Судья Глинская Я.В. Дело №33-1756/2021
Дело № 2-404/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Радикевич М.А., Черных О.Г.,
при секретаре Маслюковой М.Н.,
помощник судьи С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Гончарова Олега Валентиновича к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская электросеть» о взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Гончарова Олега Валентиновича на решение Советского районного суда г.Томска от 10 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения Гончарова О.В. и его представителя Вагановой Л.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
Гончаров О.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская электросеть» (далее – ООО «Сибирская электросеть», Общество), в котором просил взыскать премию за июль и август 2020 года в размере /__/ рублей, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что с 09.01.2017 истец работает в ООО «Сибирская электросеть», был принят на работу на должность старшего мастера. С 01.01.2018 переведен на должность технического директора с окладом /__/ рублей. На основании приказов работодателя №П-74 от 31.07.2020 и №П-90.1 от 31.08.2020 ему не выплачена премия по итогам работы за июль и август 2020 года. В качестве основания депремирования указано невыполнение плановых показателей и отсутствие производственных документов и отчетности. С данными приказами истец не согласен. Система оплаты труда в организации установлена на основании коллективного договора, неотъемлемыми частями которого являются Положения об оплате труда работников и о премировании, согласно которым к переменной части заработной платы относится, в том числе, премия. Установлены размер премии, система премирования, основания для депремирования. Поскольку в организации имеется положение о премировании, то снижение суммы премии должно быть обусловлено только тем, что работник не выполнил предусмотренные данным документом показатели. В данном случае установленные показатели для премирования в июле и августе 2020 года выполнены истцом в полном объеме, никаких проступков, являющихся основанием для невыплаты премии, истец не совершал.
В судебном заседании Гончаров О.В. исковые требования поддержал.
Представитель ООО «Сибирская электросеть» Столярова Е.В. возражала против удовлетворения требований истца.
Обжалуемым решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гончаров О.В. просит решение отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что стороной ответчика не представлены доказательства правомерности и обоснованности лишения его премии за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности Общества по итогам июля и августа 2020 года. Считает, что Положением о премировании не предусмотрены такие показатели премирования, как выполнение плановых показателей по передаче электрической энергии и как не превышение величины технологических потерь электроэнергии над показателями, учтенными в годовом балансе электроэнергии и мощности. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности Общества не является гарантированной выплатой и начисляется по усмотрению работодателя, противоречит статьям 56, 57, 129, части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, условиям коллективного договора ООО «Сибирская электросеть» и пункту 2.2.2.2. трудового договора, заключенного между сторонами. Установленный коллективным договором размер премии работодатель вправе изменять в случае невыполнения работником в расчетном периоде показателей премирования, исчерпывающий перечень которых установлен в пункте 2.1 Положения о премировании, а также в случае допущения работником производственных упущений, предусмотренных перечнем производственных упущений. Отмечает, что на протяжении всего времени его работы у ответчика до мая 2020 года к нему не применялись ни меры дисциплинарного воздействия, ни депремирование, однако после смены единственного участника ООО «Сибирская электросеть» истец подвергнут гонениям, о чем свидетельствует ежемесячное лишение премии и многократное наложение на него дисциплинарных взысканий.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Сибирская электросеть» Столярова Е.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие представителя ООО «Сибирская электросеть», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации при разрешении спора по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Как следует из материалов дела, ООО «Сибирская электросеть» и Гончаровым О.В. заключен трудовой договор от 09.01.2017, в соответствии с которым истец с 01.01.2017 принят на работу старшим мастером.
Приказом №П-2 от 09.01.2018 с 01.01.2018 истец переведен на должность технического директора, в связи с чем 01.01.2018 между работником и работодателем подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от 09.01.2017, согласно которому работник принимается на должность технического директора, ему устанавливается должностной оклад в размере /__/ рублей в месяц. Дополнительным соглашением от 17.02.2020 должностной оклад повышен до /__/ рублей в месяц.
Приказом №П-74 от 31.07.2020 Гончаров О.В. лишен премии за июль 2020 года в полном объеме в связи с невыполнением плановых показателей по передаче электрической энергии в июле 2020 года.
Приказом №П-90.1 от 31.08.2020 Гончарову О.В. определена премия за август 2020 года в размере 0% от должностного оклада в связи с превышением величины технологических потерь электрической энергии в августе 2020 года над показателями, учтенными в годовом балансе электроэнергии и мощности, а также отсутствием утвержденного перечня производственных документов и отчетности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для депремировании Гончарова О.В.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4.2 заключенного между сторонами трудового договора работнику могут выплачиваться премии и иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Пунктом 4.3 указанного договора установлено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц в срок, установленный локальным актом работодателя.
