Дело № 2-757,758,759,769/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., при секретаре Маракулиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах Серебреникова Андрея Васильевича, Самоделовой Нины Ивановны, Брезгиной Светланы Николаевны, Комкина Сергея Алексеевича к Министерству здравоохранения Кировской области об обязании организовать доставку до места получения медицинской помощи удобным и надлежаще оборудованным транспортом, обеспечить финансирование указанных мероприятий, к КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак.А.Н. Бакулева» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор Кировской области обратился в суд в интересах Серебреникова А.В., Самоделовой Н.И., Брезгиной С.Н. и Комкина С.А. с указанными исками. В обоснование требований указано, что истцы проживают в <адрес> и <адрес>, являются <данные изъяты>, страдают <данные изъяты>, нуждаются в процедуре гемодиализа в объеме не менее 12 часов в неделю. Указанную процедуру все истцы получают в ближайшем к месту их проживания Отделении нефрологии и гемодиализа Кировского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» по адресу: <адрес>, 3 раза в неделю, добираются до лечебного заведения самостоятельно. Учитывая, что процедура гемодиализа, как вида специализированной медицинской помощи, предоставляется в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также учитывая тяжелую переносимость данной процедуры, наличие сопутствующих заболеваний, проезд к месту процедуры следует считать неотъемлемой частью этого вида медицинских услуг. Нерегулярное прохождение процедуры гемодиализа угрожает летальным исходом. Поскольку организация транспортировки истцов Министерством здравоохранения Кировской области организована не была, возмещение стоимости проезда с марта 2018 года КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак. Бакулева» прекращено, истцам приходилось самостоятельно изыскивать возможность и денежные средства на проезд к месту оказания медицинской процедуры и обратно. Для получения процедур гемодиализа истец Серебреников А.В. воспользовался транспортными услугами ООО «Актив», истцы Брезгина С.Н. и Самоделова Н.И. воспользовались транспортными услугами ИП Дербилова О.А., а истец Комкин С.А. - ООО «Актив».
На основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Кировской области организовать и обеспечить доставку всех истцов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику до места получения медицинской помощи удобным и надлежаще оборудованным транспортом, обеспечить финансирование указанных мероприятий, взыскать с КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак. А.Н. Бакулева» затраченные денежные средства в счет оплаченных им транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа в Отделении нефрологии и гемодиализа Кировского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» с учетом уточнения иска: в пользу истца Серебреникова А.В. за март – май 2018 года в общей сумме 31200 рублей, в пользу истицы Брезгиной С.Н. за март – июль 2018 года в общей сумме 60000 рублей, в пользу истицы Самоделовой Н.И. за март – июль 2018 года в общей сумме – 93000 рублей, в пользу истца Комкина С.А. за март – апрель 2018 года в общей сумме 12500 рублей.
Определением от 28.06.2018 гражданские дела по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах Серебреникова А.В., Брезгиной С.Н., Самоделовой Н.И., Комкина С.А. к Министерству здравоохранения Кировской области об обязании организовать доставку до места получения медицинской помощи удобным и надлежаще оборудованным транспортом, обеспечить финансирование указанных мероприятий, к КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак.А.Н. Бакулева» о взыскании денежных средств объединены в одно производство.
Определением от 28.06.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство транспорта Кировской области, Министерство финансов Кировской области, администрация Верхнекамского района, ООО «Актив», ИП ФИО17
В ходе судебного заседания прокурор отказался от требований в части возложения на Министерство здравоохранения Кировской области обязанности организовать и обеспечить доставку истцов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику до места получения медицинской помощи удобным и надлежаще оборудованным транспортом, обеспечить финансирование указанных мероприятий, однако истцы от требований в данной части не отказались, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ рассмотрение дело по существу продолжено.
Помощник Слободского межрайонного прокурора Русских Д.М. в судебном заседании настаивал на уточненных истцами требованиях о взыскании с КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак. А.Н. Бакулева» расходов истцов на проезд.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения по Кировской области по доверенности ФИО11 исковые требования не признала, пояснила, что Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 № 166-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г. В соответствии с данной Программой заместительная почечная терапия (гемодиализ) оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС. Однако обязанность транспортировки пациентов в медицинскую организацию ни территориальной программой, ни федеральной программой государственных гарантий не предусмотрена. Транспортировка больных для планового прохождения процедуры гемодиализа к месту проведения процедуры и обратно не предусмотрена действующим законодательством, не является частью медицинской услуги. Транспортировка больных для прохождения планового лечения не является функцией Министерства здравоохранения Кировской области, поэтому основания для возложения на ответчика указанной обязанности отсутствуют. Право гражданина на компенсацию расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте закреплено Законом Кировской области от 05.12.2012 №227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» и постановлением Правительства Кировской области от 11.12.2007 №116/481. Указанный порядок предусматривает возмещение расходов на проезд общественным транспортном, за исключением такси.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им.ак.А.Н. Бакулева» ФИО12 с иском не согласилась, пояснила, что в возмещении расходов на проезд было отказано, поскольку из представленных документов следовало, что истцы ездили на процедуру гемодиализа и обратно на такси.
Представители МЧУ ДПО «Нефросовет» и администрации Верхнекамского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители Министерства транспорта Кировской области, Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, в отзывах возразили против заявленных требований.
Представитель ООО «Актив» в судебное заседание не явился, письменный отзыв не представил.
Третье лицо ИП Дербилов О.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
Медицинской услугой является медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4 ст. 2 Закона № 323-ФЗ).
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п.5 ст.2 Закона № 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 323 - ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Согласно ст. 34 Закона № 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа», Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 № 17н, терапия методом гемодиализа отнесена к специализированной медицинской помощи по профилю нефрология».
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Из содержания п. 21 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 3.1.2.1, 3.1.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/295, Министерство здравоохранения Кировской области организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях, а также создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Таким образом, Министерство здравоохранения Кировской области является уполномоченным органом, который организует оказание специализированной медицинской помощи, в том числе, в виде терапии методом заместительного гемодиализа в медицинских учреждениях для жителей Кировской области и обеспечивает ее доступность для граждан, а также организует оказание скорой медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 № 17н, предусматривает оказание медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» в рамках скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Скорая медицинская помощь больным с нефрологическими заболеваниями (в том числе больным с острой почечной недостаточностью различной этиологии) осуществляется фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи; врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи; специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи реанимационного профиля. В ходе оказания скорой медицинской помощи при установленном диагнозе нефрологического заболевания, после устранения угрожающего жизни состояния, больные переводятся в отделения нефрологического профиля (нефрологическое отделение, отделение диализа) медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи (п.п.4 и 5 указанного Порядка).
Из положений Закона № 323-ФЗ следует, что транспортировка граждан в лечебное учреждение (медицинская эвакуация) осуществляется только при оказании скорой медицинской помощи (ст. 35), в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) (п. 4)
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (п. 1, 2).
В п. 6 ст. 35 Закона № 323-ФЗ определено, что медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
Из изложенного следует, что транспортировка граждан к месту получения медицинской услуги, в том числе терапии методом гемодиализа, является неотъемлемой частью медицинской помощи лишь в том случае, если состояние пациента таково, что по медицинским показаниям он нуждается в получении медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, то есть при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента либо без явных признаков угрозы жизни пациента. При оказании плановой медицинской помощи транспортировка граждан к месту лечения и обратно не предусмотрена законом, и часть медицинской помощи признана быть не может.
Частью 1 ст. 81 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Терапия методом гемодиализа предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 № 166-П. В соответствии с данными Программами заместительная почечная терапия (гемодиализ) оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС.
В тариф на оплату медицинских услуг за счет средств ОМС не включены расходы на транспортировку граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, а также на проезд пациентов до места оказания услуг.
Разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 № 1492 предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, предоставляется компенсация расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, и обратно, за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Кировской области.
Во исполнение приведенных выше положений постановлением Правительства Кировской области от 11.12.2007 N 116/481 утвержден Порядка предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области, и обратно.
Распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 04.04.2013 N 302 полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, по предоставлению гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в областные государственные медицинские организации и обратно, переданы КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница», КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева».
В судебном заседании установлено, что Серебреников А.В., Брезгина С.Н., Самоделова Н.И., Комкин С.А. являются <данные изъяты>, и имеют диагноз <данные изъяты>. В связи с указанным диагнозом Серебреников А.В.,Брезгина С.Н., Самоделова Н.И., Комкин С.А. нуждаются в проведении процедуры гемодиализа 3 раза в неделю по 4 часа.
Указанные процедуры истцы получают в Отделении нефрологии и гемодиализа Кировского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет», находящемся в г. Слободской, 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) по 4 часа в плановом порядке амбулаторно.
Серебреников А.В. проживает в <адрес> (<данные изъяты> км от <адрес>), проходил процедуры гемодиализа 13 раз в марте 2018 года, в апреле 2018 года и в мае 2018 года. Для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно Серебреников А.В. воспользовался услугами ООО «Актив», оказывающего услуги легкового такси. Общая сумма расходов истца на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно составила 31200 рублей.
Самоделова Н.И. проживает в <адрес> (<данные изъяты> км от <адрес>), проходила процедуры гемодиализа 14 раз в марте 2018 года; в апреле 2018 года – 12 раз; в мае 2018 года – 14 раз; в июне 2018 года – 11 раз; в июле 2018 года – 11 раз. Для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно Самоделова Н.И. воспользовалась услугами ИП Дербилова О.А., оказывающего услуги легкового такси. Общая сумма расходов истца на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно составила 88200 рублей.
Брезгина С.Н. проживает в <адрес> (<данные изъяты> км от <адрес>), проходила процедуры гемодиализа в марте 2018 года – 13 раз; в апреле 2018 года – 12 раз; в мае 2018 года – 12 раз; в июне 2018 года – 12 раз; в июле 2018 года – 11 раз. Для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно Брезгина С.Н. воспользовалась услугами ИП Дербилова О.А., оказывающего услуги легкового такси. Общая сумма расходов истца на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно составила 60000 рублей.
Комкин С.А. проживает в <адрес>, проходил процедуры гемодиализа в марте 13 раз, в апреле 2018 года – 11 раз. Для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно Комкин С.А. воспользовался услугами ООО «Актив», оказывающего услуги легкового такси. Общая сумма расходов истца на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно составила 12500 рублей.
В возмещении указанных сумм расходов КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак. А.Н. Бакулева» отказано.
Оказываемая Серебреникову А.В., Брезгиной С.Н., Самоделовой Н.И., Комкину С.А. медицинская помощь методом гемодиализа осуществляется в плановом порядке в амбулаторных условиях (по определенной схеме и графику) и не относится к скорой медицинской помощи. Истцы Серебреников А.В., Брезгина С.Н., Самоделова Н.И., Комкин С.А. не находятся на стационарном лечении и не нуждаются в доставке в иные медицинские учреждения для проведения медицинских обследований или иных видов медицинских услуг. Тот факт, что в случае неполучения терапии методом гемодиализа по установленному графику у истцов может обостриться хроническое заболевание до угрозы их жизни, не дает основания для отнесения терапии методом гемодиализа в рассматриваемой ситуации к скорой медицинской помощи, в рамках которой предусмотрена медицинская эвакуация в лечебное учреждение. Поэтому в рассматриваемом случае транспортировка пациента до места проведения гемодиализа и обратно не является частью медицинской помощи. Основания для удовлетворения требования истцов о возложении на Министерство здравоохранения Кировской области обязанности организовать и обеспечить их доставку от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику до места получения медицинской помощи удобным и надлежаще оборудованным транспортом, обеспечить финансирование указанных мероприятий отсутствуют.
В силу п. 6 ст. 4 Закона № 323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10).
Транспортная доступность означает, что каждый человек может обратиться к врачу в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Министерством здравоохранения Кировской области организовано несколько отделений гемодиализа в различных районах Кировской области.
Частью 3 ст.9 Закона Кировской области от 05.12.2012 № 227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» предусмотрена компенсация расходов на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно. Правительством Кировской области утвержден порядок предоставления указанной компенсации.
Таким образом, в Кировской области обеспечивается доступность и бесплатность гражданами, страдающими хронической почечной недостаточностью, терапии методом гемодиализа.
По информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № «<адрес>», в связи с низким пассажиропотоком прекращены с ДД.ММ.ГГГГ. Население пгт. <адрес> пользуется услугами легкового такси. Ориентировочная стоимость проезда на такси от пгт. <адрес> до <адрес> составляет 250 - 300 рублей, однако по официальным данным Министерства транспорта ранее размер данной услуги составлял 214 рублей (л.д. 1 – 2 том 2).
От места жительства истца Самоделовой Н.И. до места оказания специализированной медицинской помощи методом гемодиализа имеется транспортное сообщение автобусами по прямому маршруту «<адрес>», транзитом через г. Слободской имеется рейс автобуса ИП ФИО13 Стоимость проезда - 555 руб.
От места жительства истца Брезгиной С.Н. до места оказания специализированной медицинской помощи методом гемодиализа имеется рейс по маршруту <адрес> с остановочным пунктом по требованию в г. Слободском. Перевозку осуществляет ИП ФИО14 Стоимость проезда – 418 руб.
От места жительства истца Комкина С.А. до места оказания специализированной медицинской помощи методом гемодиализа имеется рейс № по маршруту «<данные изъяты>». Стоимость проезда - 128 руб.
Нахождение медицинского учреждения, оказывающего услугу гемодиализа в другом муниципальном образовании, само по себе не свидетельствует о значительном удалении учреждения от места постоянного жительства истцов и отсутствием разумной транспортной доступности. Невозможность прибытия к началу смены проведения гемодиализа, окончание процедуры гемодиализа позднее прохождения общественного транспорта через г. Слободской не являются достаточными основаниями для возложения на Министерство здравоохранения Кировской области обязанности организовать доставку истца к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно. Доказательства того, что истцы обращались в МЧУ ДПО «Нефросовет» с требованием о перенесении времени проведения гемодиализа и им в этом было отказано, суду не представлены, напротив, судом из показаний истцов и представителя МЧУ ДПО «Нефросовет» установлено, что с таким вопросом истцы не обращались, поскольку им это кажется неудобным.
Порядком предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области, и обратно утвержденным Постановлением Правительства Кировской области от 11.12.2007 №116/481, установлено, что компенсация стоимости проезда указанной категории граждан предоставляется за проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (плацкартные и общие вагоны поездов всех категорий); автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением такси) (п.2).
Компенсация стоимости проезда гражданам осуществляется на основании личного заявления гражданина, проездных документов гражданина путем получения наличных денежных средств или путем перечисления денежных средств на указанные заявителем счет, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в почтовое отделение связи (п.3-5 Порядка).
Серебреников А.В., Брезгина С.Н., Самоделова Н.И., Комкин С.А. добирались к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно легковым такси. Порядком не предусмотрено возмещение расходов на проезд указанным видом транспорта.
Доказательства невозможности использования истцами для поездок общественного транспорта в силу состояния здоровья в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены. Истцами не обоснована необходимость использования именно такси для проезда. Поэтому расходы истцов на проезд по цене данного вида транспорта возмещению не подлежат.
Однако факты прохождения процедур гемодиализа истцов в указанное им время и месте подтверждены копиями журнала прохождения указанных процедур. На момент проведения процедур Серебреников А.В. проживал в пгт. <адрес>, Самоделова Н.И. - в <адрес>, Брезгина С.Н. - в <адрес>, Комкин С.А. в <адрес>, то есть у них была необходимость пользования транспортом для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно. Факт несения расходов на проезд подтвержден билетами. Между <адрес> и <адрес> имеется сообщение общественным транспортом. Поэтому суд считает, что в рассматриваемой ситуации расходы Самоделовой Н.И., Брезгиной С.Н., Комкина С.А. на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно подлежат возмещению по стоимости проезда на автобусе общественного пользования.
Стоимость проезда на автобусе маршрута из <адрес> до <адрес> составляет 555 рублей в одну сторону или 1110 рублей за поездку, стоимость проезда по маршруту из <адрес> до <адрес> составляет 418 рублей в одну сторону или 836 рублей за поездку, из <адрес> до <адрес> - 128 рублей в одну сторону или 256 рублей за поездку, из пгт. <адрес> до <адрес> - 214 рублей или 428 рублей за поездку. Доказательства иной стоимости проезда на общественном транспорте межмуниципального значения суду не представлены.
Доводы истцов о возможности расчета их затрат по тарифам, установленным на основании Постановления Правительства Кировской области № 91/162 от 10.04.2017 года, в размере 3 руб. 51 ком за 1 км, суд не вправе принять во внимание, поскольку указанный тариф применяется к транспорту городского и пригородного сообщения, а не к межмуниципальному, как в настоящем деле. Кроме того, указанный тариф является максимальным, при этом перевозчики вправе снижать его по своему усмотрению, что отражено в примечании к данному тарифу.
Соответственно, стоимость 14 поездок истицы Самоделовой Н.И. по маршруту <адрес> и обратно на общественном транспорте в марте 2018 года составила 15540 рублей,12 поездок в апреле 2018 года - 13320 рублей, 14 поездок в мае 2018 года - 15540 рублей,11 поездок в июне 2018 года -12210 рублей, 11 поездок в июле 2018 года - 12 210 рублей, а всего - 68820 рублей.
Стоимость 12 поездок истицы Брезгиной С.Н. по маршруту <адрес> и обратно на общественном транспорте в марте 2018 года составляет 10868 рублей, 12 поездок в апреле 2018 года - 10032 рубля, 12 поездок в мае 2018 года - 10032 рубля, 12 поездок в июне 2018 года - 10032 рубля, 11 поездок в июле 2018 года - 9196 рублей, а всего - 50160 рублей.
Стоимость 13 поездок истца Серебренникова А.В. по маршруту пгт. <адрес> – <адрес> и обратно в каждом месяце: в марте, апреле, мае 2018 года составляет 5564 рублей в месяц, а всего 16692 рубля.
Стоимость 13 поездок истца Комкина С.А. по маршруту <адрес> – <адрес> и обратно в марте 2018 года составила 3328 рублей, 11 поездок в апреле 2018 года - 2816 рублей, а всего 6144 рубля.
Расходы Брезгиной С.Н., Самоделовой Н.И., Комкина С.А., Серебреникова А.В. на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа подлежат взысканию с КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. ак. А.Н.Бакулева» в пределах указанных сумм.
Таким образом, иск Слободского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░. ░.░.░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 68820 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░. ░.░. ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 50160 (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░. ░.░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6144 (░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░. ░.░.░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 16692 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░