Решение по делу № 33а-1494/2021 от 09.03.2021

Судья Бердникова Н.О. Дело № 2а-52/2021

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 апреля 2021 года № 33а-1494/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Коничевой А.А., Ширяевской Е.С.,

при секретаре Топорковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тотемскому району на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 11.01.2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тотемскому району Стриженко А.А., судебная коллегия

установила:

предписанием врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району от 22.10.2020 на руководителя администрации муниципального образования «город Тотьма» (далее - администрация МО «город Тотьма») Скорюкова А.А. в целях обеспечения безопасности дорожного движения возложена обязанность обеспечить восстановление поврежденного дорожного ограждения в <адрес> в срок 5 суток с момента получения предписания.

Администрация МО «город Тотьма» обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району о признании незаконным предписания.

В обоснование требований указано, что предписание выдано ненадлежащему лицу, в связи с чем не может быть исполнено. Исправление, замена поврежденных и несоответствующих действующим стандартам секцией барьерных ограждений в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог. На основании решения Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.11.2019 № 175 с 01.01.2020 осуществление полномочий в части содержания автомобильных дорог передано администрации Тотемского муниципального района. В бюджет Тотемского муниципального района переданы финансовые средства для осуществления переданной части полномочий. Между администраций МО «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района 27.12.2019 заключено соответствующее соглашение. Поскольку полномочия в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении содержания автомобильных дорог и обеспечения безопасности на них вместе с финансовыми средствами переданы для исполнения другому органу, то руководитель администрации МО «город Тотьма» не является лицом, ответственным за содержание дорог, и не может осуществлять действия, направленные на исполнение предписания ОГИБДД.

Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 11.01.2021 административные исковые требования администрации МО «город Тотьма» удовлетворены. Предписание от 22.10.2020, выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации МО «город Тотьма» СкорюковуА.А. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных 12.10.2020, признано незаконным, на ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району возложена обязанность устранить допущенное нарушение.

В апелляционной жалобе ОМВД России по Тотемскому району ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что администрацией МО «город Тотьма» в лице руководителя администрации Скорюкова А.А. не обеспечена безопасность дорожного движения, не обеспечен должный контроль за исполнением администрацией Тотемского муниципального района части переданных полномочий по содержания улично-дорожной сети г. Тотьма. Обращает внимание на то, что передача части полномочий району не свидетельствует об освобождении администрации МО «город Тотьма» от исполнения обязанностей в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В возражениях администрация МО «город Тотьма» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика ОМВД России по Тотемскому району СтриженкоА.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что работы по восстановлению поврежденного дорожного ограждения относятся к капитальному ремонту и не предусмотрены технологической картой работ, являющейся приложением к соглашению о передаче осуществления части полномочий в области осуществления дорожной деятельности.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и вмешательства в судебное постановление.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог (пункты 3, 10 статьи 11, пункты 1.1, 6 статьи 12, пункты 1 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дороги (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно Уставу муниципального образования «город Тотьма» к полномочиям администрации относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (статья 4).

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании решения Совета муниципального образования «город Тотьма» от 21.11.2019 № 175 (с учетом изменений, внесенных решениями от 02.03.2020, 18.09.2020, 10.12.2020) осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно содержание автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» передано администрации Тотемского муниципального района. Определен размер финансовых средств на 2020 год, передаваемых в бюджет Тотемского муниципального района на осуществление указанных полномочий в сумме 10234 517 рублей (л.д. 85-87).

Решением Муниципального Собрания Тотемского муниципального района от 26.12.2019 № 142 переданные полномочия в части содержания автомобильных дорог в городе Тотьма приняты; органом уполномоченным на осуществление данных полномочий определена администрация Тотемского муниципального района (л.д. 17-18).

27.12.2019 между администрацией муниципального образования «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района заключено соглашение сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, по которому администрация муниципального образования «город Тотьма» передала администрации Тотемского муниципального района осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно содержание автомобильных дорог, указанных в приложении к настоящему соглашению, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее - Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог); содержание в надлежащем состоянии тротуаров, при необходимости ремонт согласно приложению № 3.

Согласно статьям 2, 7 соглашения Администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий в соответствии с настоящим Соглашением; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение части полномочий, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, <адрес>, с расположенным на нем мостом, отнесена приложением №..., к улицам полномочия по содержанию которых выполняет Администрация Тотемского муниципального района.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 раздела 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе: исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений.

Дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов (пункт 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017).

В соответствии с пунктом 13.6 ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.

12.10.2020 в ходе осуществления надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району на улице <адрес> выявлено повреждение элементов конструкции металлического ограждения автомобильной дороги (длина 24 метра) (л.д. 48).

22.10.2020 врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма» Скорюкову А.А. выдано предписание в целях обеспечения безопасности дорожного движения обеспечить восстановление поврежденного дорожного ограждения в <адрес> в срок 5 суток с момента получения предписания (л.д. 8).

Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения регламентируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 30.03.2015 № 380 (далее - Регламент).

При выявлении нарушений обязательных требований безопасности лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (пункт 87 Регламента).

Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из необходимых условий его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение, поэтому предписание должно быть выдано надлежащему субъекту, располагающему соответствующими полномочиями и финансовыми ресурсами для его выполнения.

Разрешая возникший спор и признавая незаконным предписание врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району об устранении выявленных нарушений от 22.10.2020, суд первой инстанции исходил из того, что оно является неисполнимым и выдано ненадлежащему лицу (руководителю администрации муниципального образования «город Тотьма»), который в силу своей компетенции не обладает полномочиями и фактической возможностью по устранению недостатков поврежденного дорожного ограждения на улице <адрес>, так как данные работы, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог местного значения, полномочия по осуществлению которых вместе с соответствующим финансированием в установленном законом порядке переданы администрации Тотемского муниципального района.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апеллянта о том, что администрация муниципального образования «город Тотьма» является собственником данной автомобильной дороги, несущим бремя содержания своего имущества, правильность выводов суда не опровергают.

Действительно, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, но только в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, обязанность по содержанию дорог в надлежащем состоянии возлагается не на собственников дорог, а на лиц, которые в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, публично-правовыми договорами несут ответственность за состояние дорог.

Поскольку полномочия по содержанию автомобильных работ, к которым относится выполнение работ по устранению повреждений дорожного ограждения, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ переданы администрации Тотемского муниципального района, то именно она является лицом, ответственным за состояние дороги, на котором лежит обязанность устранить выявленные недостатки.

Ссылка административного ответчика на то, что у администрации муниципального образования «город Тотьма» в силу заключенного соглашения от 27.12.2019 имеются полномочия по контролю за выполнением администрацией Тотемского муниципального района части переданных полномочий, правового значения не имеет, так как оспариваемое предписание выдано не целях осуществления контрольных функций со стороны административного истца, а для восстановления поврежденного дорожного ограждения, т.е. для решения вопроса, относящегося к компетенции администрации района.

Не может судебная коллегия согласиться и с утверждениями представителя административного ответчика о том, что работы по восстановлению поврежденного дорожного ограждения не являются предметом соглашения о передаче части полномочий от 27.12.2019, так как они не предусмотрены технологической картой работ, а сами работы по замене барьерного ограждения отнесены к капитальному ремонту автомобильных дорог в силу подпункта «а» пункта 4 части 3 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 1 соглашения от 27.12.2019 администрации Тотемского муниципального района переданы полномочия по содержанию автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

02.03.2020 данное соглашение дополнено приложением № 4 «Технологическая карта на выполнение работ по содержанию уличной дорожной сети на территории муниципального образования «город Тотьма»», при этом изменения в статью 1 соглашения, ограничивающие перечень работ по содержанию автомобильных дорог только работами, перечисленными в технологической карте, не вносились.

Технологическая карта не определяет предмет соглашения и виды выполняемых работ, а представляет собой описание технологического процесса выполнения отдельного вида работ (услуг) на конкретном объекте с учетом его особенностей и для конкретного производителя работ (услуг) (пункт 3.14 ОДМ 218.3.034-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по технологии очистки, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления).

Необоснованной является и ссылка ответчика на подпункт «а» пункта 4 части 3 раздела 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, который предусматривает, что при капитальном ремонте дороги, в числе прочего осуществляется замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений.

Как следует из оспариваемого предписания, в нем поставлен вопрос не о замене барьерных ограждений во время проведения капитального ремонта, а о восстановлении поврежденного дорожного ограждения, которое в силу прямого указания, содержащегося в подпункте «в» пункта 4 раздела 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог и требует оперативного исполнения.

Таким образом, правовых оснований для пересмотра выводов, к которым пришел суд, у судебной коллегии не имеется, поскольку они вытекают из всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в административном деле доказательств и правильного применения норм процессуального и материального права, регулирующего спорные правоотношения.

С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 11.01.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тотемскому району – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1494/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация МО город Тотьма
Ответчики
ОМВД России по Тотемскому району
ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району
Другие
Администрация Тотемского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Медведчиков Евгений Геннадьевич
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
10.03.2021Передача дела судье
08.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Передано в экспедицию
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее