Дело № 2а-467/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Володарск
Володарский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Микучанис Л.В.,
при секретаре Зудиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зараменского Анатолия Юрьевича к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Зараменский А.Ю. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он военнослужащий, уволенный в отставку ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в очередь на получение субсидии для приобретения жилья ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № уведомил его представителя, что решением от ДД.ММ.ГГГГ. № ему предоставлена субсидия для приобретения жилья. Из текста решения следует, что при расчете размера субсидии ответчик исходил из того, что у него имеется в собственности жилое помещение, площадью 16,1 кв.м. Однако, каких-либо доказательств наличия у него в собственности жилых помещений не представлено и представлено быть не может, т.к. это не соответствует действительности.
Истец просит признать решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № недействительным в части расчета норматива общей площади жилого помещения в размере 16,90 кв.м. Признать норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения Зараменского Анатолия Юрьевича в размере 33 кв.м.
В судебное заседание административный истец Зараменский А.Ю. не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддержал.
Представитель административного истца Климов С.Г. исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что о решении ответчика об уменьшении размера субсидии, истец узнал после Новогодних праздников, когда лично получил в отделении ответчика по <адрес> оспариваемое решение, ранее по почте он решение не получал, поэтому срок обращения истца в суд не пропущен. Ответчик уменьшил размер субсидии, т.к. посчитал, что истец имеет в собственности долю жилого помещения, расположенного по <адрес> приватизированного его бывшей супругой после расторжения их брака. Ранее решением суда уже было установлено, что ответчик незаконно учитывает площадь данного жилого помещения, имеющегося якобы у Зараменского А.Ю. Его решение об отказе в принятии Зараменского А.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по этому же мотиву, решением суда было признано незаконным.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве иск не признал, указав, что из материалов учетного дела усматривается, что административный истец при прохождении военной службы обеспечивался жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, расположенным по <адрес> на состав семьи 4 человека. Указанное жилое помещение Министерству обороны Российской Федерации не передано, осталось в собственности бывших членов семьи Зараменского А.Ю. Учитывая изложенное, при принятии решения о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения учитывалась ранее предоставленная Зараменскому А.Ю. жилая площадь 16,1 кв.м. (общая площадь 64,40/4 членов семьи=16,1). Кроме того, истец пропустил срок на обращение в суд.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 1 статьи 15 ФЗ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определен Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 76 от 03.02.2014 (далее Правила).
Порядок предоставления субсидии регламентирован Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ и гражданам РФ, уволенным с военной службы, утвержденным приказом Министра обороны РФ N 510 от 21.07.2014 года.
Как следует из п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) (далее - военнослужащие), и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - субсидия).
На основании п. 3 Правил норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере:
33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего;
42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек;
18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Как следует из п. 4 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:
на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Судом установлено, что Зараменский А.Ю. зарегистрирован и проживает по <адрес>
В соответствии с выпиской из ЕГРН, Зараменский А.Ю. в собственности жилых помещений не имеет.
В соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Зараменскому А.Ю. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения 16,90 кв.м. При этом в названном решении содержится ссылка на то, что общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности составляет 16,10 кв.м.
Административным ответчиком указано на то, что административный истец при прохождении военной службы обеспечивался жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, расположенным по <адрес> на состав семьи 4 человека. Указанное жилое помещение Министерству обороны Российской Федерации не передано, осталось в собственности бывших членов семьи Зараменского А.Ю. Учитывая изложенное, при принятии решения о предоставлении субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения учитывалась ранее предоставленная Зараменскому А.Ю. жилая площадь 16,1 кв.м. (общая площадь 64,40/4 членов семьи=16,1).
Вместе с тем, решением Володарского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в принятии Зараменского А.Ю. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признано незаконным.
Как следует из мотивировочной части решения суда, судом было установлено, что Зараменский А.Ю. не имеет собственного жилья, не является членом семьи собственника жилого помещения, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Суд пришел к выводу о необоснованности доводов ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что Зараменский А.Ю. ухудшил свои жилищные условия и что ему уже было предоставлено жилое помещение по <адрес> в связи с чем, он не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Таким образом, административным ответчиком по существу оспариваются обстоятельства, установленные решением суда, вступившим в законную силу, при рассмотрении которого он принимал участие, что в силу ч.2 ст.64 КАС РФ не допускается.
Кроме того, и при рассмотрении настоящего дела установлен факт отсутствия в собственности Зараменского А.Ю. жилых помещений.
При таких обстоятельствах, решение административного ответчика в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения на 16,10 кв.м, является незаконным, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, судом отклоняются, ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из пояснений представителя административного истца, о принятом решении ответчика истцу стало известно в январе 2018 года, когда он его получил в отделении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в г.Н. Новгороде.
Доказательств более раннего получения административным истцом принятого ответчиком оспариваемого решения, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации суду не представило и доказательств этому в материалах дела не имеется.
Согласно штемпелю на почтовом конверте административное исковое заявление направлено истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок, т.к. первым рабочим днем после Нового года, когда истец фактически имел возможность получить у ответчика решение являлся ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Зараменского Анатолия Юрьевича удовлетворить.
Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ. № ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении Зараменскому Анатолию Юрьевичу субсидии для приобретения жилого помещения, в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения на 16,10 кв. м, незаконным.
Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации применить норматив общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения Зараменского Анатолия Юрьевича в размере 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Володарский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Микучанис