Дело № 2-1073/2022; УИД: 42RS0010-01-2022-001100-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Дягилевой И.Н.,
при секретаре Маликовой А.С.,
с участием представителя истцов Петрик С.Н.,
представителя ответчика Администрации КГО Кузнецовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске
20 июня 2022 года
гражданское дело по иску Морозова Владимира Николаевича, Канзычакова Сергея Васильевича к Администрации Киселевского городского округа о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Морозов В.Н., Канзычаков С.В. обратились в суд с иском к ответчику Администрации Киселевского городского округа о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде.
Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с Договором об участии в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ они приобрели в равно долевую собственность недвижимое имущество: нежилое помещение № общей площадью 379,1 кв.м., находящееся по адресу <адрес>. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ им принадлежит недвижимое имущество: нежилое помещение № общей площадью 351,7 кв.м., находящееся по адресу <адрес>
Они являются единственными правообладателями названного имущества.
С учетом того, что они являются собственниками нежилых помещений находящихся по адресу: <адрес> и в силу своей юридической безграмотности, не получили разрешение на реконструкцию помещений и осуществили ее самовольно (объединив эти помещения) при отсутствии соответствующего разрешения.
Названные обстоятельства указывают на то, что принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости претерпел архитектурно-строительные изменения. Работы выполненные на объекте, относятся к реконструкции.
Согласно техническому паспорту нежилого помещения, составленному 02.09.2021 ГорБТИ города Кемерово в результате реконструкции общая площадь нежилого здания в настоящее время составляет 658,9 кв.м.
С момента приобретения имущества в собственность и до настоящего времени они пользуются названным имуществом. В настоящее время они намерены оформить свои права на названное имущество, после реконструкции, однако совершить данные действия для них не представляется возможным, так как реконструкция здания была осуществлена ими без получения соответствующего разрешения.
Выполненная реконструкция нежилого помещения не повлияла на несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций здания его безопасную эксплуатацию и соответствует нормативным требованиям, а также не создает угрозу здоровью и жизни людей в соответствии с проектным заключением от 30.13.2022, № выполненным ООО «<данные изъяты>».
В исковом заявлении просят сохранить за ними реконструированное нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> Признать за ними право равно долевой собственности на реконструированное нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью 658,9 кв.м.
Истцы Морозов В.Н., Канзычаков С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием своего представителя.
Представитель истцов Петрик С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрация КГО Кузнецова Ю.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год в судебном заседании оставила разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Киселевский отдел о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в суд не направлен, представлен отзыв относительно заявленных исковых требований, в котором полагает подлежащим удовлетворению требование о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде, при подтверждении в суде обстоятельств, изложенных истцами в исковом заявлении.
Суд, выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
На основании ч. 5 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдаёт или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведённые при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (ч. 1).
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью (ч. 4).
С учетом того, что действующее законодательство не содержит понятия сохранение в перепланированном состоянии для нежилых помещений, необходимо в данном случае применить положения п.1 ст.6 ГК РФ, устанавливающих, что в случае, если отношения прямо не урегулированы законом, применяются нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
В силу п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности несущие конструкции дома, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
По правилам ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Часть 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая принятие решения общего собрания по вопросам реконструкции, многоквартирного дома квалифицированным большинством голосов, не распространяется на случаи, связанные с реконструкцией общего имущества многоквартирного жилого дома, в результате которой происходит уменьшение размера общего имущества собственников, помещений такого дома. Если планируемая реконструкция многоквартирного дома приведет к уменьшению размера общего имущества в этом доме, то с учетом ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в этом доме должно быть принято единогласно всеми собственниками либо единогласно всеми собственниками, участвующими в собрании, с получением отдельного письменного согласия на такую реконструкцию иных, не принимавших участия в собрании собственников.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Договором об участии в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ Морозов В.Н. и Канзычаков С.В. приобрели в равно долевую собственность недвижимое имущество: нежилое помещение № общей площадью 379,1 кв.м., находящееся по адресу <адрес> (л.д.6-9).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Морозову В.Н. и Канзычакову С.В. принадлежит недвижимое имущество: нежилое помещение № общей площадью 351,7 кв.м., находящееся по адресу <адрес> (л.д.10-11)
Морозов В.Н. и Канзычаков С.В. являются единственными правообладателями названного имущества.
С учетом того, что истцы являются собственниками нежилых помещений находящихся по адресу: <адрес> и в силу своей юридической безграмотности, не получили разрешение на реконструкцию помещений и осуществили ее самовольно (объединив эти помещения) при отсутствии соответствующего разрешения.
Принадлежащий истцам на праве собственности объект недвижимости претерпел архитектурно-строительные изменения. Работы выполненные на объекте, относятся к реконструкции.
Согласно техническому паспорту нежилого помещения, составленному 02.09.2021 ГорБТИ города Кемерово в результате реконструкции общая площадь нежилого здания в настоящее время составляет 658,9 кв.м. (л.д.12-14)
С момента приобретения имущества в собственность и до настоящего времени истцы пользуются названным имуществом. В настоящее время истцы намерены оформить свои права на названное имущество, после реконструкции, однако совершить данные действия для них не представляется возможным, так как реконструкция здания была осуществлена ими без получения соответствующего разрешения.
Выполненная реконструкция нежилого помещения не повлияла на несущую способность и устойчивость основных строительных конструкций здания его безопасную эксплуатацию и соответствует нормативным требованиям, а также не создает угрозу здоровью и жизни людей в соответствии с проектным заключением от 30.13.2022, № выполненным ООО «<данные изъяты>». (л.д.15-44)
Таким образом, несмотря на то, что работы по реконструкции нежилого помещения были выполнены истцами без получения на то соответствующего разрешения, фактов нарушения прав и законных интересов граждан, либо создания произведенной реконструкцией угрозы их жизни или здоровью, в судебном заседании установлено не было.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Учитывая тот факт, что после перепланировки общая площадь нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> изменилась и составляет 658,9 кв. м. соответственно, суд считает возможным признать за истцами право собственности на перепланированное нежилое помещение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Морозова Владимира Николаевича, Канзычакова Сергея Васильевича к Администрации Киселевского городского округа о сохранении нежилого помещения в перепланированном виде, удовлетворить.
Сохранить за Морозовым Владимиром Николаевичем, Канзычаковым Сергеем Васильевичем реконструированное нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>
Признать за Морозовым Владимиром Николаевичем, Канзычаковым Сергеем Васильевичем право равно долевой собственности на реконструированное нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью 658,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года.
Судья И.Н. Дягилева
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.