Решение по делу № 33-6241/2016 от 04.10.2016


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-6241 поступило 04 октября 2016 года

Судья Власова И.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Улан-Удэ 16 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Пащенко Н.В.,

судей коллегии Семенова Б.С., Холонгуевой О.Р.,

при секретаре Федоровой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Правительству Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ, третьему лицу МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации (в порядке ст. 45 ГПК РФ)

по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ Шевченко А.В.

на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 июля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ обязанность обеспечить безопасность здания школы путем контроля (мониторинга) его технического состояния в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга», установив периодичность контроля (мониторинга) не реже одного раза в три года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя Правительства РБ Вершинина П.А., представителей Министерства образования и науки РБ Фролова Д.Г., Ангашановой Л.Д., представителей МАОУ «СОШ № 60» Павловой В.С., Будаева Р.Б., представителя третьего лица МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Шараевой Ю.А., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с указанным иском, в котором просил:

- обязать Правительство РБ принять в государственную собственность Республики Бурятия МАОУ «СОШ № 60»,

- возложить на Правительство РБ и Министерство образования и науки РБ обязанность создать в МАОУ «СОШ № 60» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья путем предоставления помещений, отвечающих требованиям безопасности, доступности, санитарным и иным условиям образовательной деятельности,

- признать бездействие МАОУ «СОШ № 60» по непроведению контроля (мониторинга) технического состояния здания школы незаконным и

- возложить на МАОУ «СОШ № 60» обязанность обеспечить безопасность здания школы путем постоянного контроля (мониторинга) его технического состояния в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга».

В обоснование иска указывалось на то, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, являющихся инвалидами в МАОУ «СОШ № 60» г. Улан-Удэ.

Проверка показала, что в МАОУ «СОШ № 60» обучаются только дети, являющиеся инвалидами, и дети с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет отнести МАОУ «СОШ № 60» к отдельным организациям, оказывающим образовательные услуги определенной категории детей. Указывает, что ч. 5 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», предусматривается создание отдельных организаций, оказывающих образовательные услуги определенной категории детей - детям с ограниченными возможностями здоровья именно органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того состоявшейся проверкой установлено несоответствие санитарного состояния МАОУ «СОШ № 60» нормам и требованиям СанПиН 2.4.2821-10.

В судебном заседании представитель истца Хаджаева Ю.А. иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представители Правительства РБ Иванова М.Т-Ж., Министерства образования и науки РБ Фролов Д.Г., Дашибалов Б.Д., МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. против удовлетворения заявленных требований возражали, полагали, что МАОУ «CОШ № 60» не является отдельной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, потому в силу ч. 5 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не может быть принята в государственную собственность Республики Бурятия. По типу МАОУ «COШ № 60» является общеобразовательной организацией, реализующее основные общеобразовательные программы. Общее образование находится в ведении органов местного самоуправления, соответственно, МАОУ «СОШ № 60» правомерно находится в ведении муниципального образования «Городской округ «город Улан-Удэ».

Представитель МАОУ «СОШ № 60 г. Улан-Удэ» Цыденова Л.В. с исковыми требованиями в части проведения контроля (мониторинга) технического состояния здания школы в соответствии с ГОСТ 31937-2011 согласилась. В остальной части иск не признала, пояснила, контингент детей, обучающихся в МАОУ «СОШ № 60» разнороден, обучаются дети, не имеющие медицинских показаний для направления в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Процесс обучения в МАОУ «СОШ № 60» осуществляется как по основным, так и по адаптированным образовательным программам. К отдельным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, МАОУ «СОШ № 60» не относится, следовательно, не может быть передана в ведение Республики Бурятия.

Вышеуказанным решением суда первой инстанции исковые требования прокурора удовлетворены только частично, в части требований к Правительству РБ и Министерству образования и науки РБ. Отказано.

В апелляционном представлении прокурор Советского района г. Улан-Удэ Шевченко А.В., просит решения суда в части отказа отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.

В доводах представления ссылается на требования п. 28 ч.1 ст. 2, ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», настаивает на том, что при обучении детей в рассматриваемом учебном заведении педагогами используются специальные методы обучения, при этом для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план, адаптированный под психофизические возможности конкретного ребенка. Таким образом, фактически обучение детей в школе № 60 осуществляется по образовательной программе, адаптированной под психофизические возможности конкретного ребенка. Отказ субъекта РФ в принятии школы в государственную собственность приводит к нарушению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в специально созданных условиях.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дмитриева Ю.А. доводы представления поддержала, просила требования удовлетворить. Указала, что судом не дана оценка положениям Устава школы о том, что обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану, фактически, индивидуальная учебная программа адаптирована под психофизические возможности, исходя из имеющихся у ребенка заболеваний. В школе № 60 принимаются дети исключительно по медицинским показаниям. Отдельные организации, осуществляющие образование по адаптированным программам для детей инвалидов в силу ФЗ «Об образовании в РФ» должны создаваться и находится в ведении субъекта РФ, поэтому и встал вопрос о передаче данной школы субъекту РФ, который должен принять и создать специальные условия для детей, учитывая потребности общества.

Представители Министерства образования и науки РБ Фролов Д.Г., Ангашанова Л.Д., Правительства РБ Вершинин П.А., МАОУ «СОШ № 60» Павлова В.С., Будаев Р.Б. с доводами прокурора не согласились, пояснили, что из 438 детей только 88 детей обучаются по адаптированным образовательным программам, остальные по общеобразовательным программам. Школа создана в 1993 году в рамках социальной адаптации и защиты детей. Требования прокурора основаны на п. 5 ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», но в суде первой инстанции не доказано, что все дети должны находится в коррекционных школах. В случае удовлетворения иска передача школы будет происходит по Федеральному закону № 122 от 22 августа 2004 года, при этом позиция Конституционного Суда РФ говорит, что при такой передаче необходимо учитывать волеизъявление сторон.

Представителем МУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ Шараевой Ю.А. в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции изменена позиция по делу, доводы прокурора полагала обоснованными, пояснила, что по отношению к каждому ребенку школы в процессе реализации программы педагогом используется специальные методы обучения, воспитания и социальной адаптации, в связи с чем можно сделать вывод, что все дети обучаются по адаптированным программам.

Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в представлении.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в заседании суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установлена положениями ст. 79 Закона.

Так, в силу ч. 1 ст. 79 Закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ч. 2 ст. 79 Закона).

Частью 3 названной статьи указано, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 Закона).

Как разъяснено Министерством образования и науки РФ в своем письме от 28 октября 2014 года «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» согласно Закону общее образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, как по основной образовательной программе, так и по адаптированной образовательной программе, так и по адаптированной основной образовательной программе в отдельных образовательных организации.

Согласно ч. 5 этой статьи Закона, на которую ссылался прокурор при подаче иска, отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п.п. <...> Устава от 29 декабря 2015 года, МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей инвалидов» г. Улан-Удэ (далее – Учреждение) является некоммерческой автономной общеобразовательной организацией, учредителем и собственником имущества которой является муниципальное образование городской округ «город «Улан-Удэ».

Согласно п. <...> этого Устава Учреждение осуществляет образовательную деятельность по основным образовательным программам дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования и дополнительным образовательным программам.

В силу п. <...> Устава для реализации целей Учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать, принимать и реализовывать образовательную программу с учетом требований государственных образовательных стандартов.

Адаптированная образовательная программа осуществляется в объеме начального и основного общего образования и направлена на обеспечение выравнивания доступа детей с особыми образовательными потребностями к получению качественного образования, в соответствии с индивидуальной программой инвалида (п. <...> Устава Учреждения).

В соответствии с п. <...> Устава обучение в Учреждении осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме с учетом потребностей и возможностей личности

Согласно п. <...> Устава в Учреждение принимаются дети с 6,6 до 18 лет, являющиеся инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленные медицинским учреждением, имеющие заключение ВКК, в соответствии с Перечнем заболеваний детей, утвержденным Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ.

Пунктом <...> Устава предусмотрено, что перевод обучающихся в другие образовательные учреждения осуществляется по желанию родителей (законных представителей) и по заключению врачей в течение или по окончании учебного года.

Согласно п. <...> Устава осуществление образовательной деятельности индивидуально на дому осуществляется в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья.

МАОУ «СОШ № 60» имеет лицензию Министерства образования и науки Республики Бурятия от 24 апреля 2014 № 2099 на осуществление следующей образовательной деятельности: общее образование, включающие уровни дошкольного, начального, основного и среднего образования, а также дополнительное образование детей и взрослых.

Из справки МАОУ «СОШ № 60» от ... года (л.д. <...>) следует, что на ... года в названной школе обучается <...> человек, имеющих дефекты развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра, из которых <...> детей - инвалидов и <...> ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь приведенными в решении нормами материального права, обоснованно установил, что МАОУ «СОШ № 60» г. Улан-Удэ нельзя отнести к отдельным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по специальным адаптированным основным общеобразовательным программам, которые создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Доводы представления о том, что при обучении детей в рассматриваемой образовательной организации для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план, адаптированный под психофизические возможности конкретного ребенка, тем самым обучение детей осуществляется по адаптированной образовательной программе, соответственно, по факту МАОУ «СОШ № 60» является отдельной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам и потому должна быть принята в республиканскую собственность, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и оснований для отмены решения суда первой инстанции по данным доводам судебная коллегия не усматривает.

Из материалов дела следует, что контингент детей, обучающихся в данной школе разнороден, в ней состоят дети-инвалиды, временно – посттравматические и послеоперационные, иные категории детей, не имеющих медицинских показаний для обучения в специальных отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В МАОУ «СОШ № 60» учебный процесс производится не по адаптированным образовательным программам, а по общеобразовательным, с учетом особенностей, способов и условий ее осуществления, освоения учебной программы обучающимися, принимая во внимание состояние их физического и (или) психического развития.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 60» не подпадает под критерии, установленные ст. 79 вышеуказанного Закона.

Кроме того, следует отметить, что положения ч. 5 ст. 79 Закона, вступившие в силу с 1 сентября 2013 года, в рассматриваемом случае не могут быть применимы, поскольку, как установлено, данная школа была создана в 1993 году, то есть до принятия указанного Закона.

Суд вышестоящей инстанции не усматривает оснований для обязания субъекта Российской Федерации в лице Правительства Республики Бурятия принять в государственную собственность Республики Бурятия МАОУ «СОШ № 60» также принимая во внимание положения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П, Определении от 07 декабря 2006 года № 542-О, Определении от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, Определении от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р.

При этом судебная коллегия исходит из отсутствия волеизъявления субъекта РФ на прием спорного объекта в собственность, отсутствие таковой договоренности между органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления, а также недоказанность наличия возможности фактического использования рассматриваемого учебного заведения, как наиболее эффективного в социально-экономическом плане, для решения вопросов местного значения.

Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционного представления выводы суда не опровергают, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 июля 2016 года по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ к Правительству Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия, Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ, третьему лицу МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации (в порядке ст. 45 ГПК РФ) оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий судья: Н.В. Пащенко

     

Судьи коллегии:            О.Р. Холонгуева

Б.С. Семенов

33-6241/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района
Ответчики
Правительство Республики Бурятия
Министерство образования и науки РБ
МАОУ "СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов"
Другие
МУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Семенов Баир Станиславович
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
31.10.2016Судебное заседание
16.11.2016Судебное заседание
22.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее