Решение по делу № 2-1039/2012 от 01.11.2012

Дело № 2-1039/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Козьмодемьянск                                                         06 декабря 2012 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,

с участием представителя истца Григорьевой В.И. адвоката Авхадуллина Р.М., предоставившего удостоверение № 224 от 25.01.2007 г., ордер № 000324 от 23.11.2012 г.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Ванюкова А.Л., действующего на основании доверенности № 01-19/01-И от 10.01.2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорьевой В.И. к администрации муниципального образования «Озерскинское сельское поселение» и администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Григорьева В.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» об отмене постановления администрации, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также возложении обязанности постановить истца на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В ходе судебного разбирательства истец уточнила заявленные требования, в дополнение к изложенным требованиям просила признать незаконным и отменить заключение комиссии МО «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г.

В обоснование иска истец указала, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны, проживает в деревянном доме 1951 года постройки с печным отоплением, без водопровода, канализации. Постановлением администрации МО «Озеркинское сельское поселение» № 59 от 15 октября 2012 г. истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку заключением межведомственной комиссии администрации МО «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г. дом по адресу: РМЭ Горномарийский район, д. Апаево, ул. Лесная, д. 15, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания. Не согласившись с данным заключением, истец обратилась к негосударственному эксперту, который провел исследование жилого помещения и признал его ветхим, имеющим фактический износ 66%. В связи с этим истец полагает заключение межведомственной комиссии незаконным и подлежащим отмене. Поскольку жилой дом, в котором проживает истец, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания, решение администрации об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконно и подлежит отмене.

Истец в суд не явилась, направила представителя Авхадуллина Р.М., который исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Ванюков А.Л. исковые требования в части признания незаконным и отмены заключения межведомственной комиссии МО «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г. признал.

Ответчик администрация МО «Озеркинское сельское поселение» своего представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Решение суда по иску ответчик оставил на усмотрение суда.

Суд счел возможным в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося ответчика, использовавшего свое право на участие в судебном разбирательстве, предусмотренное ст. 35 ГПК РФ, по своему усмотрению.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что Григорьева В.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны.

Заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г. по результатам визуального обследования жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, признан пригодным для проживания.

При обращении Григорьевой В.И. в Озеркинскую сельскую администрацию с заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении постановлением администрации № 59 от 15 октября 2012 г. в постановке на такой учет заявителю было отказано. Из уведомления от 18 октября 2012 г. следует, что отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных обусловлен применением п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Суд находит отказ Озеркинской сельской администрации принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Григорьеву В.И. незаконным по следующим основаниям.

В силу положений п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Статья 52 данного Кодекса гласит, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец постоянно проживает в принадлежащем ей жилом доме, что ответчиками не оспаривается.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Аналогичные требования, предъявляемые к жилым помещениям закреплены пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Из технического паспорта здания следует, что жилой дом, в котором проживает истец, представляет собой деревянное строение 1951 года постройки общей площадью 41,7 кв.м, с одной жилой комнатой площадью 24,7 кв.м, не оборудованное водопроводом, канализацией, газоснабжением, с печным отоплением.

В акте экспертного обследования данного жилого дома от 05 октября 2012 года указано, что физический износ жилого дома по адресу <адрес> на момент проведения экспертного осмотра составляет 66 %, что соответствует оценке технического состояния - ветхое, большинство несущих конструкций находятся в аварийном состоянии, усиление их экономически невыгодно.

Из указанного экспертного заключения следует, что несущие и ограждающие конструкции находятся в разрушенном состоянии, 100% износ конструктивного элемента, необходима полная замена при капитальном ремонте и реконструкции. Наблюдаются выпучивание и заметное искривление цоколя, выпучивание полов и стен подвала, полное разрушение жесткости сруба, бревна имеют трещины вдоль волокон шириной дом 30 мм глубиной до 2/3 радиуса, на западной стороне дома нижнее бревно сгнило полностью и выступает за контуры здания от продавливания, в подполье с внутренней стороны бревна гнилые по всей площади, деформация пола, трещины вдоль волокон и гниль, прогиб балок потолка более 10мм на кухне, в связи с чем установлена подпорка в середине балки, на крыше обрешетка из тесевых досок на 2/3 площади вторичного использования имеет гниль, кровля имеет следы ржавчины, на рамах окон покраска оконных рам отшелушивается, дерево покрыто темной гнилью, обои в комнате потемнели, состояние печного отопления неудовлетворительное, трещины после деформации основания печи замазаны раствором. Стены и перегородки дома имеют 70 % износа, полы и фундамент - 60%,

Таким образом, общее техническое состояние занимаемого истцом жилого помещения принимается как плохое, т.е. состояние несущих конструктивных элементов - аварийное, а не несущих - весьма ветхое, следовательно, проживание в данном жилом помещении угрожает безопасности находящихся в нем людей.

При таких обстоятельствах заключение межведомственной комиссии администрации МО «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г. о признании жилого дома Горигорьевой В.И. пригодным для проживание, сделанное только на визуальном обследовании жилого помещения, без определения фактического износа, нельзя признать законным и обоснованным.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом суд считает необходимым принять во внимание, что истице Григорьевой В.И. 80 лет, она является вдовой участника Великой Отечественной войны, и в силу возраста ей затруднительно проживать в доме с одной жилой комнатой площадью без коммунальных удобств, техническое состояние которого угрожает безопасности проживающих в нем.

При вышеизложенных обстоятельствах право Григорьевой В.И. на обеспечение ее безопасным и комфортным жильем подлежит судебной защите посредством удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, как установлено судом, истица Григорьева В.И. как вдова участника Великой Отечественной войны вправе претендовать на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» В соответствии с положениями ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что Григорьева В.И. относится к категории граждан, которые вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту своего жительства - в администрации Озеркинского сельского поселения Горномарийского района Республики Марий Эл, и отказ в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении следует признать незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Григорьевой В.И. удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии при администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» от 09 июля 2012 г. о пригодности для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» Горномарийского района Республики Марий Эл в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Григорьевой В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отменить постановление администрации муниципального «Озеркинское сельское поселение» № 59 от 15 октября 2012 г.

Обязать администрацию муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Григорьеву В.И., проживающую по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                          К.Г.Шахова

решение принято в окончательной форме 07 декабря 2012 г.

2-1039/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьева В.И.
Ответчики
администрация МО "Озеркинское сельское поселение"
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
01.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2012Передача материалов судье
02.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.11.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2012Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2012Судебное заседание
06.12.2012Судебное заседание
24.12.2012Дело сдано в канцелярию
24.12.2012Дело оформлено
10.01.2013Дело передано в архив
06.12.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее