2-1148/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Калиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова О.О. к Министерству Финансов РФ в лице Федерального казначейства по Астраханской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванов О.О. обратился в суд с иском к ответчику Министерству Финансов РФ в лице Федерального казначейства по Астраханской области о компенсации морального вреда, в обоснование требований, указав, что 13 августа 2002 г. задержан органами предварительного следствия по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. «б, д» ч. 2 ст. 161, ч.2 ст. 325 УК РФ. Постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 июня 2003 г. уголовное преследование в части обвинения Иванова О.О. в совершении преступления, предусмотренного п. «б, д» ч. 2 ст. 161, ч.2 ст. 325 УК РФ прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью. Постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 26 января 2021 г. за Ивановым О.О. признано право на реабилитацию. Вследствие незаконного уголовного преследования истцу причинен существенный моральный и материальный вред. Материальный вред выражен в невозможности получения пенсии за 10 месяцев ввиду нахождения под стражей, и как следствие, отказ в ее получении. Моральный вред, причиненный истцу выразился в содержании под стражей в нечеловеческих условиях в течении 10 месяцев, обвинение в совершении тяжкого преступления явилось основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, негативно сказалось на здоровье Иванова О.О. и психическом состоянии.
Просит суд освободить истца от уплаты государственной пошлины, взыскать с ответчика в лице Федерального казначейства по Астраханской области денежную компенсацию в размере 120 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 380 000 рублей.
Истец Иванов О.О. участвовавший в судебном заседании путем проведения видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федерального Казначейства по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне, времени слушания дела извещался надлежащим образом, представил возражение с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица прокуратуры Астраханской области в лице помощника прокурора Ленинского района г. Астрахани Безуглая Н.Р. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению в части компенсации морального вреда с учетом требования принципа разумности и справедливости. Производство по требованию истца о возмещении материального вреда просила прекратить.
Привлеченный к участию в деле представитель третьего лица ГУ Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Саратова в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 5 п. 34 УПК РФ лица, незаконно или необоснованно подвергнутые уголовному преследованию, имеют право на реабилитацию, под которой понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Согласно части 2 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст.133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 УПК РФ.
Как установлено в судебном заседании, приговором Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 июня 2003 года Иванов О.О. осужден по п. «г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
21 июня 2003 года Ленинским районным судом г. Астрахани вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в части обвинения Иванова О.О. в совершении преступления, предусмотренного п. «б, д» ч. 2, ст. 161 УК РФ (по факту хищения имущества ФИО по ч. 2 ст. 325 УК РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью.
Постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 26 января 2021 г. за Ивановым О.О. признано право на реабилитацию по постановлению Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 июня 2003 г.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из положений ч.1 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ от имени Министерства финансов Российской Федерации по специальному поручению в суде могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Давая оценку доводам истца и исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к следующему.
Уголовно-правовая реабилитация истца является основанием для возмещения причиненного ему морального вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.21 Постановления от 29.11.2011г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Согласно доводам искового заявления, пояснениям истца, данным в судебном заседании, незаконное привлечение к уголовной ответственности Иванова О.О. по ч.2 ст. 325 УК РФ, причинило ему моральные и нравственные страдания. Факт незаконного привлечения истца Иванова О.О. к уголовной ответственности по данным статьям, причинно-следственной связью между действиями правоохранительных органов и перенесенными им (Ивановым) нравственными и физическими страданиями нашли свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем, Иванов О.О. имеет право получение компенсации причиненного ему морального вреда.
В рамках данного уголовного дела в отношении Иванова О.О. избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.
Таким образом, суд полагает установленным факт незаконного уголовного преследования в отношении Иванова О.О. по ч.2 ст. 325 УК РФ и приходит к выводу о наличии причинной связи между действиями органов следствия и перенесенными Ивановым О.О. нравственными страданиями. Незаконным уголовным преследованием безусловно нарушены личные неимущественные права Иванова О.О.
Определяя компенсацию морального вреда в указанном размере суд исходит из принципа разумности и справедливости, истец испытывал нравственные и физические страдания, которые он перенес в период со дня возбуждения в отношении него уголовного дела до дня, когда уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности, применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
Доказательств обращения истца с требованиями о признании условий содержания под стражей ненадлежащими, в материалы дела не представлено.
При незаконном уголовном преследовании каждый человек испытывает как нравственные, так и физические страдания и это является общеизвестным фактом, не требующим доказывания в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ.
Истцом заявлены требования о компенсации материального вреда в сумме 120 000 рублей в виде недополученной в период незаконного уголовного преследования пенсии по инвалидности, однако данные требования не могут быть удовлетворены, поскольку отсутствует прямая причинно-следственная связь между незаконным уголовным преследованием истца и неполучением пенсии. Кроме того, приговором Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 июня 2003 года Иванов О.О. осужден по п. «г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса РФ к 4 годам лишения свободы.
Анализируя представленные доказательства, каждое в отдельности и в своей совокупности, суд, учитывая право Иванова О.О. на компенсацию морального вреда ввиду реабилитации в силу положений ст.ст.1100, 1101 ГК РФ, учитывая значимые к тому обстоятельства для определения размера компенсации морального вреда, в частности характер и степень причиненных нравственных и физических страданий, основания уголовного преследования, данные о личности истца, который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса РФ к 4 годам лишения свободы без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, суд считает возможным исковые требования в части компенсации морального вреда удовлетворить частично, взыскав с компенсацию морального вреда в пользу Иванова О.О. размере 30 000 рублей, считая данную сумму соответствующей принципам разумности и справедливости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 30 000 ░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░