Решение по делу № 8Г-17500/2021 [88-17602/2021] от 13.10.2021

    УИД 74RS0001-01-2018-002072-63

    Дело № 88-17602/2021

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Челябинск                                          30 ноября 2021 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    Председательствующего Козиной Н.М.,

    судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело       №2-2653/2021 по иску Бондаренко Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

    по кассационной жалобе Бондаренко Светланы Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2021 года.

    Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., объяснения Бондаренко Светланы Николаевны, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак» Орловой В.А., действующей на основании доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Жгуновой Л.М., действующей на основании доверенности,

    судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

        УСТАНОВИЛА:

Бондаренко С.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения периоды работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года фельдшером открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи в обществе с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в пенсионный орган.

В обоснование иска указала, что 13 июля 2017 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 24 января 2018 года ей в этом отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ. При этом в ее специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения не включены периоды работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года фельдшером открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи в обществе с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года. Считает указанное решение незаконным, поскольку в указанные периоды она осуществляла медицинскую деятельность, характер ее работы не менялся.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2021 года исковые требования Бондаренко С.Н. удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска №553774/17 от 24 января 2018 года признано незаконным. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии Бондаренко С.Н. периоды работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года в должности фельдшера здравпункта открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером центрального здравпункта (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года и назначить Бондаренко С.Н. досрочную пенсию по старости с 13 июля 2017 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2021 года решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2021 года отменено в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска обязанности включить в специальный стаж Бондаренко С.Н. периоды работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года, с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года и назначить ей страховую пенсию по старости с 13 июля 2017 года. Вынесено в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Это же решение в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска изменено. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска от 24 января 2018 года №553774/17 в части отказа во включении в специальный стаж Бондаренко С.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года.

В кассационной жалобе Бондаренко С.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2021 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2021 года.

В доводах кассационной жалобы указывает, что суд апелляционной инстанции, обосновывая отказ во включении в специальный стаж спорных периодов работы ссылается на то, что открытое акционерное общество «ЧТЗ Моторный завод», общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Уралтрак» не отнесены к учреждениям здравоохранения, включенным в Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж, общества относится к категории коммерческих организаций. При этом судом не оспаривался факт выполнения ею трудовой функции в здравпунктах, связанной с осуществлением медицинской деятельности. Отмечает, что все здравпункты производств (заводов) общества имеют лицензии, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на осуществление медицинской деятельности по номенклатуре работ и услуг - «доврачебная помощь»: лечебное дело, сестринское дело. Отмечает также и то, что правовой службой общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Уралтрак» в апреле 2018 году сделан запрос в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о праве на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников в здравпунктах и дан ответ со ссылкой на ответ Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников структурных подразделений организаций, не являющихся по организационно-правовой форме учреждениями, рассматриваются с учетом пункта 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, при наличии структурных подразделений, поименованных в названном пункте (например, врачебные здравпункты, фельдшерские здравпункты, медицинские пункты). Периоды работы медицинских работников, поименованных в Списке должностей и учреждений, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации №781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ с учетом всех юридически значимых документов (положение о структурном подразделении, штатное расписание, должностные инструкции и др.), подтверждающих наличие структурного подразделения, предусмотренного в пункте 6 Правил № 781 и факта работы гражданина в этом структурном подразделении». Отмечает, что в суд первой инстанции представлены и изучены выше перечисленные юридически значимые документы, которые неоспоримо подтверждают факт работы в структурном подразделении в фельдшерских здравпунктах моторного завода и центральном здравпункте (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи), предусмотренных пунктом 6 Правил №781. Считает, что разъяснение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области имеет существенное значение для рассмотрения дела, поскольку пояснение дано с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации, фактически подтверждает обоснованность вынесенного 19 апреля 2021 года Советским районным судом г. Челябинска решения. Также полагает, что оспариваемое апелляционное определение вынесено без учета разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике применения рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». Так в материалах дела имеются выданные работодателем в установленном порядке архивная справка и справка, уточняющие особый характер работы от 16 июля 2018 года за оспариваемые периоды работы для целей назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица все периоды работы в должности фельдшера в здравпункте моторного завода и в должности фельдшера в центральном здравпункте (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Уралтрак» подтверждены кодом льготы - пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Приказ генерального директора от 15 января 2019 года №19-к «О внесении изменений в штатные расписания инженерно-технических работников за прошлые годы» является локальным нормативным актом, регулирующим трудовые правоотношения. Данный приказ к изданию был предписан Государственной инспекцией по труду в Челябинской области. Среди прочих документов представлены Положение о центральном здравпункте от 2008 года, лицензия на осуществление медицинской деятельности от 2007 года, Устав общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ-Уралтрак» от 2005 года, штатные расписания инженерно-технических работников за 2014-2018 годы. В суде первой инстанции ответчик согласился с вышеперечисленными сведениями и признал их допустимыми доказательствами.

Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» утвержденного Списка приведены конкретные наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, предоставляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.

Судами установлено и из материалов дела следует, что Бондаренко С.Н., <данные изъяты> года рождения, работала в периоды с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года в должности фельдшера управления Моторного завода открытого акционерного общества «ЧТЗ», с 01 июня 2005 года по настоящее время в обществе с ограниченной ответственностью Челябинский тракторный завод - Уралтрак». В период с 01 июня 2005 года по 01 июня 2010 года работала фельдшером, с 01 июня 2010 года по 01 ноября 2011 года - фельдшером управления дивизиона дизельных двигателей, с 01 ноября 2011 года по 26 мая 2014 года - фельдшером управления по работе с персоналом, с 26 мая 2014 года по 18 августа 2014 года – фельдшером выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи, с 18 августа 2014 года – фельдшером на этом же предприятии.

В период с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года и с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года Бондаренко С.Н. находилась на курсах повышения квалификации без отрыва от производства.

13 июля 2017 года Бондаренко С.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением №553774/17 от 24 января 2018 года Бондаренко С.Н. в установлении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Продолжительность стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по подсчетам пенсионного органа составила 23 года 04 месяца 02 дня.

В специальный стаж не учтены периоды с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года в должности фельдшера здравпункта открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером центрального здравпункта (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», так как предприятие и структурное подразделение, где протекала работа, не предусмотрены Списком и Правилами № 781 от 29 октября 2002 года, сведениями индивидуального лицевого счета работодатель подтверждает данные периоды как работа на общих основаниях. Также в специальный стаж не учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года, так как включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами от 11 июля 2002 года №516.

Не согласившись с таким решением, Бондаренко С.Н. обратилась в суд.

19 июля 2018 года Советским районным судом г. Челябинска вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска №553774/17 от 24 января 2018 года в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, периодов нахождения Бондаренко С.Н. на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Челябинска возложена обязанность включить в специальный страховой стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года периоды нахождения Бондаренко С.Н. на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 октября 2018 года решение Советского районного суда г. Челябинска от 19 июля 2018 года оставлено без изменения.

Определением Советского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2021 года решение суда от 19 июля 2018 года отменено в связи с вновь открывшимся обстоятельством, которым признан приказ генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак» от 15 января 2019 года №19к «О внесении изменений в штатные расписания ИТР и РСС за прошлые годы». Данным приказом внесены изменения в штатные расписания за период с 2005 по 2017 годы и наименование структурного подразделения – выездная бригада по оказанию неотложной медицинской помощи код участка 2104 переименовано в центральный здравпункт (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) код участка 2104.

Разрешая спор по существу после отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периоды нахождения Бондаренко С.Н. на курсах повышения квалификации с 26 января 2009 года по 20 февраля 2009 года, с 02 сентября 2013 года по 25 сентября 2013 года, суд первой инстанции, с которым в данной части согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в соответствующих Списках и Перечнях, являются периодами работы с сохранением заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости. Установив, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за Бондаренко С.Н. сохранялось место работы и заработная плата, с которой производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж.