Коллективным договором, заключенным между ООО «Сибирская электросеть» и работниками организации от 21.09.2017 (№ 85), в пункте 4.8 установлены постоянная и переменная части заработной платы. К переменной части заработной платы относятся: индивидуальная стимулирующая надбавка и премии за счет всех источников.
Пунктом 4.9.1 коллективного договора предусмотрено, что ежемесячная премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности устанавливается в размере 75% от тарифной ставки (оклада). Система премирования учитывает: а) эффективность производства и улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности; б) отсутствие травматизма; в) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; г) отсутствие нарушений производственной дисциплины, охраны труда и техники безопасности.
Премия за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности начисляется на тарифную ставку (оклад) в соответствии с Положением о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности ООО «Сибирская электросеть» (Приложение №3).
Согласно пункту 2.1 Положения о премировании за основные результаты хозяйственной деятельности ООО «Сибирская электросеть» начисление премии производится пропорционально удельному весу каждого выполненного показателя премирования, помесячно.
Премия руководителям, специалистам и служащим, рабочим производственных служб и отделов предприятия начисляется в соответствии с показателями премирования: обеспечение выполнения плана поступлений от реализации услуг – 35%; качественное и своевременное составление производственных документов – 20%; качественное и своевременное составление отчетности- 20% (пункт 2.2 Положения о премировании в редакции дополнительного соглашения №5 от 02.03.2020).
Общий размер премии устанавливается: руководителям, специалистам и служащим служб отделов – 75%; рабочим производственных служб и отделов – 75% (пункт 2.3 Положения с учетом дополнительного соглашения №5 от 02.03.2020).
Премия начисляется за фактически отработанное время на должностной оклад и доплаты и надбавки, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.4 Положения).
Согласно пункту 3.2 Положения лишение или снижение размера премии за производственные упущения в работе производится от общего размера начисленной премии в соответствии с Перечнем производственных упущений: нарушение техники безопасности и пожарной безопасности; некачественная приемка объектов, замечания по оформлению технических документов; неудовлетворительное выполнение должностных обязанностей, закрепленных объемов работ; некачественное составление и несвоевременное предоставление отчетности; несоблюдение трудовой и исполнительной дисциплины; необеспечение сохранности оборудования, материальных ценностей; нанесение ущерба собственности предприятия; нарушение правил внутреннего трудового распорядка.
Лишение или снижение размера премии отражается в приказе с указанием причин за тот расчетный период, в котором было совершено или обнаружено упущение в работе (пункт 3.3).
Разрешая спор, суд сослался на представленные стороной ответчика сведения о превышении размера фактических потерь электрической энергии в сравнении с планируемыми потерями, пришел к выводу о том, что поскольку одной из обязанностей истца является организация технического обслуживания и ремонта электросетевого оборудования организации, то возникшие потери электроэнергии напрямую зависят от надлежащего исполнения истцом своей обязанности. В качестве одного из оснований депремирования предусмотрено неудовлетворительное выполнение должностных обязанностей, закрепленных объемов работ.
Однако суд не учел, что начисление премии производится пропорционально удельному весу каждого выполненного показателя премирования помесячно, а в соответствии с п.3.1 Положения премия не начисляется за невыполнение показателей премирования пропорционально удельному весу каждого показателя.
Также не учел, что ответчиком не представлены доказательства наличия оснований для депримирования истца, предусмотренных Положением о премировании.
Данные о невыполнении плана поступлений от реализации ответчиком услуг вообще не представлялись. Как и не представлялось доказательств, что снижение плановых поступлений обусловлено невыполнением истцом должностных обязанностей технического директора.
Кроме того, в материалы дела представлен полученный истцом в соответствии со служебной запиской на имя генерального директора ООО «Сибирская электросеть» от 14.08.2020 Перечень технической документации, утвержденный техническим директором Гончаровым О.В. 16.01.2020.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных требований о взыскании невыплаченной премии за июль и август 2020 года в размере /__/ рублей. Расчет размера взыскиваемой истцом премии судебной коллегии проверен, признается верным.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определяя размер компенсации морального вреда, судебная коллегия считает его соответствующим допущенному ответчиком нарушению, отвечающему принципу разумности и справедливости, а также в наибольшей степени обеспечивающим баланс прав и законных интересов сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, размер государственной пошлины, рассчитанный на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составит 2425 рублей.
С учетом изложенного с ответчика в доход муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2425 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 10 марта 2021 года отменить.
Принять новое, которым взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская электросеть» в пользу Гончарова Олега Валентиновича невыплаченную премию за июль и август 2020 года в размере /__/ рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская электросеть» в доход муниципального образования «Город Томск» госпошлину в размере 2425 рублей.
Председательствующий
Судьи: