УИД 38RS0035-01-2023-000384-37
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 29 марта 2023 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием защитника – адвоката Бехер И.В., действующей в интересах С. на основании ордера,
рассмотрев жалобу С. на постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области К. от 30 сентября 2022 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении
главного врача ОГАУЗ «Иркутская государственная детская стоматологическая поликлиника» (далее ОГАУЗ «ИГДСП») С., ........
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области К. 30 сентября 2022 года главный врач ОГАУЗ «ИГДСП» С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, С. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, в котором просит постановление отменить, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Вина С. не доказана, так как она не выполняла объективную сторону административного правонарушения, как это указано в обжалуемом постановлении. На основании трудового договора от 12.12.2016 она принята на должность главного врача ОГАУЗ «ИГДСП». Согласно п. 18 должностной инструкции, утвержденной министром здравоохранения Иркутской области 12.12.2017 С. обязана выполнять приказы и распоряжения министерства, законы и нормативные акты Иркутской области и РФ. Она выполняла распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области, не является распорядителем денежных средств, собственником имущества. Умысел на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ у нее отсутствовал.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19.12.2022 заявление С. передано на рассмотрение суда общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом. В связи с чем, вышеуказанное заявление суд расценивает в качестве жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
С. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения данной жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, её явка не признана судом обязательной, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть данную жалобу в её отсутствие с участием защитника.
В судебном заседании защитник Бехер И.В. доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить, представила письменные пояснения, в которых указывает, что на момент заключения 12 контрактов на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего оснащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП», действовал приказ министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 29.06.2018 №23-мпр «Об утверждении типового положения о закупки товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных автономных учреждений Иркутской области» в редакции от 15.11.2019 №30-мпр «О внесении изменения в п. 19.1 типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных автономных учреждений Иркутской области», который являлся для С. обязательным к исполнению. Проект для согласования внесения изменений в п. 19.1 типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных автономных учреждений Иркутской области» 28.10.2019 был направлен в прокуратуру Иркутской области. 25.10.2019 повторно было направлено письмо с согласованием изменений. Ответ в 10-ти дневный срок, установленный соглашением о порядке взаимодействия между губернатором Иркутской области и прокуратурой Иркутской области, получен не был, тем самым, каких-либо нарушений прокуратурой Иркутской области выявлено не было. В связи с чем, заключение контрактов между ОГАУЗ «ИГДСП» и ООО «Сота-1» без проведения конкурентных процедур на основании п. 47 ст. 19.1 Положения о закупке, товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «ИГДСП», утвержденного Протоколом заседания Наблюдательного совета №12 от 19.11.2019 является законным. 22.10.2019 от министерства здравоохранения Иркутской области поступило соглашение №05-54-4/19 о передаче на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению от имени Иркутской области государственного контракта от лица министерства здравоохранения Иркутской области при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области за счет областного бюджета Иркутской области с четким указанием перечня покупаемого оборудования у ООО «Сота-1». На основании данного соглашения другой закупки произвести невозможно. Считает, что вина С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ не доказана. Объективную сторону правонарушения С. не выполняла. Также защитником предоставлены дополнительно в копиях переписка С. с Министром здравоохранения Иркутской области Я., по закупке движимого имущества по субсидии на иные расходы по укреплению материально-технической базы в сумме 22 354 00,00 рублей, для приобретения медицинского оборудования и прочего имущества; а также с министром по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области А., в копиях соглашение о предоставлении субсидии на иные цели ОГАУЗ «Иркутская городская детская стоматологическая поликлиника» от Дата; Соглашение № от Дата о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Иркутской области государственного контракта от лица министерства здравоохранения Иркутской области при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области за счет средств областного бюджета Иркутской области; приказ № 23-мпр от 29.06.2018 года об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, дополнительно предоставленные защитником документы, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, административным правонарушением признается заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административном правонарушениях, предусмотренных ст. 14.32 КоАП РФ является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Как следует из положений ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", им определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, а целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 данного закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением комиссии Иркутского УФАС России от 15.02.2022 Министерство здравоохранения Иркутской области, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГАУЗ «ИГДСП» и ООО «Сота-1» признаны нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с достижением и реализацией антиконкурентного соглашения, результатом которого стало заключение 12 контрактов: 20.11.2019 №ед-суб-47-1, ед-суб-47-2, ед-суб-47-3, ед-суб-47-4, ед-суб-47-5, ед-суб-47-6, ед-суб-47-7, ед-суб-47-8, ед-суб-47-9, от 21.11.2019 № ед-суб-47-10, ед-суб-47-11, от 21.12.2019 № ед-суб-47-12 с ООО «Сота-1» на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего оснащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП», что приводит к ограничению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок субъектам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 19.09.2022 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» С.
Постановлением руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области К. 30 сентября 2022 года главный врач ОГАУЗ «ИГДСП» С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом в ходе рассмотрения данного дела, Дата распоряжением министра здравоохранения Иркутской области №мр С. назначена на должность главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» с 13.12.2018.
Главным врачом ОГАУЗ «ИГДСП» С. с ООО «Сота-1» заключены контракты №ед-суб-47-1, ед-суб-47-2, ед-суб-47-3, ед-суб-47-4, ед-суб-47-5, ед-суб-47-6, ед-суб-47-7, ед-суб-47-8, ед-суб-47-9 20.11.2019 от 21.11.2019, № ед-суб-47-10, ед-суб-47-11 от 21.12.2019 № ед-суб-47-12 на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего оснащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП» без проведения конкурентных процедур на общую сумму 20 814 862,75 рублей, что привело к ограничению конкуренции, то есть доступа на товарный рынок субъектам.
Вывод о виновности главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами: решением комиссии Иркутского УФАС России от 15.02.2022; протоколом об административном правонарушении №038/210/22 от 19.09.2022, копией распоряжения о назначении С. на должность главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» от 12.12.2018, копией должностной инструкции главного врача ОГАУЗ «ИГДСП», утвержденной 12.12.2017 министром здравоохранения Иркутской области, материалами по факту приобретения ОГАУЗ «ИГДСП» нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, 173, 173/1 и оборудования у ООО «Сота-1», представленными в форме электронных документов на диске; именно: копиями договоров от 20.11.2019 №ед-суб-47-1, ед-суб-47-2, ед-суб-47-3, ед-суб-47-4, ед-суб-47-5, ед-суб-47-6, ед-суб-47-7, ед-суб-47-8, ед-суб-47-9, от 21.11.2019 № ед-суб-47-10, ед-суб-47-11, от 21.12.2019 № ед-суб-47-12, заключенных ОГАУЗ «ИГДСП» в лице главного врача С. с ООО «Сота-1» на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего оснащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП»; копией типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и автономных учреждений Иркутской области; копией приказа «О внесении изменений в пункт 19.1 типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных и автономных учреждений Иркутской области№ №30-мпр от 15.11.2019 и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам защитника, действия главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы заявителя об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения в связи с отсутствием умысла, а исполнением распоряжения министерства здравоохранения Иркутской области, суд находит необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что С., являясь главным врачом ОГАУЗ «ИГДСП», действуя в пределах своих должностных полномочий, принимала участие в реализации антиконкурентного соглашения.
Доводы заявителя о том, что контракты между ОГАУЗ «ИГДСП» и ООО «Сота-1» были заключены на основании п. 47 ст. 19.1 Положения о закупке, товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ «ИГДСП», утвержденного Протоколом заседания Наблюдательного совета №12 от 19.11.2019, суд находит необоснованными на основании следующего.
Согласно ч. 2.1 ст. 2 Закона о закупках Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупках является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.
Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных учреждений Иркутской области утверждено приказом министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 29.06.2018 №23-мпр.
Приказом министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 15.11.2019 №30-мпр внесены изменения в п. 19.1 типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных автономных учреждений Иркутской области, указанный пункт дополнен подпунктом 47, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае «осуществление закупки товаров и оборудования, которыми оснащен объект недвижимого имущества, приобретаемый для обеспечения нужд Иркутской области заказчиком за счет субсидии на осуществление капитальных вложений, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако, согласно ст. 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Таким образом, Законом о закупке установлено право заказчика осуществлять закупки неконкурентным способом, случаи осуществления такой закупки предусматриваются положением о закупке.
При этом заказчики в соответствии со ст. 3 Закона о закупках самостоятельно выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка у единственного поставщика является правом заказчика.
В связи с чем, внесение министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области 15.11.2019 изменений в п. 19.1 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных бюджетных автономных учреждений Иркутской области, не обязывало С. применять данные положения и заключать 12 контрактов на общую сумму 20 814 862,75 рублей без проведения конкурентных процедур, что привело к ограничению конкуренции, то есть доступа на товарный рынок субъектам.
Соглашение №05-54-4/19 о передаче на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению от имени Иркутской области государственного контракта от лица министерства здравоохранения Иркутской области при осуществлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области за счет областного бюджета Иркутской области, с учетом указанных в Приложении к данному соглашению целей осуществления бюджетных инвестиций (приобретение нежилых помещений общей площадью 1225,8 кв.м.), также не обязывало должностное лицо С. заключать государственные контракты на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего оснащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП» без проведения конкурентных процедур.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом УФАС были рассмотрены возражения представленные Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, а также возражения Министерства здравоохранения Иркутской области, им дана обоснованная оценка, поскольку установленные факты свидетельствуют о наличии нарушения Министерством здравоохранения Иркутской области, Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГАУЗ «ИГДСП» и ООО «Сота-1» пункта 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в достижении и реализации антикокурентного соглашения, результатом которого стало заключение 12 контрактов с ООО «Сота-1» на поставку медицинского оборудования, изделий, техники и прочего осн6ащения для нужд ОГАУЗ «ИГДСП», что к ограничению конкуренции.
Кроме того, в заключении прокуратуры Иркутской области было указано на «отсутствие информации о видах и объемах находящегося в помещениях, приобретаемых ОГАУЗ «ИГДСП» медицинского оборудования, его состояния и стоимости, которое не было учтено и не установлено Соглашением и дополнительным Соглашением к нему.
Несогласие заявителя и защитника с оценкой и толкованием имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом УФАС Иркутской области допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено С. в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере с учетом наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств.
Постановление о привлечении С. к административной ответственности, вопреки доводам заявителя, вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, который согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Каких-либо нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не допущено. Оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
При таких обстоятельствах, постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области К. от 30 сентября 2022 года по делу №.32-1513/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» С. суд считает необходимым оставить без изменения, а жалобу С. без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу С. оставить без удовлетворения.
Постановление руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области К. от 30 сентября 2022 года по делу №038/04/14.32-1513/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в отношении главного врача ОГАУЗ «ИГДСП» С. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.И. Сергеева