Дело № 2а-1870/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 04 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Егорова О.Г, к федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению больница № 18 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Егоров О.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКЛПУ Больница № 18 Управления ФСИН России по Республике Коми (далее также – Больница) о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в обоснование требований указав, что он периодически проходил лечение в Больнице. Коммунальные удобства и материальное оснащение, по мнению истца, не соответствовало стандартам и отклонялось от действующих норм.
Определением от 02.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Управление ФСИН России по Республике Коми.
Стороны и заинтересованное лицо в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд определил, провести судебное заседание в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Егоров О.Г. проходил лечение в Больнице с 10.08.2017 по 22.08.2017 (хирургическое отделение, номер палаты не известен), с 28.09.2018 по 12.10.2018 (палата № 7 туберкулезного отделения), с 22.03.2019 по 22.04.2019 (палата № 12 хирургического отделения), с 19.11.2019 по 28.11.2019 (палата № 7 туберкулезного отделения).
Административный истец в обоснование своих требований приводит следующие доводы.
Во всех палатах было допущено нарушение нормы жилой площади, помывка в душе учреждения один раз в неделю, отсутствовала принудительная вентиляция, отсутствовала горячая вода, на крыше зданий отсутствовали снегозадержатели, курящих и не курящих содержали вместе.
Норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее пяти квадратных метров в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 99 УИК РФ).
Из имеющихся у суда сведений, в период времени с 22.03.2019 по 22.04.2019 истец проходил лечение в хирургическом отделении, проживал в палате № 12. Согласно техническому паспорту палата № 12 состоит из двух помещений, отделенных друг от друга перегородкой, площадью 12,8 кв.м. каждое. Палата рассчитана на 4 человек (по два человека в каждом помещении).
В период с 28.09.2018 по 12.10.2018 и с 19.11.2019 по 28.11.2019 Егоров О.Г. проходил лечение в туберкулезном отделении, проживал в палате № 7. Согласно техническому паспорту палата № 7, имеет площадь 40,7 кв.м. В первый раз в палате проживали трое осужденных, во второй пятеро.
Информации о том, в какой палате истец проживал в 2017 году, какое количество человек проживало совместно с ним, не имеется, по причине отсутствия учета этих сведений в тот период времени. Сам истец также эту информацию не сообщил.
Таким образом, нарушения норм жилой площади в 5 кв.м. на одного осужденного не установлено. Также следует отметить, что исключение из этого норматива мебели и иного инвентаря, действующим законодательством не предусмотрено.
Административный истец указал на то, что он мог помыться только один раз в неделю, вместо положенных двух.
Согласно абз. 21 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44930) распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Согласно представленным справкам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России истцу предоставлялось право еженедельной помывки в душе учреждения 2 раза в неделю в соответствии с распорядком дня, что зафиксировано в истории болезни.
Вентиляция в корпусах Больницы естественная, однако материалы дела и не содержат данных о том, что корпуса ИК по проекту предполагали вентиляцию с механическим побуждением (искусственная) и она не была построена либо пришла в негодность. В палатах имеются окна, которые можно открыть для проветривания по мере необходимости, окна просторные, форточка стандартного размера.
Административный истец указал на отсутствие горячего водоснабжения в ИК.
В силу п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.
Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Вместе с тем, согласно фотоматериалам хирургическое и туберкулезное отделения обеспечены горячей водой, в санитарных комнатах имеются водонагреватели подключенные к сантехническим приборам. Поэтому довод административного истца об отсутствии горячего водоснабжения заявлен безосновательно. Кроме того, истцу было предоставлено право помывки 2 раза в неделю в душе или бане учреждения, которые горячей водой обеспечены. также имеется возможность подогреть воду для гигиенических нужд с помощью кипятильника, розетки в палатах имеются.
Факт отсутствия снегозадержателей на крыше корпусов не оспаривается административным ответчиком. Однако доказательств того, что этим административному истцу причинен какой-либо вред, материалы дела не содержат.
Административный истец указал, что администрация учреждения содержит курящих и не курящих осужденных вместе.
В силу п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021) для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Вместе с этим, нормами Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации раздельное содержание курящих и некурящих лиц не предусмотрено.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (статья 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Приведенные законоположения не носят императивного характера, а ставят размещение в камерах курящих лиц отдельно от некурящих в зависимость от имеющихся возможностей.
Согласно приказам № 115 от 26.03.2018 и № 86 от 15.02.2019 об определении мест курения, администрация Больницы установила следующие места для курения: хирургическое отделение и туберкулезное отделение – беседка в прогулочном дворике.
Таким образом, курение в палатах любого из отделений запрещено.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что вопрос о раздельном размещении курящих и некурящих осужденных решается администрацией исправительного учреждения при наличии возможности группировать осужденных по этому принципу в отдельных палатах. В данном случае решение вопроса о раздельном размещении и не требуется, поскольку в камерах осужденные курить не имеют права.
Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 устанавливает, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Конституция РФ (ст. 21) провозглашает, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В настоящем случае, суд не усматривает отклонения от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на денежную компенсацию.
По указанным выше причинам, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
С истца в доход бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб., отсрочка по уплате которой предоставлена ему определением от 06.12.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Егорова О.Г, к федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению больница № 18 Управления ФСИН России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации и восстановлении нарушенных прав, посредством устранения допущенных нарушений, отказать.
Взыскать с Егорова О.Г, в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.
11RS0005-01-2022-001694-05