11RS0001-01-2021-007147-41 |
Дело № 2-4909/2021 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года |
город Сыктывкар |
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при помощнике судьи Печенкиной А.А.,
при участии истца Худяевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Худяевой Екатерины Валентиновны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Худяева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованиями о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма. Требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, при этом в закрепленном за истцом жилом помещении по адресу: г.Сыктывкар, м.Дырнос, д.47, кв.8, истец проживать не может, поскольку площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы. Кроме того, в жилом помещении зарегистрирован Панюшин В.М, имеющий судимость и злоупотребляющий наркотическими веществами.
Протокольным определением от 16.06.2021 в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечены Панюшин В.М., Торлопова (Бондарь) И.А.
Протокольным определением от 07.07.2021 в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Истец в судебном заседании свои требования поддержала.
Ответчик представителя в суд не направил, извещены надлежаще. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица в суд также не явились, извещены.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке его участников.
Исследовав письменные материалы делу, заслушав истца, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что Худяева Е.В., 12.01.1988 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Худяева В.М. и отец Худяев В.В. лишены родительских прав в отношении истца решением Сыктывкарского городского народного суда от 22.10.1997 (л.д. 81).
Постановлением Главы администрации г. Сыктывкара от 08.12.1995 № 12/2765 несовершеннолетняя Худяева Е.В. помещена в агрошколу-интернат № 1 г. Сыктывкара; за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 47, кв. 8 (л.д. 11).
Из инвентарного дела жилого дома видно, что названное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 32,5 кв.м, жилой площадью 16,5 кв.м. (л.д. 113-116).
Согласно справки ОАО «Расчетный центр» от 07.02.2011 в жилом помещении по адресу: г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 47, кв. 8, были зарегистрированы Панюшин В.М. (дядя), Худяева В.М. (мать), Худяева Е.В. (дочь), Бондарь И.А. (дочь) (л.д. 16). Мать истца Худяева В.М. согласно розыскному делу умерла в 2006 году в Республике Удмуртия, г.Ижевск, ул.Родникова, д.56. Бондарь И.А. (после регистрации брак фамилия изменена на «Торлопову») и Панюшин В.М. сохраняют регистрацию в указанном жилом помещении до настоящего времени (л.д. 52 оборот, 137).
Худяева Е.В. находилась на полном государственном обеспечении с 23.11.1995 по 30.08.2007 в ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 82).
В период с 01.09.2007 по 22.06.2009 Худяева Е.В. обучалась в профессиональном лицее ПЛ-№ 34.
По сведениям ГАСР УВМ МВД по Республике Коми Худяева Е.В. снята с учёта по адресу: г. Сыктывкар, м. Дырнос, д. 47, кв. 8, с 29.08.2018 и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 43, ком. 203, с 26.09.2018 по 21.09.2023 (л.д. 32 оборот).
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет (л.д. 34, 36).
18.01.2021 истец обращалась к ответчику с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (л.д. 54-58).
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.01.2021 № 1/156 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам» Худяевой Е.В. отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, а также отказано в установлении факта невозможности проживания в закрепленном за истцом жилом помещении (л.д. 88-94).
Аналогичные отказы были даны истцу ответчиком по её заявлениям, поданным в 2018 и 2020 годах (л.д. 98-108).
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 4 той же статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса РФ);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно Закону Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
Кроме того, к настоящему времени на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми возложены указанным Законом государственные полномочия Республики Коми по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений подлежат только те лица, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями либо сохраняют право пользования жилыми помещениями, проживание в которых признается невозможным.
Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения, а также учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, имеет временную регистрацию по месту пребывания в жилом помещении по адресу: г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 43, ком. 203, принадлежащем Худяеву Р.И. В собственности жилья истец не имеет, не является нанимателем, ни членом семьи нанимателя по договору найма жилого помещения.
Истец в ходе судебного разбирательства указывала, что порядок обеспечения жилыми помещениями ей в детском доме разъяснен не был, ответчик неоднократно отказывал истцу в обеспечении специализированным жилым помещением, указывая на закрепление за истцом жилого помещения по адресу: г.Сыктывкар, м.Дырнос, д.47, кв.8.
Вместе с тем, до момента прекращения розыска Худяевой В.М. (до 2017 года) в указанном жилом помещении общей площадью 32,5 кв.м. было зарегистрировано 4 человека. Таким образом, приходящаяся на истца площадь жилого помещения была менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282. Кроме того, истец была лишена возможности проживания в этом жилом помещении ввиду регистрации в нём её родителя, лишенной в отношении истца родительских прав.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.07.2021 №7/2021 многоквартирный дом по адресу: г.Сыктывкар, м.Дырнос, д.47, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 128).
Таким образом, проживание истца в закрепленном за ней жилом помещении в настоящее время в соответствии с п.п.2 п.4 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также является невозможным.
С учетом изложенного суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению, Худяева Е.В. должна быть включена в список и обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Худяевой Екатерины Валентиновны удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Худяеву Екатерину Валентиновну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Худяевой Екатерине Валентиновне жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г.Сыктывкар Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.Ф. Губаева
Мотивированное решение составлено 22.10.2021.