Дело № 2-339/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2022 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Буйловой О.О.,
при секретаре Нефедовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стародубцевой Т.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Горюновой О.В., МУП ЖКХ г. Гая, ООО «Домоуправление -2 квартал», НК «Фонд модернизации жилищно- коммунального хозяйства Оренбургской области», ООО «Природа», МУП «Очистные сооружения» об определении порядка и размера участия в оплате коммунальных услуг,
установил:
Стародубцева Т.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что она, <данные изъяты>. и Горюнова О.В. являются долевыми сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Соглашения об определении порядка пользования и оплаты за жилье и коммунальные услуги между сторонами достигнуть не удалось.
При указанных обстоятельствах истец обратилась в суд и просила: установить для собственников квартиры порядок оплаты содержания и ремонта жилого помещения, оплаты коммунальных услуг пропорционально их долям в праве собственности, и обязать МУП ЖКХ г. Гая, ООО «Домоуправление-2 Квартал», НК «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», ООО «Природа» заключить с каждым собственником отдельный договор на оплату содержания и ремонта жилого помещения пропорционально их долям в праве собственности на квартиру.
В судебное заседание стороны, представитель третьего лица не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Стародубцевой Т.Г., несовершеннолетнему <данные изъяты>. и Горюновой О.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
При этом доля в праве собственности Стародубцевой Т.Г. – 1/6, доля <данные изъяты>. – 1/3, доля Горюновой О.В. – 1/2.
Данные обстоятельства подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону, выданными Стародубцевой Т.Г. и <данные изъяты>., свидетельством о государственной регистрации права Стародубцевой Т.Г. и выпиской из ЕГРН.
Согласно справке ООО «Домоуправление-2 Квартал» от ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении по месту жительства никто не зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательства, свидетельствующие о достижении между сторонами соглашения о порядке оплаты за содержание жилого помещения и коммунальных услуг, материалы дела не содержат.
Из представленных суду квитанций следует, что управляющей организацией является ООО «Домоуправление-2 Квартал», начисление платы за коммунальные услуги производит МУП ЖКХ и МУП «Очистные сооружения»
По сообщению МУП ЖКХ г. Гая от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанная квартира оборудована индивидуальными приборами учета (ИПУ) холодной и горячей воды и не оборудована ИПУ тепловой энергии на отопление.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу статьи 249 ГК РФ участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В части 11 статьи 155 ЖК РФ указано, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, основание и порядок внесения платы за жилое помещение определены ст. 155 ЖК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику жилого помещения в многоквартирном доме. В случае, если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, между ними не достигнуто соглашения производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа, то каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдачи ему соответствующего платежного документа.
При этом, исходя из положений ст. 249, п. 1 ст. 247 ГК РФ, участники долевой собственности вправе обратиться в управляющую организацию для оформления отдельных платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги соразмерно своей доле в праве собственности. Соответственно, при наличии согласия между участниками долевой собственности и при их обращении в управляющую организацию, последняя обязана оформить отдельные платежные документы.
С учетом приведенных норм права и изложенных обстоятельств, расходы по содержанию жилого помещения и взносы на капитальный ремонт могут быть распределены только между собственниками жилого помещения, то есть Стародубцевой Т.Г., <данные изъяты>., Горюновой О.В. пропорционально принадлежащим им долям.
Плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Разрешая заявленные требования об определении долей в уплате коммунальных платежей за квартиру, суд исходит из того, что стороны общего хозяйства не ведут, обязаны самостоятельно нести расходы по оплате квартплаты и коммунальных услуг в вышеуказанной квартире, пропорционально приходящейся на них долю площади спорного жилого помещения, собственниками спорной квартиры соглашение о порядке оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги не достигнуто, каких-либо препятствий или технических трудностей для раздельного расчета и предъявления к оплате требований по внесению платы за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги отдельно не имеется.
Принимая во внимание положения ст. 158 ЖК РФ, суд считает возможным произвести раздел лицевых счетов по оплате за жилье и коммунальные услуги, с обязанием открыть лицевые счета на имя каждого собственника.
В соответствии с положениями ЖК РФ, регулирующими вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги (раздел VII), а также организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (раздел IX), взнос на капитальный ремонт не является платой за коммунальные услуги, а представляет собой обособленный платеж, вносимый собственниками помещений в многоквартирных домах с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества.
Согласно ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляется региональным оператором - Фондом модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области.
При таком положении, суд устанавливает следующий порядок оплаты за жилое помещение - пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения, т.е. 1/3 доля для <данные изъяты>., 1/6 доля для Стародубцевой Т.Г. и ? доля для Горюновой О.В., а также считает возможным обязать ООО «Домоуправление -2 квартал», МУП ЖКХ г. Гая, НО «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства», МУП «Очистные сооружения» заключить отдельные договора на оплату содержания и ремонта жилого помещения, а также выставлять отдельные счета на оплату услуг.
Вместе с тем данный порядок оплаты распространяется исключительно на вид платежей, не связанных с определением размера финансовой обязанности исходя из показаний приборов учета, то есть за фактически принятое абонентом количество энергоресурсов.
Судом установлено, что ООО «Природа» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от дата N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148 (23) Постановления Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, по смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
Соответственно, при наличии согласия между участниками долевой собственности и при их обращении в уполномоченную организацию, последняя обязана оформить отдельные платежные документы и договора.
В соответствии с п.п. 148(30) и 148.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 148(36) вышеуказанных Правил установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно приказу департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 08.05.2018 N 29-н нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области для городов составляют 372 кг. в год на одного проживающего в жилом помещении.
На основании изложенного, а также учитывая, что в жилом помещении никто не зарегистрирован, соответственно, оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит начислению на количество 3 человек, в связи с чем, расходы по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами каждый из данных лиц несет в равных долях.
Учитывая отсутствие соглашения собственников о порядке участия в несении расходов по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд приходит к выводу, что требования истцов об определении порядка участия в оплате данного вида услуг подлежат удовлетворению.
Доводы, содержащиеся в отзыве НО «Фонд модернизации жилищно - коммунального хозяйства» о незаконности требований истца, невозможности раздела лицевых счетов, в связи с тем, что формирование платежных документов, печать и их доставку осуществляет ОАО «Система Город» подлежат отклонению, поскольку заявленные требования искового заявления не противоречат положениям ст. 158 ЖК РФ.
Учитывая вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Стародубцевой Т.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты> к Горюновой О.В., МУП ЖКХ г. Гая, ООО «Домоуправление -2 квартал», НК «Фонд модернизации жилищно- коммунального хозяйства Оренбургской области», ООО «Природа», МУП «Очистные сооружения» об определении порядка и размера участия в оплате коммунальных услуг- удовлетворить.
Определить 1/3 долю участия <данные изъяты> в расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в квартире по адресу: <адрес>.
Определить 1/6 долю участия Стародубцевой Т.Г. в расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в квартире по адресу: <адрес>
Определить 1/2 долю участия Горюновой О.В. в расходах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в квартире по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г. Гая Оренбургской области, МУП «Очистные сооружения» выдать отдельные платежные документы по оплате отопления и технического обслуживания жилого помещения по адресу: <адрес>, пропорционально долям в праве собственности (по 1/3 доле для <данные изъяты>., 1/6 доле для Стародубцевой Т.Г. и ? доле для Горюновой О.В.).
Возложить обязанность на ООО «Домоуправление -2 квартал» выдать Стародубцевой Т.Г., <данные изъяты>, Горюновой О.В. отдельные платежные документы по оплате счетов за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: <адрес>, пропорционально долям в праве собственности (по 1/3 доле для <данные изъяты>., 1/6 доле для Стародубцевой Т.Г. и ? доле для Горюновой О.В.).
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» выставлять счета-квитанции на капитальный ремонт квартиры, расположенной по адресу: <адрес> для Стародубцевой Т.Г., <данные изъяты>, Горюновой О.В. отдельно, пропорционально долям в праве собственности (по 1/3 доле для <данные изъяты>., 1/6 доле для Стародубцевой Т.Г. и ? доле для Горюновой О.В).
Определить размер участия Стародубцевой Т.Г., <данные изъяты>, Горюновой О.В. в оплате расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в равных долях каждому в размере норматива накопления.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Природа» обязанность по заключению с <данные изъяты>, в лице законного представителя Стародубцевой Т.Г., Горюновой О.В. отдельных договоров по оплате обращения с твердыми коммунальными отходами исходя из норматива потребления.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Судья: О.О. Буйлова
Мотивированный текст решения изготовлен: 12.04.2022г.
Судья: О.О. Буйлова