Дело № 2а-1523/2018 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» мая 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Балакишиев М.М о к Администрации <Адрес>, о признании недействующим постановления № от 11.12.2014 г., в части исключения нестационарного торгового объекта с учетным номером И-П-35 их схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>,
установил:
Балакишиев М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, к администрации <Адрес> о признании недействующим постановления администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, в части исключения нестационарного торгового объекта с учетным номером И-П-55 по адресу: <Адрес> из схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что на основании соглашения о замене стороны по договору от ДД.ММ.ГГГГ Балакишиев М.М. является стороной по договору № от 14.02.2013г., в соответствии с которым имеет право на размещение нестационарного торгового объекта, по адресу: <Адрес>, учётный номер согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов И-П-55. Администрацией <Адрес> принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, которым нестационарный торговый объект с учетным номером И-П-55, по адресу: <Адрес> исключен из схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>. Считает, оспариваемое постановление незаконным, нарушающим его право на осуществление торговой деятельности.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
В судебных заседаниях представители административного истца Боровых М.Н. и Г на удовлетворении административного иска настаивали.
Представитель ответчика администрации <Адрес>, заинтересованного лица Департамента экономики и промышленной политики администрации <Адрес> Ткаченко Е.П. в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие.
Выслушав стороны, исследовав доказательства, представленные сторонами в материалы дела, мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 15 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании п.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч.3).
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Во исполнение положений Закона № 381-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила).
Указанными Правилами предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3).
В соответствии с ч.3 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с положениями Постановления <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», проект Схемы разрабатывается и утверждается уполномоченным органом местного самоуправления <Адрес>, определенным в соответствии с уставом муниципального образования <Адрес> (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ данного порядка, схема - документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержащий сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.
Проект Схемы до ее утверждения согласовывается со следующими органами (при их наличии):
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области градостроительной деятельности, формирования приоритетов и стратегии пространственного развития, создания благоприятной эстетической среды на территории муниципального образования <Адрес>;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области образования;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области здравоохранения;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области использования и распоряжения земель;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области организации благоустройства на территории муниципального образования <Адрес>;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области обеспечения благоприятной окружающей среды;
органом местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченным в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению;
исполнительным органом государственной власти <Адрес> в области охраны объектов культурного наследия (если Схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия).
Органы, указанные в пункте 3.4 Порядка, рассматривают представленный им на согласование проект Схемы в течение 30 дней со дня поступления проекта и по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или несогласовании проекта Схемы при наличии замечаний (предложений).
В случае несоответствия проекта Схемы действующему законодательству оформляются письменные замечания (предложения) ( п.3.5)
Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на сайтах уполномоченного органа местного самоуправления и Министерства промышленности, предпринимательства и торговли <Адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п.3.10).
В соответствии Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», включение нестационарных торговых объектов в Схему осуществляется в следующих целях:
достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
повышение доступности товаров для населения ( п. 1.2).
Изменения и дополнения в Схему вносятся при возникновении следующих оснований:
новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований <Адрес> - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченного в области градостроительной деятельности;
ремонт и реконструкция автомобильных дорог - на основании предложений органа, уполномоченного в области управления и эксплуатации соответствующих автомобильных дорог;
прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти <Адрес> и органов местного самоуправления муниципальных образований <Адрес>, субъектов малого и среднего предпринимательства;
необходимость реализации долгосрочных целевых программ, приоритетных направлений деятельности муниципальных образований <Адрес> в сфере социально-экономического развития;
изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд - на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;
принятие решений о развитии застроенных территорий - на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;
изменение градостроительных регламентов - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования <Адрес>, уполномоченного в области градостроительной деятельности ( п.4.1);
Проект о внесении изменений и дополнений в Схему разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления в течение 30 дней со дня принятия решения о разработке проекта внесения изменений и (или) дополнений в Схему( п.4.2).
В соответствии с положениями ст. 49 Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии Устава <Адрес>», к полномочиям администрации города относится в том числе, разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории <Адрес> и о внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части размещения нестационарных торговых объектов», размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных в Схеме (п. 3.1).
Проект Схемы (проект изменений и дополнений в Схему) разрабатывает Уполномоченный орган в порядке, установленном <Адрес> ( п.3.2).
Схема утверждается администрацией <Адрес> и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования <Адрес>, и размещению на официальном сайте муниципального образования <Адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Утвержденную Схему Уполномоченный орган в течение десяти дней направляет в исполнительный орган государственной власти <Адрес>, осуществляющий функции в сфере государственного регулирования торговой деятельности (п.3.3).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <Адрес> (арендодатель) и <данные изъяты> Г (арендатор) был заключен договор №ИР аренды земельного участка, в соответствии с которым арендатор принял во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый №, площадью 108 кв.м., по адресу: <Адрес> <данные изъяты>
В соответствии с соглашением о передаче права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор Г передал право аренды на земельный участок, <Адрес>» Гл.д.104,105).
Согласно соглашению о передаче права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор Г передал право аренды на земельный участок, площадью 108 кв.м., по адресу: <Адрес> Г(л.д.106).
В соответствии с соглашением о передаче права аренды на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор Г передал право аренды на земельный участок, площадью 108 кв.м., по адресу: <Адрес> М (л.д.107,108).
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением по развитию потребительского рынка администрации <Адрес> и индивидуальным предпринимателем М ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор, согласно которому, в соответствии с Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, М предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта в виде павильона, площадью 50 кв.м., специализация: смешанная группа товаров, адресные ориентиры: <Адрес>, учетный номер согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>: И-П-55.(л.д.8-10).
Согласно договору купли-продажи торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между индивидуальным предпринимателем М и индивидуальным предпринимателем Балакишиевым М.М., последний приобрел в собственность торговый павильон общей 45,725 + 20,128 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> (точное место расположения торгового павильона указано на плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и на проекте остановочного комплекса от 2002 года). (л.д.12-14).
В соответствии с соглашением о замене стороны по договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между индивидуальным предпринимателем М и индивидуальным предпринимателем Балакишиевым М.М. ДД.ММ.ГГГГ, последний с момента заключения настоящего соглашения принял права и обязанности по договору на размещение нестационарного торгового объекта № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <Адрес>. (л.д.11).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением <Адрес> от 11.08. 2010 г. №-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», Уставом <Адрес> администрацией <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов».
Затем указанный нестационарный торговый объект указанный в договоре № на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <Адрес>, в соответствии с постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» под учётном номером И-П-55, адресные ориентиры объекта: <Адрес> вид нестационарного торгового объекта: павильон, вид торговли: розничная, специализация: непродовольственные товары.
Постановлением администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, строка под учётным номером нестационарного торгового объекта И-П-55 по адресу: <Адрес> исключена их схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>.
Как установлено в судебном заседании, срок действия договора № на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ истёк ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, фактически торговый павильон принадлежащий административному истцу не находится в месте, указанном в схеме под учетным номером И-П-55, а находится в месте, определенном до утверждения схемы, в соответствии с договором аренды земельного участка №Ир от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в схеме размещения, координаты не указывались, указаны только ориентиры.
Нахождение данного нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, подтверждается отчётом специалиста. (л.д.132-177).
Нахождение данного объекта на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410833:8, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашло.
Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 483-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее Порядок)., в соответствии с 2.2.8.4. на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха, тротуарах шириной менее 3 метров.
Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, пунктом 2.2.5.1 которого предусмотрено, что схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов: на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, площадках для отдыха, тротуарах.
Произвольный пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов, не включение в схему размещения или исключение из нее уже функционирующих объектов приводит к административному сокращению и прекращению их бизнеса, что, по их мнению, противоречит смыслу ч.6 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ.
Исходя из вышеизложенных норм, схема размещения нестационарных торговых объектов, является документом, который определяет места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержит сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.
Административным ответчиком суду не представлено доказательств, указывающих на то, что размещение нестационарного торгового объекта с учетным номером И-П-55, по адресу: <Адрес> принадлежащего административному истцу, расположенного в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ и договором аренды земельного участка №ИР, противоречит требованиям законодательства, то есть не представлено доказательств, указывающих на законность принятия администрацией <Адрес> постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, в части исключения нестационарного торгового объекта с учетным номером И-П-55 по адресу: <Адрес> из схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>.
Несоответствие фактического места нахождения нестационарного торгового объекта, месту ошибочно указанному в схеме, которое не соответствует требованиям законодательства, не подтверждает законность исключения нестационарного торгового объекта с учётным номером И-П-55, по адресу: <Адрес>.
Исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов вышеуказанного объекта, принадлежащего административному истцу, противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и нарушает права административного истца.
Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).
Обязать администрацию <Адрес> после вступления решения суда в силу, опубликовать сообщение о принятом решении в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л :
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.1 постановления администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» на территории <Адрес>, в части исключения строки под учетным номером нестационарного торгового объекта И-П-55 по адресу: <Адрес> из схемы размещения нестационарных объектов на территории <Адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья