Решение по делу № 33-3-7069/2023 от 17.07.2023

Судья Кузнецова Н.М. Дело № 2-913/2023

Дело № 33-3-7069/2023

26RS0003-01-2023-000290-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 09 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Куцурова П.О., Савина А.Н.,

с участием секретаря судебного заседания Семенюк В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и апелляционной жалобе представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинаИ.В. и дополнениям к апелляционным жалобам представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности Зацепилина И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 11 апреля 2023 года по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации г.Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском (в последующем уточнённым) в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ДНТ «Изыскатель» и администрации г. Ставрополя об оспаривании бездействия и возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен. Неприятие ДНТ «Изыскатель» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В целях устранения выявленных нарушений, 17 июня 2022 года председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Определением суда от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2022 года иск удовлетворён частично. Признано незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель», выразившееся в непринятии мер по созданию на территории ДНТ «Изыскатель» мест накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест накопления твёрдых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества. На ДНТ «Изыскатель» возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в администрацию г. Ставрополя заявку на включение места накопления твёрдых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест накопления твёрдых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Этим же решением оставлены без удовлетворения требования прокурора к администрации г. Ставрополя и комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места накопления ТКО либо определить для ДНТ «Изыскатель» место размещения площадки накопления ТКО.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилин И.В. просит обжалуемое решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. просит обжалуемое решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы прокурор и представитель по доверенности ООО «Эко-Сити» Шачнев О.А. просят решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционных жалоб без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.

Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.

Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н., с участием её полномочного представителя и других участвующих в деле лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.

Из материалов дела следует, что проверкой исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, проведённой Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в деятельности ДНТ «Изыскатель» установлено, что в нарушение требований статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7, 14, 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта «в» статьи 8 (1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, пункта 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13 августа 2021года № 190, пункта 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, 17 июня 2022 года председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

18 июля 2022 года указанное представление рассмотрено председателем правления Зацепилиным В.И.

Согласно информации о результатах рассмотрения представления от 18июля 2022 года, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства не принято.

ДНТ «Изыскатель» в адрес органа местного самоуправления и в ООО «Эко-Сити» с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось, протокол о заключении прямых договоров с потребителями ДНТ не направляло.

Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признаётся одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьёй 2 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

В силу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (ред. от 14 февраля 2022года) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (зарегистрировано в Минюсте России 29января 2021 года № 62297), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления. Владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с Приложением № 1 к Санитарным правилам.

Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97)», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр, предусмотрено, что органические отходы должны утилизироваться на земельных участках. Для неутилизируемых отходов на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 метров, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 метров от границ участков.

В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с ТКО.

Разрешая исковые требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что на территории ДНТ «Изыскатель» отсутствует место для размещения контейнерной площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов, пришёл к правильному и обоснованному выводу о ненадлежащем обращении ответчиком ДНТ «Изыскатель» с твёрдыми коммунальными отходами, поскольку в нарушение требований действующего законодательства Товариществом не заключён с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что может привести к образованию несанкционированных свалок на территории массива, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболеванию населения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории ДНТ «Изыскатель» отсутствует земельный участок, на котором может быть оборудовано место под контейнерную площадку для сбора ТКО с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда не влечёт, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика об соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку ответчик должен изыскать возможность для создания на своей территории такого места.

Доводы апелляционной жалобы, что оборудование контейнерной площадки для сбора ТКО не входит в обязанности ДНТ, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление, собственники земельных участков вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Довод апелляционной жалобы ответчика, что земельный участок исходя из его характеристик не позволяет исполнить решение суда, судебной коллегией во внимание не принимается, так как не исключает соответствующую обязанность ДНТ.

Ссылка представителя ответчика в дополнениях к апелляционной жалобе на решение Верховного суда Российской Федерации от 19 января 2023 года, судебной коллегией отклоняется, ввиду того, что правового значения для данного дела не имеет.

Доводы представителя ДНТ «Изыскатель» о том, что на территории ДНТ площадка для установки контейнеров ТКО не была предусмотрена при создании товарищества в 1992 году и о том, что подъездные пути к товариществу заблокированы в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, судом отклоняются, поскольку согласно норм действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения создание мест накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, однако такую заявку товарищество не подавало, вопрос о возможности определения места накопления ТКО не рассматривался. Заключение прямых договоров членами товарищества с региональным оператором не исключает обязанность товарищества определить место сбора ТКО, как для лиц являющихся членами ДНТ «Изыскатель», так и для лиц, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, которое подлежит включению в муниципальный реестр и схему мест накопления ТКО.

Вопрос о подъездных путях к месту (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в целях исполнения обязанности региональным оператором подлежит рассмотрению после обращения ДНТ « Изыскатель» с заявкой в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, в ведении которого является принятие решения о согласовании на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно ст. 5 и п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней представителя ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом апелляционного обжалования решений суда первой инстанции обладают стороны и другие лица, участвующие в деле.

В силу части 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не привлечённые к участию в деле, вне зависимости от того, указаны ли они в мотивировочной или резолютивной части судебного постановления, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, которым разрешён вопрос об их правах и обязанностях.

По смыслу закона, лицам, не привлечённым к участию в деле, принадлежит право подачи апелляционной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешён вопрос об их правах и обязанностях.

При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.

В своей апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. ссылается на то, что возложение на ДНТ «Изыскатель» обязанности обустроить на территории ДНТ контейнерную площадку для ТКО фактически налагает на Федоренко В.Н. имущественную обязанность, которую она нести не согласна.

В соответствии с пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если при рассмотрении апелляционной жалобы лица, не привлечённого к участию в деле, будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не разрешён вопрос о правах и обязанностях этого лица, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1 и пункта 4 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку спорные правоотношения не затрагивают права и законные интересы Федоренко В.Н. и её участие в деле не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу, а несогласие заявителя с обжалуемым решением суда не свидетельствует о нарушении её прав оспариваемым судебным постановлением.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемым решением вопрос о правах и обязанностях ФедоренкоВ.Н. не разрешался, обязанностей на неё не возлагалось, а потому Федоренко В.Н. не является лицом, обладающим правом апелляционного обжалования состоявшегося судебного постановления, поэтому судебная коллегия считает необходимым оставить апелляционную жалобу представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. и дополнения к неё без рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и дополнения к ней оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности Зацепилина И.В. и дополнения к ней оставить без рассмотрения по существу.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Кузнецова Н.М. Дело № 2-913/2023

Дело № 33-3-7069/2023

26RS0003-01-2023-000290-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 09 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Куцурова П.О., Савина А.Н.,

с участием секретаря судебного заседания Семенюк В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и апелляционной жалобе представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинаИ.В. и дополнениям к апелляционным жалобам представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности Зацепилина И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 11 апреля 2023 года по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ДНТ «Изыскатель», администрации г.Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском (в последующем уточнённым) в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ДНТ «Изыскатель» и администрации г. Ставрополя об оспаривании бездействия и возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, в результате которой в деятельности ДНТ «Изыскатель» выявлены нарушения названного законодательства.

ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен. Неприятие ДНТ «Изыскатель» мер по организации контейнерной площадки, отсутствие договора на вывоз твердых коммунальных отходов с территории СНТ нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В целях устранения выявленных нарушений, 17 июня 2022 года председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства, не принято.

Определением суда от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2022 года иск удовлетворён частично. Признано незаконным бездействие ДНТ «Изыскатель», выразившееся в непринятии мер по созданию на территории ДНТ «Изыскатель» мест накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест накопления твёрдых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества. На ДНТ «Изыскатель» возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в администрацию г. Ставрополя заявку на включение места накопления твёрдых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест накопления твёрдых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории ДНТ «Изыскатель» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства; направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Этим же решением оставлены без удовлетворения требования прокурора к администрации г. Ставрополя и комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца со дня поступления заявления согласовать ДНТ «Изыскатель» создание места накопления ТКО либо определить для ДНТ «Изыскатель» место размещения площадки накопления ТКО.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилин И.В. просит обжалуемое решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. просит обжалуемое решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В возражениях по доводам апелляционной жалобы прокурор и представитель по доверенности ООО «Эко-Сити» Шачнев О.А. просят решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционных жалоб без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.

Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.

Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н., с участием её полномочного представителя и других участвующих в деле лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.

Из материалов дела следует, что проверкой исполнения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах, проведённой Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в деятельности ДНТ «Изыскатель» установлено, что в нарушение требований статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7, 14, 18 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта «в» статьи 8 (1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, пункта 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13 августа 2021года № 190, пункта 5.10 СП 53.13330.2019, ДНТ «Изыскатель» не приняты меры по обустройству на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не направлены, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества, с региональным оператором не заключен.

В целях устранения выявленных нарушений, 17 июня 2022 года председателю правления ДНТ «Изыскатель» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

18 июля 2022 года указанное представление рассмотрено председателем правления Зацепилиным В.И.

Согласно информации о результатах рассмотрения представления от 18июля 2022 года, в ДНТ «Изыскатель» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, площадка для накопления ТКО на территории товарищества отсутствует. Таким образом, ДНТ «Изыскатель» мер по устранению нарушений законодательства об отходах, природоохранного законодательства не принято.

ДНТ «Изыскатель» в адрес органа местного самоуправления и в ООО «Эко-Сити» с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО не обращалось, протокол о заключении прямых договоров с потребителями ДНТ не направляло.

Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признаётся одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьёй 2 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твёрдые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

В силу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (ред. от 14 февраля 2022года) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (зарегистрировано в Минюсте России 29января 2021 года № 62297), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 20 метров. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления. Владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с Приложением № 1 к Санитарным правилам.

Пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97)», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр, предусмотрено, что органические отходы должны утилизироваться на земельных участках. Для неутилизируемых отходов на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 метров, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 метров от границ участков.

В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 18 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с ТКО.

Разрешая исковые требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что на территории ДНТ «Изыскатель» отсутствует место для размещения контейнерной площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов, пришёл к правильному и обоснованному выводу о ненадлежащем обращении ответчиком ДНТ «Изыскатель» с твёрдыми коммунальными отходами, поскольку в нарушение требований действующего законодательства Товариществом не заключён с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что может привести к образованию несанкционированных свалок на территории массива, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболеванию населения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на территории ДНТ «Изыскатель» отсутствует земельный участок, на котором может быть оборудовано место под контейнерную площадку для сбора ТКО с соблюдением требований СанПиН 2.1.3684-21, на правильность выводов суда не влияет и отмену решения суда не влечёт, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика об соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, поскольку ответчик должен изыскать возможность для создания на своей территории такого места.

Доводы апелляционной жалобы, что оборудование контейнерной площадки для сбора ТКО не входит в обязанности ДНТ, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В силу норм действующего законодательства ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора ТКО лежит на организации, осуществляющей управление, собственники земельных участков вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.

Довод апелляционной жалобы ответчика, что земельный участок исходя из его характеристик не позволяет исполнить решение суда, судебной коллегией во внимание не принимается, так как не исключает соответствующую обязанность ДНТ.

Ссылка представителя ответчика в дополнениях к апелляционной жалобе на решение Верховного суда Российской Федерации от 19 января 2023 года, судебной коллегией отклоняется, ввиду того, что правового значения для данного дела не имеет.

Доводы представителя ДНТ «Изыскатель» о том, что на территории ДНТ площадка для установки контейнеров ТКО не была предусмотрена при создании товарищества в 1992 году и о том, что подъездные пути к товариществу заблокированы в виду ненадлежащего состояния дорожного покрытия, судом отклоняются, поскольку согласно норм действующего законодательства регулирующего спорные правоотношения создание мест накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, однако такую заявку товарищество не подавало, вопрос о возможности определения места накопления ТКО не рассматривался. Заключение прямых договоров членами товарищества с региональным оператором не исключает обязанность товарищества определить место сбора ТКО, как для лиц являющихся членами ДНТ «Изыскатель», так и для лиц, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, которое подлежит включению в муниципальный реестр и схему мест накопления ТКО.

Вопрос о подъездных путях к месту (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов в целях исполнения обязанности региональным оператором подлежит рассмотрению после обращения ДНТ « Изыскатель» с заявкой в комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, в ведении которого является принятие решения о согласовании на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно ст. 5 и п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней представителя ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом апелляционного обжалования решений суда первой инстанции обладают стороны и другие лица, участвующие в деле.

В силу части 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в силу части 4 статьи 13 и части 3 статьи 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не привлечённые к участию в деле, вне зависимости от того, указаны ли они в мотивировочной или резолютивной части судебного постановления, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции, которым разрешён вопрос об их правах и обязанностях.

По смыслу закона, лицам, не привлечённым к участию в деле, принадлежит право подачи апелляционной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешён вопрос об их правах и обязанностях.

При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.

В своей апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. ссылается на то, что возложение на ДНТ «Изыскатель» обязанности обустроить на территории ДНТ контейнерную площадку для ТКО фактически налагает на Федоренко В.Н. имущественную обязанность, которую она нести не согласна.

В соответствии с пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если при рассмотрении апелляционной жалобы лица, не привлечённого к участию в деле, будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не разрешён вопрос о правах и обязанностях этого лица, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1 и пункта 4 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку спорные правоотношения не затрагивают права и законные интересы Федоренко В.Н. и её участие в деле не имеет правового значения для разрешения настоящего спора по существу, а несогласие заявителя с обжалуемым решением суда не свидетельствует о нарушении её прав оспариваемым судебным постановлением.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемым решением вопрос о правах и обязанностях ФедоренкоВ.Н. не разрешался, обязанностей на неё не возлагалось, а потому Федоренко В.Н. не является лицом, обладающим правом апелляционного обжалования состоявшегося судебного постановления, поэтому судебная коллегия считает необходимым оставить апелляционную жалобу представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности ЗацепилинИ.В. и дополнения к неё без рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 апреля 2023года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ДНТ «Изыскатель» по доверенности Зацепилина И.В. и дополнения к ней оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу представителя лица, не привлечённого к участию в деле Федоренко В.Н. по доверенности Зацепилина И.В. и дополнения к ней оставить без рассмотрения по существу.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-3-7069/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ДНТ "Изыскатель"
Комитет городского хозяйства г.Ставрополя
Администрация города Ставрополя
Другие
ООО "Эко-Сити"
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
17.07.2023Передача дела судье
09.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Передано в экспедицию
09.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее