Дело №33-7469/2023
Судья Ермакова О.А. №2-2416/2023 (1 инстанция)
УИД 52RS0005-01-2022-012941-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Нижний Новгород 23 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Фролова А.Л., Крайневой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.,
с участием истца ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгород на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 16 февраля 2023 г.
гражданское дело по иску ФИО6 к администрации г. Нижнего Новгорода о предоставлении жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Серова Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации города Нижнего Новгород о предоставлении жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась в ГУ СРЦН «Дом» Сормовского района на полном государственном обеспечении с 17 ноября 2006 г.
ФИО5 Сормовского районного суда г. Н. Новгород от 14 мая 2007 г. родители истца ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав.
Истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Н. Новгород, [адрес], [адрес]
Распоряжением администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 24 августа 2007 г. № 778-р истцу был назначен опекун ФИО1. За ФИО11 было сохранено право пользования жилым помещением, занимаемым ранее. 03 апреля 2017 г. биологическая мать истца умерла.
Опекун ФИО6 в 2019 г. обратилась в суд с иском о принудительном обмене вышеуказанного жилого помещения, нанимателем которого являлся отец истца, лишенный родительских прав. Решением Сормовского районного суда г. Н. Новгород от 20 февраля 2019 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Распоряжением главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 29 мая 2019 г. № 548-р был признан факт невозможности проживания ФИО6 в ранее занимаемом жилом помещении. Данным распоряжением истец включена в районный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Н. Новгорода.
Основания для предоставления истцу жилого помещения наступили 15 декабря 2021 г.
Истец обратилась в администрацию Сормовского района с заявлением о предоставлении по договору найма специализированных жилых помещений жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении с истцом договора найма. В ответе администрации № 01-11-534197/22 от 09 ноября 2022 г. указано, что истец включена в список детей-сирот, районный список направляется не реже одного раза в полгода в Департамент образования, который формирует сводный список, последний раз список направлялся по состоянию на 01 июля 2022 г. В ответе указано, что полномочий по приобретению и предоставлению жилья детям-сиротам у администрации Сормовского района нет, данный вопрос относится к компетенции администрации города Нижнего Новгорода.
Аналогичное заявление истцом направлено в администрацию г. Н. Новгорода. В ответе Департамента образования администрации г. Н. Новгорода от 22 ноября 2022 г. № 04-02-556588/22 указано, что в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец включена, решение о предоставлении жилых помещений принимается на заседании городской комиссии по вопросам при наличии жилых помещений, в связи с большим количеством решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам комиссией рассматриваются кандидатуры в соответствии с датой вступления решения суда в законную силу.
До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена.
ФИО6 просила обязать администрацию города Нижнего Новгород предоставить ей на территории городского округа г. Нижний Новгород по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, не менее 30 кв.м.
ФИО5 Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 16 февраля 2023 г. иск удовлетворен. На администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям города Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе администрации г.Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений Правительством Нижегородской области в муниципальную собственность.
В заседании судебной коллегии истец просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания в установленном порядке, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности постановленного по делу решения.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных ФИО6 исковых требований, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией г. Нижнего Новгорода - обязанностей по предоставлению истцу, включенному в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено законом в зависимость от каких-либо условий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 абз.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.1 абз.2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 г. №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021г. №404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которое предусматривает, что специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, в список. В качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения: - жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда; - жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород)) по муниципальному контракту; - жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории города Нижнего Новгорода министерством социальной политики Нижегородской области или государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области, по государственному контракту.
Специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3.4.
Специализированное жилое помещение предоставляется лицам, включенным в список, по их заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются однократно по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО6 [дата] года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Согласно справке № 93 от 31 июля 2007 г., выданной начальником управления образования и социально-правовой защиты детства Администрации Сормовского района г. Н. Новгорода ФИО6, 15 декабря 2003 г. находилась на полном государственном обеспечении в ГУ СРЦН «Дом» Сормовского района с 17 ноября 2006 г.
ФИО5 Сормовского районного суда г. Н. Новгород от 14 мая 2007 г. ФИО2, [дата] года рождения, ФИО3, [дата] года рождения лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО6, [дата] года рождения.
Согласно распоряжению Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода № 778-р от 24 августа 2007 г. «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО6, [дата] года рождения» над ФИО6 установлена опека. Опекуном назначена ФИО4, [дата] года рождения.
В соответствии со Свидетельством о смерти серии IV-TH № 538480 мать ФИО6 - ФИО2, умерла 03 апреля 2017 г., о чем 05 апреля 2017 г. составлена запись акта о смерти [номер].
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представленной в материалы дела, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах за ФИО6
Распоряжением главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода № 548-р от 29 мая 2019 г. признан факт невозможности проживания ФИО6 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Н. Новгород, [адрес], комн.2. ФИО6 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории [адрес].
Истец достигла совершеннолетия, но жилое помещение истцу не предоставлено.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что истец в установленном порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не представлено, учитывая, что формирование указанного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и положения вышеприведенных норм права не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных ФИО6 исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений правительством Нижегородской области в муниципальную собственность, и принятое судом решение неисполнимо, являются несостоятельными.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30.09.2008г. №116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (в редакции Закона Нижегородской области от 06.12.2017г. №158-З) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия): по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 18.09.2013г. №116 утверждено положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгород (далее - Положение), которое регулирует вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда города Нижнего Новгорода для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1.3 Положения специализированные жилые помещения по договору найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - местом выявления и первичного устройства которых является муниципальное образование город Нижний Новгород, формируемый в соответствии с правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации г.Нижнего Новгорода.
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, причем необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Аргументы заявителя жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверно произведенной судом оценке доказательств, выражают общее несогласие с выводами суда и основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не являются.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.
Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгород - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Апелляционное определение изготовлено
в окончательной форме 24 мая 2023 г.