Судебные акты в указанной части сторонами в кассационном порядке не обжаловались, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции не являются, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Удовлетворяя исковые требования Бондаренко С.Н., возлагая на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска обязанность включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года в должности фельдшера здравпункта открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером центрального здравпункта (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», суд первой инстанции исходил из того, что Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 года право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Поскольку в спорные периоды Бондаренко С.Н. работала фельдшером в здравпункте, то есть в должности, указанной в Списке, а здравпункт являлся структурным подразделение предприятия, учитывая, что работодателем подтверждается льготный характер работы в спорные периоды, что подтверждено сведениями индивидуального персонифицированного учета, суд пришел к выводу об обоснованности требования Бондаренко С.Н. в указанной части.

Поскольку, с учетом включенных судом периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, продолжительность специального стажа Бондаренко С.Н. составляет более 30 лет, суд первой инстанции возложил на пенсионный орган обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения с 13 июля 2017 года.

Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж указанные периоды работы, назначить Бондаренко С.Н. досрочную страховую пенсию с 13 июля 2017 года, суд апелляционной инстанции указал, что истцом осуществлялась трудовая деятельность в качестве фельдшера в акционерном обществе и в обществе с ограниченной ответственностью, относящихся к коммерческим предприятиям, имеющих целью своей деятельности извлечение прибыли. В связи с чем данные юридические лица не относятся к учреждениям, предусмотренным Списком от 29 октября 2002 года №781. Положения пункта 6 Правил N 781 от 29 октября 2002 года, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", относятся к фельдшерским здравпунктам, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Поскольку Бондаренко С.Н. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, при разрешении спора не подлежали применению положения пункта 6 Правил N 781 от 29 октября 2002 года.

Суд кассационной инстанции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом в оспариваемой Бондаренко С.Н. части и считает, что он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, в том числе при оценке письменных доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора в оспариваемой части, судом не допущено.

Настаивая на отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 12 ноября 2001 года по 31 мая 2005 года в должности фельдшера здравпункта открытого акционерного общества «ЧТЗ Моторный завод», с 26 мая 2014 года по 12 июля 2017 года фельдшером центрального здравпункта (выездной бригады по оказанию неотложной медицинской помощи) общества с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак», Бондаренко С.Н. ссылается на неправильное применение судом пункта 6 Правил N 781 от 29 октября 2002 года и указывает, что работая в спорные периоды в структурном подразделении, осуществляя лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение.

Вместе с тем вышеуказанные доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

Как верно указано судом, досрочная страховая пенсия в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.

Как уже указывалось ранее, судами установлено, что в спорные периоды Бондаренко С.Н. осуществляла трудовую деятельность в акционерном обществе и в обществе с ограниченной ответственностью.

Названные общества по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями, созданными для целей извлечения прибыли, и не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о том, что открытое акционерное общество «ЧТЗ Моторный завод», общество с ограниченной ответственностью «ЧТЗ Уралтрак» не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на правильном применении положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суждение заявителя о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности фельдшера здравпунктов, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является ошибочным.

В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:

в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

В приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако Бондаренко С.Н. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а указанные общества не являются структурными подразделениями государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.

В связи с изложенным ссылка заявителя на приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 ноября 1999 года №395 и от 07 октября 2005 года №627 как на основание для включения в специальный стаж периодов работы в здравпункте промышленных предприятий основана на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства и не опровергает правильность выводов суда апелляционной инстанции о том, что пунктом 6 Правил предусмотрены фельдшерские здравпункты, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорных периодов работы и о назначении такой пенсии у судов не имелось.

Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемом судебном постановлении, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта. Иная точка зрения истца на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены судебного постановления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

    апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаренко Светланы Николаевны – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-17500/2021 [88-17602/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Светлана Николаевна
Ответчики
Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области
Другие
ООО "ЧТЗ-Уралтрак"
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Груднова Александра Валентиновна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее