Решение по делу № 2-2403/2024 от 09.01.2024

УИД 11RS0001-01-2024-000235-67 Дело № 2-2403/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием представителя прокуратуры Вовк Я.И.,

представителя ответчика Рочевой О.В.,

представителей третьего лица ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности МЗ РК» Цыгановой К.А., Коюшевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 03 апреля 2024 года гражданское дело по иску прокурора города Сыктывкара в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить медицинскими изделиями, взыскании расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Сыктывкара в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Коми об обязании обеспечить истца ... «...»
№ 50 в количестве 1 упаковки, взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение медицинских изделий, в размере 578,55 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что истец имеет право на бесплатное льготное обеспечение медицинскими изделиями, однако, медицинскими изделиями обеспечивается несвоевременно.

В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3», ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности МЗ РК».

В судебном заседании истец участия не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель прокуратуры исковые требования поддержала, при этом пояснила, что по информации истца, ФИО1 не настаивает на обеспечении её ... «...» №... в количестве 1 упаковки, поскольку ... она получила по новому рецепту. В связи с указанными обстоятельствами прокурор не настаивает на удовлетворении требования об обязании ответчика обеспечить истца медицинскими изделиями.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым вина Министерства здравоохранения Республики Коми в несвоевременном обеспечении истца медицинскими изделиями отсутствует. На дату выписки ФИО1 рецепта ... различных производителей имелись в аптечной сети ГУП РК «ГАРК» в г. Сыктывкаре, а также на складе в рамках региональной льготы. В отсутствие тест-полосок к глюкометру «...», аптечная организация должна была направить в медицинскую организацию, выписавшую рецепт, информацию о коррекции лечения, переоформлении рецепта. В свою очередь, медицинская организация должна была переоформить рецепт в случае необходимости.

Третьи лица ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника № 3» представило письменные пояснения по иску, согласно которым ФИО1 в 2023 году выписывались льготные рецепты на ... №... по 2 упаковки к глюкометру «...» ** ** **, ** ** **, ** ** **. По рецепту от ** ** ** в связи с непоставкой в аптеку ФИО1 по согласованию была обеспечена ** ** ** одной упаковкой ... «...» из остатков склада ГУП РК «ГАРК». Другой марки глюкометра ФИО1 не приобрела.

ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» также представило письменный отзыв на иск, согласно которому ** ** ** ФИО1 был предъявлен рецепт от ** ** ** на МНН «...» в количестве 2-х упаковок по региональной льготе. ... поступили на склад ГУП РК «ГАРК» ** ** **, в аптеку №... поступили ** ** ** в количестве 50 упаковок. ** ** ** пациент был оповещен о возможности получения медицинского изделия, однако в аптеку не явился и рецепту установлен статус «Неявка». ФИО1 обеспечена по рецепту тест-полосками ** ** ** в количестве 1 упаковки.

Представители третьего лица ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности МЗ РК» исковые требования не признали, поддержали позицию ответчика.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.

В силу положений ч.1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь; каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В силу положений п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

В соответствии с пунктом 11 приведенных Правил, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

Приказом Минздрава Республики Коми от 24.01.2023 № 1/28 утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в Республике Коми, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания (далее - лекарственные средства) при амбулаторном лечении (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка Министерство: организует и контролирует процесс обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием; устанавливает сроки проведения заявочной кампании для формирования потребности в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, лечебном питании для обеспечения отдельных категорий граждан; утверждает объем и номенклатуру закупаемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания для обеспечения отдельных категорий граждан; согласовывает объем закупаемых услуг у ГУП РК «ГАРК» в соответствии со статьей 5(3) Закона Республики Коми от 21.12.2007 № 124-РЗ
«О некоторых вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Республике Коми» для обеспечения отдельных категорий граждан.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми» формирует сводную потребность в лекарственных препаратах, медицинских изделиях и лечебном питании для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Коми; осуществляет организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием путем заключения и исполнения государственных контрактов на закупку, хранение, доставку и отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания; осуществляет учет товара и управление его запасами.

Согласно пункту 4.1 Порядка ГУП РК «ГАРК» осуществляет: отпуск лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания отдельным категориям граждан по рецептам врача (фельдшера), выписанным по установленной форме; автоматизированный предметно-количественный учет движения (приход, расход, остатки) товара и персонифицированный учет движения рецептов (поступивших, обеспеченных, необеспеченных).

ГУП РК «ГАРК» в соответствии с указанным в рецепте международным непатентованным (действующим веществом) отпускает лекарственный препарат под торговым наименованием, имеющийся в наличии в соответствии с перечнем товара, определенным законодательством (п. 4.2 Порядка).

Согласно п. 4.3 Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, медицинских изделий или лечебного питания аптечная организация регистрирует рецепт в «Журнале учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании». Журнал ведется в программном продукте. Рецепт, принятый на отсроченное обслуживание, хранится в аптечной организации. Аптечная организация делает на рецепте отметку о дате приема рецепта на обеспечение, а также принимает меры для обеспечения по нему пациента в сроки действия рецепта. После истечения срока действия рецепта ГУП РК «ГАРК» не позднее 2-х рабочих дней информирует об этом медицинскую организацию.

При отсутствии в ГУП РК «ГАРК» выписанного по рецепту лекарственного препарата, медицинского изделия или лечебного питания и невозможности организовать обеспечение им пациента ГУП РК «ГАРК» в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем приема рецепта на отсроченное обслуживание, направляет соответствующую информацию в медицинскую организацию, выписавшую рецепт, в целях принятия мер для обеспечения лечебного процесса, а также в ГКУ РК «ЦОД МЗ РК» (п. 4.4 Порядка).

Согласно пункту 4.5 Порядка медицинская организация не позднее 2-х рабочих дней с момента получения информации, указанной в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Порядка, принимает меры для организации медицинской помощи пациенту (переоформляет рецепт в случае необходимости и передает в аптеку, приглашает пациента на прием для проведения коррекции курса лечения).

При поступлении лекарственных препаратов, медицинских изделий или лечебного питания в аптечную организацию для обеспечения отсроченных рецептов аптечная организация информирует граждан о возможности получения препарата посредством телефонной связи. Дата и время оповещения гражданина вносится в программный продукт (п. 4.6 Порядка).

Судом установлено, что ФИО1 является ..., имеет право на лекарственное обеспечение по региональной льготе как, страдающая ... (согласно Постановления Правиьельства РФ№ 890 от 30.07.1994). Федеральной льготы не имеет, так как отказалась от соцпакета в части льготного лекарственного обеспечения в пользу получения денежной компенсации.

** ** ** ФИО1 выписан рецепт по региональной льготе серии №... №... на ... «...» №... в количестве 2 упаковок. Срок действия данного рецепта 90 дней. При обращении ** ** ** в аптеку ГУП РК «ГАРК» рецепт поставлен на отсроченное обслуживание в виду отсутствия медицинских изделий.

В ходе рассмотрения дела установлено, что по рецепту от ** ** ** ... ФИО1 выданы лишь ** ** ** в количестве 1 упаковки, вместо выписанных по указанному рецепту двух упаковок.

Также судом установлено, что в связи с истечением срока действия рецепта от ** ** **, истцу ** ** ** выписан новый рецепт на получение ..., по которому истец ** ** ** обеспечена двумя упаковками ... «...» №....

Принимая во внимание, что срок действия рецепта от ** ** ** истек и истец по новому рецепту получила недополученную упаковку тест-полосок, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора об обеспечении ФИО1 ... «...» №... в количестве 1 упаковки.

В связи с несвоевременным обеспечением рецепта, с целью соблюдения схемы проверки глюкозы в крови ФИО1 самостоятельно ** ** ** приобрела ... «...» №... в количестве 1 упаковки на сумму 578,55 руб.

Таким образом, установлено, что на дату поступления иска прокурора, истец была обеспечена тест-полосками только в количестве одной упаковки вместо выписанных 2 упаковок. Кроме того, в связи с длительным не обеспечением медицинским изделием была вынуждена приобрести одну упаковку самостоятельно. При этом, в октябре 2023 г. по оповещению аптечной организации за получением медицинских изделий не явилась.

По информации ГБУЗ РК «СГП № 3» от ** ** **, ФИО1 рекомендована следующая схема применения ...: измерение ... ежедневно 1 раз в сутки (1 ...) в течение 6 дней (6 ...); 1 раз в неделю, в любой 7 день измерение ... 4 раза в день, итого в неделю расходуется 10 .... По рецепту от ** ** ** ФИО1 получено 100 ... (2 упаковки), т.е. пациентка была обеспечена по ** ** **.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Расходы истца на приобретение медицинского изделия подтверждаются кассовым и товарным чеком.

Из-за ненадлежащего исполнения Минздравом Республики Коми возложенных на него обязанностей, истец вынуждена была понести указанные расходы во избежание прерывания лечения, размер расходов подтверждается платежными документами.

Определяя размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, суд исходит из количества дней необеспечения истца медицинскими изделиями между датой приобретения медицинских изделий самостоятельно (** ** **) и отпуска медицинских изделий по рецепту от ** ** ** (** ** **) – 8 дней. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы в виде прямого ущерба в сумме 185,14 руб. (578,55 х 16 тест/полосок (исходя из пояснений истца о применении 2-х ... в день –утром и вечером) : 50 шт.).

Доводы стороны ответчика о том, что ответственность должна быть возложена на ГУП РК «ГАРК» либо на медицинскую организацию, суд не может принять во внимание исходя из следующего.

В соответствии с п. 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми для реализации задач, указанных в разделе II Положения, министерство исполняет государственные функции, в т.ч.:

исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.п. 3);

исполняет функции организатора безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также по организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания (п.п. 19);

исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми в сфере здравоохранения (п.п. 31)

Согласно п. 11 Положения, в целях исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг министерство имеет право заключать соглашения, договоры (государственные контракты) в целях обеспечения деятельности министерства, медицинских организаций, подведомственных министерству.

Несвоевременное обеспечение медицинским изделием нарушает социальные права истца, в частности, право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022
№ 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Таким образом, здоровье является неотъемлемым и не отчуждаемым благом, принадлежащем человеку от рождения и охраняемым государством, которое Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Принимая во внимание наличие установленного факта несвоевременного обеспечения ФИО1 медицинскими изделиями, что влияет также на здоровье истца, суд полагает, что требования прокурора о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, принимает во внимание характер физических и нравственных страданий истца, степень вины ответчика, длительность не обеспечения истца медицинскими изделиями, и находит подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., находя её разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам, а также характеру и объему перенесенных истцом нравственных страданий.

Сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не могут влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами/медицинскими изделиями. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.

Каких-либо доводов, а равно доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о том, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение ФИО1 необходимыми медицинскими изделиями, суду не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Сыктывкара, действующего в интересах ФИО1, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми (...) в пользу ФИО1 (...) денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение ... в размере 185,14 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Сыктывкара к Министерству здравоохранения Республики Коми об обеспечении ФИО1 медицинским изделием, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -      Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 05 апреля 2024 года.

2-2403/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Чаркина Людмила Николаевна
Прокурор города Сыктывкара
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская поликлиника № 3"
Рочева Ольга Вячеславовна
ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности Министерства здравоохранения Республики Коми»
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
03.04.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее