№ 3-24/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации27 мая 2015 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Филимоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Заявление подано по тем основаниям, что ОАО «Ростелеком» является арендатором (...) земельных участков, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных нужд с кадастровыми номерами (...), площадью (...) кв.м соответственно, расположенных в (.....).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) составляет (...).; земельного участка с кадастровым номером (...).; земельного участка с кадастровым номером (...)
Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемой им арендной платы.
Согласно результатам проведенной по инициативе заявителя независимой оценки рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером (...)., с кадастровым номером (...)., с кадастровым номером (...)
С учетом изложенного заявитель просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (...)., равной (...).; земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...).; земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной 333659 руб., а также взыскать в свою пользу судебные расходы.
В судебном заседании представитель заявителя Шостак О.А. уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...)., земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...).; земельного участка с кадастровым номером 10(...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...). Также просила взыскать с Управления Росреестра по Республике Карелия судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления и по оплате услуг эксперта.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Карелия Литусова А.И. полагала названное учреждение ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, представила письменные объяснения, согласно которым сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в государственный реестр земель кадастрового района (в последующем - государственный кадастр недвижимости) внесены в (...) Государственный кадастровый учет изменений участка в связи с изменением сведений о его площади осуществлен (.....) Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...) внесены в государственный кадастр недвижимости (.....) Кадастровая стоимость земельных участков определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования для кадастрового квартала (...) на площадь земельных участков.
Иные заинтересованные лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Управление Росреестра по Республике Карелия оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
От Правительства Республики Карелия поступили письменные объяснения о том, что датой, по состоянию на которую подлежит установлению кадастровая стоимость земельных участков, является 01 января 2010 г. – дата, по состоянию на которую проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов и определены средние для Кондопожского муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости. Рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду, поскольку не связано с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки.
ТУ Росимущества по Республике Карелия в письменных объяснениях указало, что земельные участки, кадастровая стоимость которых оспаривается, относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем на имущественные права Российской Федерации результат рассмотрения дела не повлияет. Разрешение заявленных требований ТУ Росимущества по Республике Карелия оставило на усмотрение суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По договору аренды земельного участка от (.....) № (...), заключенного между администрацией Кондопожского муниципального района и заявителем, последнему на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером (...) категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных нужд, площадью (...) кв.м, расположенный в (.....).
На основании договора аренды от (.....) № (...), заключенного между теми же сторонами, заявитель является правообладателем земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных нужд, расположенного в (.....).
Договором от (.....) (.....) подтверждается нахождение в аренде у заявителя земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для производственных нужд, расположенного в (.....).
По условиям упомянутых договоров (п. 2.1 каждого) размер уплачиваемой заявителем арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости объекта аренды.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости на основании результатов государственной кадастровой оценки затрагивают права и обязанности заявителя.
(.....) заявитель обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, на что получил ответ от (.....)г. об отказе в принятии заявления к рассмотрению со ссылкой на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не подлежит оспариванию в комиссии.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов проводились в Республике Карелия в 2010-2011 годах на основании государственного контракта от (.....) № (...), заключенного между Росреестром и (...) По результатам проведения работ составлен отчет от (.....) № (...) Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 № 158-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов».
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) внесены в государственный реестр земель кадастрового района (впоследствии - государственный кадастр недвижимости) (.....)
Решением филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Республике Карелия от (.....) осуществлен государственный кадастровый учет изменений участка в связи с уточнением его границ и площади, на основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 10.02.2003 № 32р-П определена кадастровая стоимость земельного участка в размере (...)
Датой последнего государственного кадастрового учета изменений характеристик обозначенного земельного участка является (.....)
В соответствии со ст. 2419 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, при проведении государственного кадастрового учета текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно акту органа кадастрового учета, кадастровая стоимость обозначенного выше земельного участка определена по состоянию на (.....) путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельного участка, в результате чего она составила (...)
Земельные участки с кадастровыми номерами (...) образованы (.....) в результате раздела земельного участка с кадастровым номером (...), их кадастровая стоимость была определена также в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.02.2003 № 32р-П на (.....) в размере (...) соответственно.
Поскольку государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами (...) осуществлен после 01 января 2010 г. – даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, но до утверждения ее результатов, их кадастровая стоимость в соответствии с п. 2.4, 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 №222, определена органом кадастрового учета по состоянию на (.....) путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования на площадь земельных участков. В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...)., земельного участка с кадастровым номером (...)
Учитывая, что указанная стоимость в настоящее время является актуальной, при ее оспаривании подлежит установлению рыночная стоимость земельных участков на ту дату, на которую органом кадастрового учета эта стоимость была определена, то есть на (.....)г.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу ст. 2418 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими или физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В ходе судебного заседания в связи с возникновением сомнений в достоверности результатов оценки (...) по ходатайству заявителя судом была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой было поручено оценщику (...)
Согласно экспертному заключению от (.....) (.....) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) по состоянию на (.....) составляет (...), земельного участка с кадастровым номером (...) по состоянию на (.....) - (...)., земельного участка с кадастровым номером 10:03:0070103:111 по состоянию на (.....) - (...)
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая заключение эксперта по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд констатирует, что данное заключение содержит описание произведенных исследований, в обоснование выводов и ответа на поставленный судом вопрос эксперт привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки.
Оценщиком в порядке п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, мотивировано применение при производстве оценки лишь сравнительного подхода методом сравнения продаж.
По функциональному назначению, месторасположению, транспортной доступности избранные оценщиком аналоги сходны с объектами экспертизы.
Для расчета рыночной стоимости объектов оценки при сравнительном подходе источником информации для отбора аналогов явился анализ публикаций объявлений о продаже земельных участков, аналогичных оцениваемомым, на рынке Республики Карелия с использованием сайта www.torgi.gov.ru, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
Экспертное заключение отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Со стороны привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц каких-либо возражений относительно выводов эксперта не приведено, о проведении повторной экспертизы ими не заявлено.
По изложенным мотивам суд полагает заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.
В отношении земельного участка с кадастровым номером (...) следует установить его кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...)., земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...).; земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....), равной (...).
На основании п. 5 ст. 4, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и ст. 2420 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку настоящее решение суда в силу приведенных выше норм само по себе является основанием для внесения органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости, оснований для возложения на названный орган обязанности внести такие сведения в судебном порядке не имеется.
Довод Правительства Республики Карелия относительно подведомственности заявленных требований арбитражному суду является ошибочным, поскольку п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ рассмотрение требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости относит к компетенции верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа) системы судов общей юрисдикции.
Также на разрешение суда постановлен вопрос о взыскании с Управления Росреестра по Республике Карелия в пользу заявителя судебных расходов в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины и оплаты стоимости проведенной по делу экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета в Республике Карелия осуществляет ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Карелия.
Управление Росреестра по Республике Карелия, на которое заявитель просит возложить бремя несения судебных расходов по делу, не является ни органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки, ни органом, определившим на основании утвержденных результатов оспоренную заявителем кадастровую стоимость земельных участков.
Инициированное заявителем оспаривание кадастровой стоимости земельных участков не связано с недостоверностью сведений о земельных участках, повлиявшей на результат определения кадастровой стоимости, в том числе с кадастровой или технической ошибкой.
Поскольку разрешение дела об установлении в отношении земельных участков их рыночной стоимости направлено на определение экономически обоснованной стоимости объектов и не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости, равно как и наличие спора о праве заявителя на пересмотр кадастровой стоимости, судебные расходы по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ч. 1 ст. 246, ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление удовлетворить.
Установить по состоянию на (.....) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для производственных нужд, общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), (...), в размере его рыночной стоимости, равной (...)
Установить по состоянию на (.....) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для производственных нужд, общей площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной (...).
Установить по состоянию на (.....) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – для производственных нужд, общей площадью (...), расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной (...)
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Р.В.Соляников
Мотивированное решение изготовлено
в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ 2 июня 2015 г.