Судья Сааринен И.А. |
№ 21-454/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Хорина А.В. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 13 августа 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления должностного лица Карельского УФАС России от 13 августа 2021 г., оставленного без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 22 сентября 2021 г., заместитель начальника управления казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее - КУ РК «УКС РК») Хорин А.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Хорин А.В. просит отменить принятые должностным лицом и судьей акты и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы отсутствием у него умысла на совершение инкриминируемого деяния и наличием правовых оснований для применения к возникшим правоотношениями положений ст.2.9 КоАП РФ.
Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица фио1, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В ч.2 ст.7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ).
Исходя из ч.1 ст.14 Федерального закона №44-ФЗ, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В ч.3 ст.14 Федерального закона №44-ФЗ определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.69 Федерального закона №44-ФЗаукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей (ч.2 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ).
В силу пп.1 - 3 ч.6 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст.24.1, чч.3 или 3.1, 8.2 ст.66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с чч.1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п.5 ч.5 ст.66 настоящего Федерального закона, а также п.6 ч.5 ст.66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст.14 настоящего Федерального закона (ч.7 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ).
Исходя из положений абз.1 п.10 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление Правительства РФ №616, нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. №719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Исследование материалов дела показало, что в рамках проведения
КУ РК «УКС РК» (заказчиком) закупки в форме электронного аукциона на поставку трибуны для объекта «Строительство здания общеобразовательной организации в (.....), микрорайоне «Древлянка-6» жилого района «Древлянка - II», мощностью 1350 мест» (документация об аукционе в электронной форме размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 14 мая
2021 г.; номер извещения: №, начальная (максимальная) цена контракта 11 646 505,30 рублей) 24 мая 2021 г. к участию в аукционе были допущены два участника с идентификационными номерами заявок №№, №.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от
25 мая 2021 г. № сведения о последних ценовых предложениях участников электронного аукциона были поданы одним из участников аукциона в лице ООО «(...)».
С учетом требований заказчика, установленным в п.30 раздела 2 аукционной документации, участник закупки должен предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика на основании ч.13 ст.69 Федерального закона №44-ФЗ признала аукцион несостоявшимся и приняла решение о допуске заявки ООО «Атлант» к участию в аукционе, с которым по завершении процедуры закупки был заключен государственный контракт на поставку обозначенного в документации об аукционе товара.
Решением комиссии Карельского УФАС России от 09 июня 2021 г. с учетом внесения в него определением от 11 июня 2021 г. исправления описки в действиях комиссии заказчика установлено нарушение положений ст.14, ч.2 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ в связи с несоответствием заявки участника аукциона ООО «(...)» требованиям аукционной документации в части непредоставления заказчику в составе заявки на участие в закупке выписки из реестра российской промышленной продукции с указанием реестровых записей реестра в соответствии с п.30 раздела 2 информационной карты аукционной документации, ст.14 и ч.3 ст.53 Федерального закона №44-ФЗ.
В связи с выявленным нарушением требований законодательства в затронутой сфере постановлением должностного лица Карельского УФАС России от 13 августа 2021 г. член комиссии заказчика Хорин А.В. признан виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии события и квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которым дана правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения лица к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Вопреки доводам автора жалобы состоявшиеся по делу акты приняты после надлежащего установления необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, применительно к заложенной в этой норме диспозиции, сути выявленного нарушения и сфере специального нормативного регулирования.
Доводы жалобы об отсутствии умысла при осуществлении полномочий члена аукционной комиссии безусловную отмену принятых по делу актов не влекут, так как указанное обстоятельство не исключает виновность заявителя в совершении вменяемого деяния и в рассматриваемом случае аукционная комиссия имела реальную возможность для соблюдения норм действующего законодательства о контрактной системе, однако должных мер к тому не приняла.
При пересмотре постановления о назначении административного наказания одним из предметов исследования явился вопрос о возможности освобождения должностного лица от административной ответственности по предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ основанию.
Согласно ст.6 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Поскольку несоблюдение норм законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, нарушает действующий правопорядок, единообразное применение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и права участников аукциона, рассчитывающих на его проведение с соблюдением всех требований этого Закона, судья с учетом объекта выявленного правонарушения и конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания вменяемого деяния малозначительным.
Таким образом, выводы судьи в этой части основаны на правильном толковании положений ст.2.9 КоАП РФ и разъяснения, отраженного в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Поскольку юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей определены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 13 августа 2021 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
22 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хорина А.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова