дело № 2-1462/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2012 года г. Пушкино М.О.
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к ФГУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, администрации Пушкинского муниципального района Московской области, войсковой части №, Министерству обороны РФ о признании частично недействительным постановления Главы Пушкинского района Московской области в части утверждения квартиры в качестве служебной жилой площади, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,
установил:
Р. обратился в суд к ответчикам с вышеуказанными требованиями.
В обосновании заявленных требований истец указал, что ему и членам его семьи ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении квартире статуса служебной принято без достаточных на то оснований, поскольку жилой фонд не находился в ведении войсковой части № либо администрации Пушкинского муниципального района Московской области, кроме того спорное жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Истец просит признать недействительным Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся спорной квартиры по вышеуказанному адресу, признать право пользования жилым помещением № в <адрес> на условиях договора социального найма (л.д. 3-7).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Т. (л.д.13) исковые требования уточнил, просил признать недействительным Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения в качестве служебной № по адресу: <адрес>, признать право пользования квартирой № в № <адрес> на условиях договора социального найма. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков ФГУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, войсковой части № в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности К. (л.д. 36) исковые требования не признал, поскольку данная квартира является служебной, и при увольнении со службы истец скрыл свою нуждаемость в жилом помещении.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования Р. подлежат удовлетворению.
На основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> на момент предоставления истцу жилого помещения находился на праве оперативного управления у 202 КЭЧ района, в настоящее время полномочия переданы ФГУ «Центральное ТУИО» Минобороны РФ (л.д. 9,51).
ДД.ММ.ГГГГ Р. на семью из трех человек (он, жена – Р., дочь – Р.) был выдан ордер № на получение квартиры по адресу: <адрес>. На ордере имеется рукописная дописка о том, что квартира служебная (л.д. 9).
Как следует из выписки из домовой книги (л.д. 11) и финансового лицевого счета в данной квартире постоянно зарегистрированы и проживают Р., Р., Р. с ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы дела представлено Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым по ходатайству в/ч № утверждена служебная жилая площадь в <адрес>, в том числе, предоставленная истцу квартира № (л.д. 12), сведения о которой в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Пушкинском отделе БТИ отсутствуют.
Как следует из справки войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная квартира на балансе (оперативном управлении, хозяйственном ведении) войсковой части № не состояла (л.д. 33).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в эту квартиру и вынесения оспариваемого Постановления Главы Пушкинского района Московской области, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Как следовало из вышеизложенной ст. 296 ГК РФ, решение о необходимости закрепления государственного жилищного фонда в качестве служебного должно было принимать уполномоченное на то государством учреждение, которое владело данным жилым помещением на определенном праве. В данном случае такое решение, в том числе и направление ходатайства в администрацию об утверждении квартиры в качестве служебной, могла принять только 202 КЭЧ района, которая владела жилым помещением на праве оперативного управления либо Министерство обороны, как представитель собственника. Вышеуказанная норма права также совпадала со ст. 16 ЖК РСФСР, определяющей государственное управление в области использования жилищного фонда.
В то же время войсковая часть № не имела полномочий по закреплению жилищного фонда в качестве служебного, поскольку не владела им на праве оперативного управления и какие-либо полномочия по распоряжению жилищным фондом 202 КЭЧ района войсковой части № не передавала и передать не могла.
Кроме этого, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Необходимость такой регистрации также предусмотрена действующим в настоящее время Жилищным Кодексом РФ, а именно ст. 92 ЖК РФ.
Кроме этого, в силу статьи 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Однако таких доказательств ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.03.1993г. «О статусе военнослужащих», в редакции действовавшей на момент увольнения истца в запас, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. Согласно п. 13 ст. 15 указанного закона военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Как следует из материалов дела, истец являлся военнослужащим, имеет выслугу более 20 лет, в связи с чем при его увольнении в ДД.ММ.ГГГГ в запас, если Министерство обороны считало указанное жилое помещение служебным, должно было истцу и членам его семьи предоставить другое жилое помещение по договору социального найма. Однако этого сделано не было. Доводы представителя ответчика К. о сокрытии информации о нуждаемости в жилом помещении не соответствуют действительности и противоречат материалам дела. По мнению К. истец в настоящее время должен подать заявление о признании истца нуждающимся в жилом помещении и встать в новую очередь на получение жилья, что нельзя признать обоснованным.
Кроме того, если допустить, что спорное жилое помещение являлось служебным, необходимо учесть, что требований к истцу о выселении из названного жилого помещения никем не предъявлялись, а также то, что в настоящее время он и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения служебной жилой площади по указанной квартире противоречит вышеуказанным нормам жилищного и гражданского законодательства РФ и нарушает права истца, поскольку он не может в полном объеме реализовать свое право на пользование жилым помещением по социальному найму, в связи с чем, должно быть признано недействительным в этой части. Требования истца о признании за ними права пользования указанной квартирой на условиях договора социального найма подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Р. к ФГУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, администрации Пушкинского муниципального района Московской области, войсковой части №, Министерству обороны РФ о признании частично недействительным постановления Главы Пушкинского района Московской области в части утверждения квартиры в качестве служебной жилой площади, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма удовлетворить.
Признать недействительным Постановление Главы Пушкинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения в качестве служебной жилой площади квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Р. право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: