Дело № 2-131/2023
УИД: 84RS0003-01-2023-000151-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года с. Хатанга
Хатангский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Поповой Ю.А.,
при ведении протокола помощником судьи Петровой Р.А.,
с участием представителя истца – адвоката ФИО12., представившего ордер № 047303 от 24.10.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поротовой Нины Николаевны к Администрации сельского поселения Хатанга о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
Поротова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Хатанга, в котором просит взыскать сумму невыплаченной заработной платы за период с мая по август 2023 года в размере <данные изъяты> рублей, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рублей, мотивируя свои требования тем, что 6 сентября 2010 г. была принята муниципальным служащим на должность начальника территориального отдела п. Сындасско администрации сельского поселения Хатанга, с ней был заключен трудовой договор. Заработная плата истца, с учетом стимулирующих выплат и надбавок, составляет <данные изъяты> руб.
В период с мая 2023 года по настоящее время, по неизвестным ей причинам, ответчиком заработная плата выплачивается в меньшем размере. Полагает, что работодатель произвольно и безосновательно снизил размер стимулирующих выплат в результате чего, размер заработной платы снизился и составил: в мае 2023 года – <данные изъяты> руб., в июне 2023 года – <данные изъяты> руб., в июле 2023 года – <данные изъяты> руб., в августе 2023 года – <данные изъяты> руб.
Истец Поротова Н.Н., представитель администрации сельского поселения Хатанга – <данные изъяты>., своевременно и надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, что суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, признает возможным.
Представитель истца – адвокат Гашев А.А., в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Принимающий участие в предварительном судебном заседании 24.10.2023 года представитель ответчика администрации сельского поселения Хатанга – <данные изъяты> просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, пояснив, что с мая 2023 года по решению главы сельского поселения Хатанга, истице был уменьшен размер надбавки за особые условия труда, а также размер ежемесячного денежного поощрения, в связи с имеющимся дисциплинарным взысканием и по результатам работы.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение прав каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда может включать помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, применение которой относится к компетенции работодателя.
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений следует, что оплата труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 7 Закона Красноярского края от 24 апреля 2008 г. № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. В состав денежного содержания включаются, в том числе: премии.
Пунктом 3.1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должности муниципальной службы органов местного самоуправления сельского поселения Хатанга, утвержденного решением Хатангского сельского Совета депутатов от 26.04.2017 г. № 23-РС предусмотрено, что в состав денежного содержания муниципального служащего включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка за классный чин; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими <данные изъяты>; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время; материальная помощь и иные выплаты в соответствии с федеральными законами.
Пунктами 3.1.4.1, 3.1.4.2 указанного Положения предусмотрено, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы устанавливается в процентах от должностного оклада (без учета других надбавок и доплат) в зависимости от сложности, напряженности и специального режима службы; при прохождении муниципальной службы размер установленной ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) по решению представителя нанимателя (работодателя) при изменении характера службы (ее степени сложности, напряженности и особого режима).
Пунктами 3.1.7.1, 3.1.7.2 указанного Положения предусмотрено, что ежемесячное денежное поощрение муниципальным служащим устанавливается по всем группам должностей муниципальной службы в размере от 0,2 до 3,7 должностных окладов; при прохождении муниципальной службы размер установленного ежемесячного денежного поощрения может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) по решению представителя нанимателя (работодателя) при изменении уровня оценки способности влияния муниципального служащего на решение задач, поставленных перед органом местного самоуправления, муниципальным органом сельского поселения Хатанга.
Как следует из материалов дела, Поротова Н.Н. с 03 октября 2010 г. занимает должность начальника территориального отдела п. Сындасско администрации сельского поселения Хатанга.
Согласно пункту 4.1 дополнительного соглашения от 11.03.2016 года № 117 к трудовому договору № 02-160 от 06.09.2010 г., денежное содержание муниципальному служащему устанавливается в следующем размере: должностной оклад – <данные изъяты> руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в зависимости от группы должностей муниципальной службы от 20% до 70% от должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 30% от должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере от 0,2 до 2,5 должностных окладов по всем группам должностей муниципальной службы; районный коэффициент к заработной плате в размере 1,8; северная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80%.
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.06.2022 № 602 к трудовому договору № 02-160 от 06.09.2010 г., с 01.07.2022 года установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей; дополнительным соглашением от 19.05.2023 № 656 к трудовому договору № 02-160 от 06.09.2010 г., с 01.07.2023 года установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей.
На основании распоряжения временно исполняющего полномочия главы сельского поселения Хатанга Бетту А.И. от 25 января 2023 года за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в не соблюдении подпункта 1.1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливающего требование ежегодно представлять работодателю достоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, на себя, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, к Поротовой Н.Н. применено дисциплинарное взыскание – замечание.
В соответствии с расчетным листком за апрель 2023 г. Поротовой Н.Н. в апреле 2023 г. расчет заработной платы произведен следующим образом: должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка к окладу за классный чин в размере <данные изъяты> руб., процентная надбавка за особые условия службы (70%) в размере <данные изъяты> руб., ежемесячное денежное поощрение (3,7 должностных окладов) в размере <данные изъяты> руб., районный коэффициент в размере <данные изъяты> руб., северная надбавка в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с распоряжениями от 25.05.2023 г. № 073-Д, от 22.06.2023 г. № 091-Д, от 24.07.2023 г. № 113-Д и от 24.08.2023 г. № 129-Д, Поротовой Н.Н. уменьшена надбавка за особые условия службы с 70% до 50%, а также ежемесячное денежное поощрение с 3,7 до 0,32 должностных окладов.
В судебном заседании представитель ответчика <данные изъяты> пояснил, что Поротовой Н.Н. были уменьшены размеры надбавки за особые условия службы и ежемесячного денежного поощрения, в связи с имеющимся у неё дисциплинарным взысканием, наложенным в январе 2023 года, и по результатам работы.
При разрешении настоящего спора суд учитывает Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2023 года № 32-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской», согласно которому часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.
При этом указано, что впредь до внесения соответствующих изменений применение к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат (в частности, ежемесячной или ежеквартальной премии и вознаграждения по итогам работы за год) или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности (в частности, в медицинской сфере, включая оказание платных медицинских услуг, услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, участие в реализации плана мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи) и достижением определенных результатов труда (экономических показателей).
В то же время факт применения к работнику дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
При этом в отсутствие соответствующего правового регулирования и с учетом установленного действующим законодательством в качестве общего правила ограничения размера допустимых удержаний из заработной платы работника снижение размера указанных премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
Таким образом, судом установлено, что Поротовой Н.Н., за имеющееся у не дисциплинарное взыскание, наложенное в январе 2023 года, распоряжением главы сельского поселения Хатанга <данные изъяты> в мае, июне, июле и августе 2023 года уменьшен размер заработной платы, за счет уменьшения входящих в ее состав надбавки за особые условия службы и ежемесячного денежного поощрения, что противоречит приведенным выше нормативным положениям.
При этом, ответчиком не представлено каких-либо достоверных и бесспорных доказательств об изменении характера службы (ее степени сложности, напряженности и особого режима) для уменьшения ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы с 70% до 50%; а также об изменении уровня оценки способности влияния ответчика на решение задач, поставленных перед органом местного самоуправления, муниципальным органом сельского поселения Хатанга для уменьшения ежемесячного денежного поощрения с 3,7 до 0,32 должностных окладов.
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию не начисленная заработная плата за период с мая 2023 г. по август 2023 г. исходя из следующего расчета:
1. не начисленная ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы составляет:
- за май 2023 г. в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> руб. х 70%) – <данные изъяты> руб.;
- за июнь 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 70%) – <данные изъяты> руб.;
- за июль 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 70%) – <данные изъяты> руб.;
- за август 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 70%) – <данные изъяты> руб.
2. не начисленное ежемесячное денежное поощрение составляет:
- за май 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3,7) – <данные изъяты> руб.;
- за июнь 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3,7) – <данные изъяты> руб.;
- за июль 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3,7) – <данные изъяты> руб.;
- за август 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 3,7) – <данные изъяты> руб.
3. не начисленная заработная плата с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера составляет:
- за май 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка)) – (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + 1 <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка));
- за июнь 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка)) – (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка));
- за июль 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка)) – (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка));
- за август 2023 г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка)) – (<данные изъяты> руб. (должностной оклад) + <данные изъяты> руб. (надбавка за выслугу лет) + <данные изъяты> руб. (надбавка к окладу за классный чин) + <данные изъяты> руб. (надбавка за особые условия службы) + <данные изъяты> руб. (ежемесячное денежное поощрение) + <данные изъяты> руб. (районный коэффициент) + <данные изъяты> руб. (северная надбавка)).
Таким образом, размер не начисленной заработной платы за период с мая 2023 г. по август 2023 г., подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, составит <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.).
Разрешая заявленное исковое требование о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового требования о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Поротовой Нины Николаевны к Администрации сельского поселения Хатанга о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации сельского поселения Хатанга в пользу Поротовой Нины Николаевны заработную плату за период с мая 2023 года по август 2023 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В удовлетворении искового требования о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Хатангский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Попова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2023 года.