Дело № 2-537/2020
УИД <№>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2020 года город Котельнич
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Васениной В.Л.,
при секретаре Ежовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буттаевой Гульбеки Гаджиевны к Кировскому областному государственному казенному учреждению «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе», Министерству финансов Кировской области о признании права на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг и возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Буттаева Г.Г. обратилась в суд с иском к Кировскому областному государственному казенному учреждению «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» (далее – КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе»), Министерству финансов Кировской области о признании права на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг и возмещении расходов по оплате коммунальных услуг. Свои требования обосновывала тем, что с <дд.мм.гггг> по настоящее время работает в медицинской сестрой в <...>, является квалифицированным медицинским работником, работает в сельской местности. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В соответствии с действующим законодательством имеет право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. До 01.01.2005 имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением на основании ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, как работник со средним фармацевтическим образованием государственной системы здравоохранения, работающая и проживающая в сельской местности и пользовалась данными льготами. За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ею оплачены за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию <...> рублей, данные расходы возмещены ей лишь частично в размере <...> рублей, соответственно, сумма излишне уплаченных ею денежных средств за коммунальные услуги составила <...> рублей. Просила признать за ней право на возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, взыскать с ответчиков уплаченные денежные средства за жилищно-коммунальные услуги в размере 69973,62 рублей, судебные издержки по оплате госпошлины в размере 2299 рублей и услуг представителя 7 000 рублей.
Определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Кировской области.
Истец Буттаева Г.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель истца Привалова Л.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, предъявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве просили в удовлетворении исковых требований отказать указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - Кировская область; предусмотренная Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО частичная компенсация за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности. Считает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 г., не означает наличия у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г. Также представитель указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований, поскольку истцу выплачивается частичная компенсация коммунальных расходов по Закону Кировской области № 267-ЗО, полагает, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт получения истцом льготы до 01.01.2005 года; считает, что льготы по коммунальным услугам работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны предоставляться за счет средств федерального бюджета. Просят суд проверить расчет исковых требований.
Представитель ответчика КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыва на исковое заявление полагают, что у Буттаевой Г.Г. отсутствует право на компенсацию расходов на содержание жилья, так как ею доказательственно не подтвержден факт предоставления и получения льгот по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до 2005 года в связи с чем, за Буттаевой Г.Г. не сохранилось право на получение льгот в том же объеме, в котором оно было предусмотрено действовавшим до 01.01.2005 законодательством – ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Кроме того, если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Считают, что не являются надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица <...> в судебное заседание не явился, согласно заявлению просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Министерства здравоохранения Кировской области в судебное заседание не явился, согласно письменного отзыва просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой и шестой в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 ст. 153 данного закона содержит требование о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.
Согласно Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В силу ст.ст. 4, 6 данного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете, расходы осуществляются за счет средств областного бюджета.
Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками.
Из материалов дела следует, что Буттаева Г.Г. проживает и зарегистрирована в <адрес>.
С <дд.мм.гггг> по настоящее время работает в <...> (наименование предприятия менялось в результате реорганизации) в должности <...>, местом её работы является амбулатория <адрес>.
Таким образом, в период осуществления трудовой деятельности истец фактически являлась медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Из представленных суду документов: бухгалтерской документации врачебной <...> за <дд.мм.гггг>-<дд.мм.гггг> и приложенных к нему списков работников амбулатории, имеющих льготы на коммунальные услуги усматривается, что истец до 01.01.2005 пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.
Согласно выпискам из лицевого счета, справок о начисленных и оплаченных коммунальных услуг Буттаевой Г.Г. за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> оплачено за электроснабжение <...> рублей, за отопление – <...> рублей, за вывоз ТКО – <...> рублей, всего - <...> рублей.
За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> Буттаевой Г.Г. была выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере <...> рублей.
Сумма расходов на оплату коммунальных услуг в размере <...> рублей (<...>-<...>) Буттаевой Г.Г. не возмещена.
Поскольку в судебном заседании подтвержден факт пользования Буттаевой Г.Г. льготой по оплате коммунальных услуг до 01.01.2005, то при таких обстоятельствах исковые требования истца о взыскании разницы между фактически затраченными средствами и выплаченной компенсацией за коммунальные услуги являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию расходы на содержания жилья за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в сумме <...> рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 «Об утверждении положения о министерстве финансов Кировской области», министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления) в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
В связи, с чем взыскание компенсации расходов на оплату коммунальных услуг медицинским работникам учреждений здравоохранения областной принадлежности подлежит с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Кировская область. В иске к КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» отказать.
Возражения представителя Министерства финансов Кировской области о том, что на министерство законодательно не возложена обязанность возмещать ежемесячно 100% расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги для данной категории лиц, являются не состоятельными, поскольку указанное не должно ущемлять права истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с абзацем вторым п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Учитывая правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в вышеуказанном Постановлении от 21.01.2016, а также принимая во внимание категорию дела, объем реально предоставленных услуг, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, суд полагает, исходя из требований разумности, возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки в сумме <...> рублей по оплате услуг представителя.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика также подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины, понесенные истцом при подаче искового заявления в размере <...> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Буттаевой Гульбеки Гаджиевны о признании права на возмещение расходов по взыскания затрат, понесенных при оплате коммунальных услуг и взыскании компенсации удовлетворить частично.
Взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – «Кировская область» в пользу Буттаевой Гульбеки Гаджиевны возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по содержанию жилого помещения за период с января 2018 года по март 2020 года включительно в размере 69973,62 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 2299 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Кировскому областному государственному казенному учреждению «Межрайонное управление социальной защиты населения в Котельничском районе» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение изготовлено 21 сентября 2020 года.
Судья В.Л.Васенина