного эксперта, суд пришел к следующим выводам.

    ООО «Алькор» является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 33 794 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации базы механизации мехколонны .

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными, изменение размера земельного налога, в том числе, его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

При таких обстоятельствах, административный истец обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он является.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» актом от ДД.ММ.ГГГГг. \ЗУ по состоянию на 31.12.2019г. в размере 24 082 280,28 руб.

Административным истцом представлен отчет \С от ДД.ММ.ГГГГг., выполненный оценщиком ООО «Легион-Эксперт», об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в том числе с кадастровым номером в размере 17 640 468 руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Для проверки соответствия указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков определением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебного эксперта ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. отчет \С от ДД.ММ.ГГГГг. об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный оценщиком ООО Оценочная компания «Легион-эксперт», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков. Выявленные в ходе судебной экспертизы недостатки повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости.

Судебным экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельных участков.

Согласно заключению судебного эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 31.12.2019г. составляет 21 054 000 руб.

Судебная экспертиза проведена специалистом имеющим право на проведение подобного рода исследований.

Заключение судебной экспертизы выполнено в соответствии с законодательством об экспертной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют постановленным вопросам и носят исчерпывающий характер. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о недостоверности размера рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной в отчете.

По форме и содержанию заключение эксперта соответствует положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследование рыночной стоимости объектов недвижимости выполнено негосударственным экспертом, отвечающим требованиям Закона N 73-ФЗ и Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 742н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», обладающим квалификационным аттестатом по оценке недвижимости, застраховавшим свою профессиональную ответственность оценщика и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Выводы эксперта мотивированы, подробны, обоснованы, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.

Экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Ярославской области в целом, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от других подходов обоснован. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

В судебном заседании судебный эксперт ФИО4 выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, подтвердил, дал исчерпывающие и аргументированные ответы относительно недостоверности отчета и размера рыночной стоимости земельных участков.

В связи с этим заключение судебной экспертизы расценивается как допустимое и достоверное доказательство, поскольку доказательств нарушения экспертом при составлении заключения принципа достаточности в материалах дела не представлено и содержание заключения эксперта не допускает неоднозначного толкования.

В силу изложенного при разрешении административного спора суд исходит из размера рыночной стоимости земельного участка, определенного в заключении судебной экспертизы.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд полагает, что административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость объекта оценки в размере рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной экспертизы.

В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

ЗАО «Ярославский центр недвижимости», специалист которого проводил судебную экспертизу, представлены заявление и счет на оплату судебной экспертизы в сумме 50 000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.                                            В силу части 1 статьи 109 КАС РФ денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.        Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.                                                По смыслу вышеприведенных норм КАС РФ при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном части 3 статьи 108 КАС РФ, следует учитывать и положения статьи 111 КАС РФ.                                 Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов на проведение экспертизы, в случае, когда денежная сумма, подлежащая выплате эксперту, не была предварительно внесена стороной на счет суда в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 109 КАС РФ, следует учитывать особенности рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, правовое значение для разрешения вопроса о взыскании судебных расходов за проведенную судебную экспертизу имеет установление факта наличия ошибки в методике определения кадастровой стоимости объектов недвижимости административного истца, что привело к существенному завышению данной стоимости по сравнению с рыночной стоимостью.

Материалами дела установлено, что назначенная судом экспертиза судебным экспертом была проведена в полном объеме, заключение эксперта об оценке отчета поступило в суд.                                

Стоимость проведенной судебной экспертизы составляет 50 000 рублей, что подтверждено счетом на оплату.

Данная стоимость судебной экспертизы соответствует характеру и объему проведенного исследования, ничем не опровергнута.

Оспоренная административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером превышает его рыночную стоимость на 12,6%. Такое расхождение является несущественным, объясняется различием методик определения кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости, с очевидностью свидетельствует об отсутствии ошибки в выборе методики определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости. Рыночная стоимость остальных земельных участков, которые также были предметом экспертной оценки, не превышает их кадастровую стоимость. В связи с этим судебные расходы по оплате судебной экспертизы подлежат возложению на административного истца.

                

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                        РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 33 794 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 21 054 000 руб. по состоянию на 31.12.2019г.

    Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

    Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 21.12.2020г.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Алькор» а пользу Закрытого акционерного общества «Ярославский центр недвижимости» 50 000 руб. за проведенную судебную экспертизу.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья:                                    В.С. Преснов

3а-168/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Алькор"
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов»
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Преснов Владимир Семенович
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
28.12.2020Регистрация административного искового заявления
28.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
29.03.2021Производство по делу возобновлено
12.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее