Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя к Протасовой Т. В. об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее Севреестр) обратилось в суд с иском к Протасовой Т.В., в котором просило аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:006003:806.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по заявлению ответчика спорный земельный участок на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р поставлен на кадастровый учет. По результатам проведенного правового анализа Севреестр пришел к выводу, что земельный участок не подлежал постановке на кадастровый учет, а представленное ответчиком Распоряжение не подтверждает ранее возникшее право собственности Протасовой Т.В., поскольку вызывает сомнения в его подлинности. Так, данное распоряжение состоит из двух листов, не связанных друг с другом смысловым значением. Кроме того, Севреестр указывает, что государственная регистрация права собственности, возникшего у Протасовой Т.В. на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, осуществлена не была, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии доказательств возникновения у ответчика права собственности на спорный земельный участок. Также Севреестр указывает, что в силу ч.2 ст.6.1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС представленное ответчиком распоряжение не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права.
В судебном заседании представитель ответчика Беличенко М.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, представило в материалы дела заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, принимая во внимание положения ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что по заявлению Протасовой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлена постановка на кадастровый учет как ранее учтенного земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, в районе СТ «Берег», уч.4.
Основанием для осуществления постановки на кадастровый учет указанного земельного участка послужило распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, которым утвержден предоставленный ОК ДСК «Мыс св.Е.» проект землеустройства по отводу земельного участка и установления границ земельного участка в натуре (на местности) для строительства обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки площадью 11,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район СТ «Берег».
Пунктом 2 данного распоряжения вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земли рекреационного назначения.
Сомнения в подлинности данного распоряжения послужили одним из оснований для обращения регистрирующего органа в суд с настоящим иском.
В ходе судебного заседания обозревался оригинал распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р с приложением, предоставленный сотрудником ГКУ «Архив города Севастополя».
Судом установлено, что вторая страница распоряжения начинается с предложения, которое не имеет начала на первой странице, а именно «получат земельные участки в порядке бесплатной приватизации с определением номера и площади земельного участка каждого лица».
Между тем, при исследовании распоряжения и его буквальном толковании, можно сделать вывод, что указанное распоряжение имеет все необходимые реквизиты, позволяющие установить основания для принятия данного решения и его содержание.
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р подписано главой Севастопольской городской государственной администрации С.В.Куницыным. Как следует из оригинала распоряжения, предоставленного в судебном заседании, оборотная сторона распоряжения также содержит подтверждение его согласования с заместителем главы – руководителем аппарата Зайцем И.М., первым заместителем главы городской государственной администрации Казариным В.П., юридическим отделом Головиным М.В., начальником управления градостроительства и архитектуры Солодовым В.В.
Экземпляр данного распоряжения находится у ответчика, а также в ГКУ «Архив города Севастополя».
Список граждан членов ОК ДСП «Мыс св.Е.», которым передаются в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки, являющийся приложением к Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-р, содержит в пункте 4 указание на предоставление Протасовой Т.В. земельного участка №, площадью 0,10 га, согласно с планировочной схемой.
ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией №-р принято распоряжение, которым ОК ДСК «Мыс св.Е.» дано разрешение на разработку проекта землеустройства для отведения земельного участка для строительства обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки площадью 11,1 га, расположенного по адресу: г.Севастополь, район СТ «Берег».
ДД.ММ.ГГГГ председатель ОК ДСК «Мыс св.Е.» обратился в ЧП «Севгеолит» с заданием на выполнение работ по подготовке проекта землеустройства по отводу земельного участка на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
По заявке ОК ДСК «Мыс св.Е.» Национальным заповедником «Херсонес Таврический» выдано научное заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором содержится указание на то, что проект отвода данного участка может быть согласован при выполнении требования о заключении с НЗ «Херсонес Таврический» договора на проведение археологических исследований.
ДД.ММ.ГГГГ научным заключением № отделом государственной службы охраны культурного наследия Управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации разрабатываемый ОК ДСК «Мыс св.Е.» проект согласован.
Также данный проект был согласован ДД.ММ.ГГГГ государственным управлением охраны окружающей природной среды в г.Севастополе, ДД.ММ.ГГГГ Управлением градостроительства и архитектуры, ДД.ММ.ГГГГ главным санитарным врачом города Севастополя.
На представленном в материалы дела проекте землеустройства содержится штамп Главного управления госкомзема в г.Севастополе вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о предоставлении данного проекта в уполномоченный государственный орган.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что из представленных материалов дела не усматривается оснований для возникновения сомнений в подлинности Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, послужившего основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Основные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
Данным Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (часть 1 статьи 23).
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1 статьи 12.1).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (первоначальный текст опубликован в газете "Севастопольские известия" N 69-70 (1691) от ДД.ММ.ГГГГ, далее Закон N 46-ЗС).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшая на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Во исполнение пункта 3 статьи 7 Закона N 46-ЗС Правительством Севастополя принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права", которым к таким документам отнесен, в частности, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Частью 1 статьи 8 Закона N 46-ЗС установлено, что сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона N 221-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные нормы права, распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, являющееся актом органа государственной власти о предоставлении ответчику земельного участка, являлось документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав в силу действовавшего на момент постановки земельного участка на кадастровый учет законодательства.
А, следовательно, у государственного регистратора имелись предусмотренные законом основания для осуществления кадастрового учета спорного земельного участка.
Ссылка истца на положения ч.2 ст.6.1 Закона города Севастополя №-ЗС, согласно которому акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, является необоснованной и отклоняется судом.
Данная норма права принята Законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 512-ЗС "О внесении изменений в Закон города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", и вступила в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент подачи заявления ответчиком о постановке на кадастровый учет земельного участка, данной нормы не существовало, а следовательно в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации она не подлежит применению к отношениям, возникшим до введения ее в действие.
Снятие земельного участка кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Как следует из материалов дела, в настоящем случае процедура преобразования "ранее учтенного" в ЕГРН земельного участка не осуществлялась.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако, ответчик к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращался, акты или действия Севреестра не оспорены и незаконными не признавались. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на регистрирующий орган обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с Положением об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ПП, истец не наделен самостоятельными полномочиями по обращению в суд с исками о снятии объектов недвижимости с кадастрового учета.
Лицо, обращающееся с требованием о снятии земельного участка с кадастрового учета, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения требований законодательства при предоставлении земельного участка не могут являться основаниями для снятия земельного участка с кадастрового учета по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при удовлетворении иска.
Учитывая, что приведенные истцом обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве оснований для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, принимая во внимание отсутствие полномочий у регистрирующего органа на обращение в суд с настоящим иском, а также недоказанность нарушений прав и законных интересов истца действиями по осуществлению кадастрового учета, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя к Протасовой Т. В. об аннулировании и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 91:01:006003:806 - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов