Решение по делу № 2а-1544/2018 от 07.11.2018

Дело № 2а-1544/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Медведево                                 11 декабря 2018 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Хидиатуллиной И.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Руэмское сельское поселение» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что 04 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республики Марий Эл Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением решения Медведевского районного суда Республики Марий Эл по делу № 2-410/2016, вступившего в законную силу 05 мая 2016 года, в установленный срок. Администрация муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет района является дотационным, в связи с чем, затруднено финансирование и, соответственно, решение суда в срок невозможно исполнить. Все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. Административный истец полагает, что вины истца в неисполнении решения суда не имеется, указывает на нецелесообразность уплаты органом местного самоуправления исполнительского сбора, поскольку денежные средства при его оплате переходят из одного бюджета в другой бюджет одной бюджетной системы Российской Федерации.

Определением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 21 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебный пристав-исполнитель Хидиатуллина И.С.

Представитель административного истца – глава администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Смирнов П.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены, представили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Хидиатуллина И.С. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия.

Заинтересованное лицо - прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл в судебное заседание своего представителя не направили, извещены.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № ...-ИП, суд приходит к следующему.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. ч. 2, 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 названного Федерального закона).

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

По смыслу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Как следует из материалов исполнительного производства, 20 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» на основании исполнительного листа, выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл по вступившему 05 мая 2016 года в законную силу решения суда по делу №2-410/2016, с предметом исполнения: обязать в срок до 01 марта 2017 года принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта – подземный стальной газопровод высокого давления диаметром 57 мм, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, д. Рябинка, ул. Центральная, вблизи домов № 78, 80, 82 протяженностью 3 метра, путем обращения с соответствующим заявлением в тер.орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

04 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» исполнительского сбора в связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного листа, выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл по вступившему 05 мая 2016 года в законную силу решения суда по делу №2-410/2016.

Доказательств исполнения судебного решения в установленные сроки материалы дела не содержат, административным истцом не представлено. Сведений о том, что в службу судебных приставов поступили сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта в установленный приставом срок, не имеется. При этом взыскание исполнительского сбора является безусловной обязанностью судебного пристава-исполнителя в случае неисполнения решения суда в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями действующего законодательства судебным приставом–исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Размер исполнительского сбора установлен в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление утверждено старшим судебным приставом.

Заявляя требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора, административный истец указывает на отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, поскольку являются бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, о нецелесообразности уплаты органом местного самоуправления исполнительского сбора в связи с тем, что денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы.

Между тем данные доводы не могут служить основанием для удовлетворения требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В силу разъяснений п. 75 Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, отсутствие денежных средств у администрации сельского поселения само по себе не является обстоятельством, освобождающим от уплаты исполнительского сбора. Как видно из материалов исполнительного производства с момента вступления в силу решения суда, в течение срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа администрацией не принимались меры к выполнению требований исполнительного листа. В материалах дела и материалах исполнительного производства не имеется каких-либо сведений об отсутствии у должника финансовых средств на исполнение решения суда, а также сведений о мерах предпринятых должником для своевременного исполнения требований исполнительного документа.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем согласно ч.7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

На основании изложенного, оценив в совокупности фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от суммы исполнительского сбора – 50 000 руб., что составит 37500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл, судебному приставу-исполнителю Хидиатуллиной И.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С.в рамках исполнительного производства № ...-ИП, до 37500 рублей.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                  Н.Б. Чикризова

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2018 года

2а-1544/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
11.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее