Председательствующий по делу Дело № 33-2979/2019
судья Филиппова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Ковалевской В.В., Кардаша В.В.
при секретаре Лопатиной О.А.
с участием прокурора Камратовой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 17 июля 2019 года гражданское дело по иску Черных С. В., Черных В. П., ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, ЛКЕ к Администрации сельского поселения «Ундинское», Министерству территориального развития Забайкальского края, Администрации муниципального района «Балейский район», Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю о признании за истцами права на включение в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки – предоставления жилого помещения; возложении на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанности по включению истцов в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки – предоставления жилого помещения
по апелляционным жалобам истца Черных С.В., ответчиков Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края
на решение Балейского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Черных С. В., Черных В. П., ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, ЛКЕ удовлетворить частично.
Признать за Черных В. П. право на включение в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность по включению Черных В. П. в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части иска истцам отказать.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черных В.П., Черных С.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, ЛКЕ, обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Они являлись собственниками и постоянно проживали в подвергшемся уничтожению огнем домовладении по адресу: <адрес>. <Дата> истцам отказано в предоставлении мер поддержки в результате чрезвычайной ситуации по причине наличия на праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. Полагают, что указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, поскольку общая площадь неутраченного жилого помещения составляет 41,1 кв.м., что с учетом количества членов семьи составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на каждого члена семьи.
На основании изложенного, просили суд признать за ними право на включение в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки – предоставления жилого помещения. Возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность по включению их в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, с целью получения социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.
Определением судьи от 23.05.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального района «Балейский район», Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю (т.1, л.д.1).
Определением суда от 31.05.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минстрой России, Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (т.1 л.д.150-151).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.1 л.д. 188-191).
В апелляционной жалобе истец Черных С.В., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Лесковой К.Е. выражает несогласие с принятым решением в части отказа во включении в Список дочери истца Лесковой К.Е., просит решение изменить, признать за Лесковой К.Е. право на включение ее в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность включить Лескову К.Е. в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Выражает несогласие с выводами суда о наличии у Лесковой К.Е. иного жилого помещения на праве собственности, так как данное обстоятельство не подтверждается материалами дела. Согласно выписки из ЕГРН, в собственности Лесковой К.Е. иного жилого помещения не имеется (т.2 л.д.1-4).
Не согласившись с решением, представитель Министерства территориального развития Забайкальского края Савчук М.А. обратилась с апелляционной жалобой, просит решение отменить. В обоснование доводов указывает, что наличие на праве собственности иного жилого помещения, права на получение меры социальной поддержки в соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки Черных С.В. и члены ее семьи не имеют. Однако судом в нарушение подпункта 3 пункта 4 Правил признано право на предоставление меры социальной поддержки за матерью Черных С.В. – Черных В.П., сделан вывод о том, что Черных В.П., являющаяся членом семьи Черных С.В. объектов недвижимости на праве собственности не имеет, в связи с чем подлежит включению в Список. С данным выводом ответчик не согласен, учитывая, что при частичном удовлетворении исковых требований истцов, судом сделаны выводы без применения норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, что является грубым нарушением. Правовых оснований для признания за Черных В.П. в соответствии с Правилами, права на включение в Список не имелось (т.1 л.д.231-232 оригинал жалобы).
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Лисютин М.А. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить в части признания за Черных В.П. на включение в список граждан, признанных пострадавшими, на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета и вынести новое решение об оказании соответствующей государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Забайкальского края, что соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 26.04.2019 № 198 и постановления Правительства РФ от 15.05.2019 № 593. Также указывает, что право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> за Черных В.П. не зарегистрировано. Более того, на момент пожара у истца отсутствовали документы, которые являются основанием государственной регистрации права собственности (т.2 л.д.58-64).
В суд апелляционной жалобы истцы Черных В.П., Черных С.В., действующая в том числе как законный представитель несовершеннолетних детей ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, ЛКЕ не явились, ответчики Администрация сельского поселения «Ундинское», Администрация муниципального района «Балейский район», Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Минстрой России, Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения Савчук М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Министерства территориального развития Забайкальского края, интересы которого на основании доверенности она представляет, и возражавшей против удовлетворения жалоб Минстроя России, Черных С.В., заключение прокурора Камратовой А.Г. об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы Черных С.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Забайкальского края от 19.04.2019 №18 с 19 апреля 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края, установлен региональный уровень реагирования.
В соответствии с приложением к указанному постановлению, в границы зон чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами на территории муниципального района «Балейский район», включена зона № 3 – с.Унда сельского поселения «Ундинское».
Справкой, выданной УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, подтверждается факт пожара, произошедшего 19 апреля 2019г., в результате которого квартира, ограждения усадьбы, надворные постройки и все находящееся в них имущество по адресу: <адрес> уничтожено огнем.
На момент чрезвычайной ситуации, в указанном жилом помещении постоянно проживали и были зарегистрированы по месту жительства: Черных С.В., ее мать Черных В.П. и несовершеннолетние дети: ДЮА <Дата> года рождения, ДЕА <Дата> года рождения, ДЕА <Дата> года рождения, ДМА <Дата> года рождения, ЛКЕ <Дата> года рождения (т.1 л.д.9,12,14,16,22-24).
На основании договора купли-продажи квартиры от <Дата>, жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежало на праве общей долевой собственности по 1/5 доли каждой Черных С.В. и ее несовершеннолетним дочерям ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА (т.1 л.д.28-33).
20 мая 2019г. Министерством территориального развития Забайкальского края отказано Черных С.В. с состав семьи Черных В.П. (мать), ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, ЛКЕ (дочери) во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении в соответствии с социальными нормами. Основанием к отказу послужило то, что согласно выписке ЕГРП, в общей долевой собственности Черных С.В. и членов ее семьи имеется жилое помещение по адресу: <адрес> (т.1 л.д.25-27).
Согласно договору на передачу жилого дома в собственность от <Дата> Черных С.В., ее несовершеннолетние дочери ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, являются собственниками 1/5 доли каждая в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 41,1 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д.46-57).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента РФ от 26.04.2019 № 198 «О мерах ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края», пунктами 3,4 Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 года № 184, исходил из того, что правовых оснований для предоставления Черных С.В., ее несовершеннолетним детям ДЮА, ДЕА, ДЕА и ДМА меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не имеется, так как указанные лица являются собственниками иного жилого помещения.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска Черных С.В., ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА не обжалуется, в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Отказывая в удовлетворении иска ЛКЕ, суд исходил из того, что она совместно с матерью Черных С.В. и сестрами, имеет в собственности иное жилое помещение, и напротив, придя к выводу об отсутствии в собственности Черных В.П. жилого помещения, пришел к выводу об удовлетворении иска Черных В.П.
Доводы апелляционной жалобы Черных С.В., поданной в интересах несовершеннолетней ЛКЕ о неправомерном отказе в удовлетворении исковых требований последней, судебная коллегия признает обоснованными.
Одновременно судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционных жалоб ответчиков Минстроя России, Министерства территориального развития Забайкальского края об отсутствии правовых оснований для предоставления меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения Черных В.П.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 года № 184 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации (далее – Правила № 184).
Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (пункт 1).
Пунктом 3 Правил № 184 предусмотрены следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее - социальные выплаты на приобретение жилых помещений); 2) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее - социальные выплаты на строительство жилых помещений).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 184 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):
1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.
К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.
Аналогичные правовые нормы воспроизведены в пунктах 3,4 Правил предоставления в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года № 593.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что необходимым условием для реализации Черных В.П., несовершеннолетней ЛКЕ меры социальной поддержки являются: наличие у них статуса членов семьи собственника утраченного жилого помещения, факт их постоянной регистрации по указанному адресу, и отсутствие в их собственности иного пригодного для проживания жилого помещения.
Факт утраты жилого помещения по адресу: <адрес>, принадлежащего долевым собственникам Черных С.В., ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА, в котором на правах членов семьи указанных лиц проживали и были зарегистрированы, на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы Черных В.П. и ЛКЕ, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Согласно сведениям БТИ, ЕГРП в собственности матери Черных С.В. – Черных В.П., ее несовершеннолетней дочери ЛКЕ жилых помещений не имеется.
В этой связи вывод суда о том, что ЛКЕ наряду с матерью и сестрами, имеет в собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, фактическим обстоятельствам дела не соответствует.
Судом первой инстанции также не учтено следующее.
Согласно п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Из представленного по запросу суд апелляционной инстанции Решения Совета сельского поселения «Ундинское» № 125-1 от 25 июня 2010г. следует, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории сельского поселения «Ундинское» составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Таким образом, имеющееся в собственности Черных С.В., ДЮА, ДЕА, ДЕА, ДМА жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 41,1 кв.м, не позволяет считать пригодным для проживания еще двух членов семьи – Черных В.П. и ЛКЕ
Следовательно, Черных В.П. и ЛКЕ имеют право на предоставление меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на предоставление жилого помещения, на основании подпункта 3 пункта 4 Правил №.
В соответствии с правовыми положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 198, постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 года № 593, постановлений Правительства Забайкальского края от 4 мая 2019 года № 180, от 8 мая 2019 года № 184, меры социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилым помещений, осуществляются за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Забайкальского края на софинансирование мер социальной поддержки, а также средств краевого бюджета.
Распоряжением Правительства РФ от 10.05.2019 N 903-р выделено в 2019 году Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 450000 тыс. рублей в целях предоставления субсидии бюджету Забайкальского края на софинансирование реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями граждан, являвшихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, утраченных в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., имея в виду обеспечение таких граждан жилыми помещениями взамен утраченных жилых помещений общей площадью 9 тыс. кв. метров и обеспечение уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Забайкальского края, связанного с реализацией указанных мероприятий, за счет субсидии из федерального бюджета в размере 99 процентов.
В этой связи доводы жалобы Минстроя России о том, что финансирование указанных мер социальной поддержки должно осуществляться за счет средств Забайкальского края, признаются судебной коллегией необоснованными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска Черных В.П., предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения в указанной части по доводам апелляционных жалоб ответчиков не имеется.
В то же время, решения суда в части отказа в иске ЛКЕ, подлежит отмене, как постановленное с нарушением п.3,п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 04 июля 2019 года заявление представителя Министерства территориального развития Забайкальского края о приостановлении исполнения решения суда удовлетворено, приостановлено исполнение решения Балейского городского суда Забайкальского края от 04 июня 2019 года.
В связи с разрешением дела в суде апелляционной инстанции приостановление исполнения решения Балейского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 года на основании определения судьи Забайкальского краевого суда от 4 июля 2019 года следует отменить.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балейского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 года в части отказа в удовлетворении требований ЛКЕ отменить.
Исковые требования Черных С. В., действующей в интересах ЛКЕ удовлетворить.
Признать за ЛКЕ право на включение в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Возложить на Министерство территориального развития Забайкальского края обязанность по включению ЛКЕ в Список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ - оставить без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Балейского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 года на основании определения судьи Забайкальского краевого суда от 4 июля 2019 года отменить.
Председательствующий:
Судьи: