УИД 35RS0021-01-2024-000175-42
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2024 года № 33-5486/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 22 июля 2024 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в лице территориального отдела к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., судебная коллегия
установила:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» (далее - ООО «Водоканал-Тарнога»), администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
В обоснование иска указано, что ООО «Водоканал-Тарнога» является эксплуатирующей организацией, оказывающей населению услуги по водоснабжению. В ходе согласования реестра источников централизованного водоснабжения установлено, что не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты зон санитарной охраны, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования артезианских скважин (подземных источников): артезианская скважина без номера ..., скважина №... ..., заборный колодец ..., эксплуатацию которых осуществляет ООО «Водоканал-Тарнога». Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов.
Просил признать бездействие ООО «Водоканал-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа, выраженное в неисполнения требований санитарного законодательства, незаконным; возложить на ответчиков обязанность в срок до 01 марта 2025 года разработать и согласовать в установленном порядке проект установления границ зон санитарной охраны источников водоснабжения: артезианская скважина без номера ... скважина №... ..., заборный колодец ... в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, пункта 105 СанПИн 2.1.3684-21, пунктов 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-2; возложить на ООО «Водоканал-Тарнога» обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов артезианская скважина без номера ..., скважина №... ..., заборный колодец ..., в срок до 01 марта 2025 года.
Протокольным определением суда от 04 июля 2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области.
Решением Тарногского районного суда Вологодской области от 22 июля 2024 года исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к ООО «Водоканал-Тарнога» (...), администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (...) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений удовлетворены частично.
Возложена на ООО «Водоканал-Тарнога» (...), администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области (...) обязанность в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении водоисточника - заборный колодец ... в соответствии статьями 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Возложена на администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области (...) обязанность в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении водоисточника - скважины без номера ... в соответствии статьями 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В части требований истца к ООО «Водоканал-Тарнога» в отношении водоисточника - скважины без номера ... отказано.
Производство по иску в части требований к ответчикам в отношении водоисточника - скважине №... ... прекращено на основании абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО «Водоканал-Тарнога» ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности по разработке и согласованию в установленном порядке проекта зон санитарной охраны водоисточника – заборного колодца .... Указывает, что не является собственником объекта. Заборный колодец передан обществу в соответствии с разделом 2 концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущества по водоснабжению находящегося на территории Тарногского сельского поселения. В соглашении отсутствует обязанность концессионера по разработке проекта зон санитарной охраны заборного колодца ....
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского законодательства.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 1.5. СанПиН 2.14.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно пунктам 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
В соответствии с п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 декабря 2018 года между муниципальным образование «Тарногский муниципальный район» (концедент), ООО «Водоканал-Тарнога» (концессионер) и Вологодской областью (субъект) заключено концессионное соглашение в отношении комплекса имущества для оказания услуг по водоснабжению на территории Тарногского сельского поселения Тарногского района Вологодской области, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в разделе 1 соглашения, подлежащие реконструкции (деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения потребителям с использованием объектов соглашения).
При исполнении соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные сроки реконструкцию объекта соглашения; использовать (эксплуатировать) объект соглашения и иное имущество в целях и в порядке, которые установлены соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в ст. 3.7 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ"О концессионных соглашениях"; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением, заключить с ресурсноснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении соглашения, также оплачивать указанные энергетические ресурсы; достигнуть плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, указанных в приложении 3; содержать объект соглашения в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами; обеспечивать сохранность вверенного по соглашению имущества, его антитеррористическую и антивандальную защищенность; поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание данного объекта (п. 3.4).
Согласно п. 5.1 Соглашения концессионер обязан за счет собственных средств реконструировать объекты имущества в составе объекта соглашения, технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1 в сроки, указанные в п. 10.2 соглашения. К реконструкции объекта соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению его частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.
В силу пункта 5.3. Соглашения концессионер обязан за свет счет разработать и согласовать проектную документацию, необходимую для реконструкции объекта, которая (документация) соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту.
Концессионер обязуется за свой счет осуществить действия по подготовке территории, необходимой для реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной в разделе 1 соглашения (п. 5.7).
Концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта Соглашения в соответствии с требования Российского законодательства (пункт 9.2).
В соответствии с п. 10.1 соглашения, оно вступает в силу с 17 декабря 2018 года и действует по 31 декабря 2028 года.
Перечень и описание объектов, входящих в состав объекта соглашения, приведены в приложении №... к соглашению, в число которых, в том числе входит заборный колодец ....
В настоящее время собственником указанных объектов водоснабжения и водоотведения является Тарногский муниципальный округ Вологодской области.
Установлено, что проект зоны санитарной охраны для водоисточника заборный колодец ... не разработан и не согласован в установленном порядке.
Выявление данных нарушений явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ООО «Водоканал-Тарнога», администрацию Тарногского муниципального района подлежат возложению обязанности по разработке и согласованию в установленном порядке проекта зон санитарной охраны для водоисточника заборный колодец ... в соответствии со статьями 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
При этом, возлагая вышеуказанные обязанности на ООО «Водоканал-Тарнога», суд верно исходил из того, что выполнение данных мероприятий в соответствии с положениями статьей 11, 32 Федерального закона от 30 марта1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1, 4, 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-2 возлагается на лицо, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения и водопроводных сетей, которое обязано соблюдать и выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению потребителей питьевой водой.
Судебная коллегия полагает данные выводы правильными, поскольку ООО «Водоканал-Тарнога» в настоящее эксплуатирует водоисточник - заборный колодец, расположенный в ..., является гарантирующим поставщиком услуг по холодному водоснабжению, а также является концессионером по соглашению от 17 декабря 2018 года, которое не расторгнуто и недействительным либо незаключенным не признано, и по условиям которого на него возложена обязанность по реконструкции (модернизации) переданного имущества, а также осуществлять деятельность по водоснабжению потребителей.
Оснований для возложения указанных судом обязанностей единолично на администрацию Тарногского муниципального района, исходя из доводов апелляционной жалобы и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия не усматривает.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ссылки на нормы законодательства о том, что к полномочиям администрации относятся вопросы водоснабжения населения, не противоречат указанным выше нормам права, в силу которых такая обязанность возлагается и на ООО «Водоканал-Тарнога», а решение об определении гарантирующего поставщика и заключение концессионного соглашения является способом его реализации.
Сроки выполнения указанных мероприятий определены судом с учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом последовательности их выполнения нормативных сроков разработки и принятия требуемых документов, доводов об обратном апелляционная жалоба не содержит.
Тот факт, что условия концессионного соглашения не предусматривают обязанности по выполнению действий, возложенных судом, отсутствуют какие-либо договорные отношения с собственником имущества, не может являться основанием к освобождению ООО «Водоканал-Тарнога» от выполнения возложенных обязательств в связи с осуществлением юридическим лицом непосредственной деятельности по эксплуатации артезианской скважины и водопроводных сетей как исполнителя соответствующих услуг.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ООО «Водоканал-Тарнога» по предъявленному иску, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение, а потому не влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств и доводов апелляционной жалобы постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда Вологодской области от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Л.В. Белозерова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 ноября 2024 года.