79RS0002-01-2022-001199-46
Дело № 2-977/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суда Еврейской автономной области в составе
судьи Сладковой Е.Г.,
с участием прокурора Миюца Е.Г.,
представителя третьего лица Лаврущева В.А.,
при секретаре Завражиной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах Перепелица Александра Михайловича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами, –
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах Перепелица А.М. обратился в суд с исковым заявлением к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО по результатам рассмотрения обращения Перепелица А.М. выявлены нарушения при обеспечении его лекарственными препаратами. В ходе надзорных мероприятий установлено, что Перепелица А.М. имеет заболевание <данные изъяты>, в связи с чем является получателем лекарственных препаратов, в том числе препаратов, которые не были получены им: «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 25.02.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 25.06.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 17.08.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 16.09.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 12.11.2021. Перепелица А.М. своевременно не обеспечен в полном объеме жизненно необходимыми вышеуказанными лекарственными препаратами. Ввиду необеспеченности жизненно важными лекарственными препаратами, состояние Перепелица А.М. могло ухудшится, что недопустимо. При отсутствии бесплатных и льготных лекарственных средств и изделий медицинского назначения для амбулаторного лечения граждан, выписанные рецепты находятся в ГП «Фармация» на отсроченном обслуживании. Неполучение Перепелица А.М. в установленный законом срок, необходимых ему по жизненным показаниям лекарственных препаратов, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны департамента здравоохранения ЕАО и ГП ЕАО «Фармация», выразившиеся в неисполнении возложенной на эти органы обязанного по своевременному обеспечению Перепелица А.М. в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этим действиями последствия – в виде ухудшения здоровья, что влечет нарушение прав Перепелица А.М. и является недопустимым. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Перепелица Александра Михайловича лекарственными препаратами по отсроченным рецептурным бланкам: «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 25.02.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 25.06.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 17.08.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 16.09.2021; «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1» рецепт № № от 12.11.2021.
Определением от 18.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено ОГКУЗ «Николаевская районная больница».
Представитель прокурора Смидовичского района Миюца Е.Г. в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержала.
Истец Перепелица А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., не оспаривая заявленные требования по существу, полагал, что размер компенсации морального вреда подлежит определению с учетом принципа разумности и справедливости.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, о чем имеется заявление в материалах дела. В суд представила свои возражения, в которых указала, что Перепелица А.М. до сих пор не обеспечена лекарственными средствами. ОГКУЗ «Николаевская районная больница» не представила ни одной заявки на лекарственные препараты в 2021 году. Департаментом принимались меры по закупке лекарственного препарата. Департамент не бездействовал, меры по обеспечению истца предпринимались, но поставщики не вышли с предложениями о цене по данному лекарственному препарату. Кроме того, с января 2021 года по июнь 2021 года лекарственные препараты закупались ГП ЕАО «Фармация», а с июля 2021 года департамент занимается закупочными процедурами совместно с ОГКУЗ «Центр государственных закупок Еврейской автономной области». Истцом не представлены доказательства того, что департамент своими действиями причинил ей моральный вред. За помощью к психологу, психиатру истец не обращалась, физических страданий ей причинено не было.
Представители третьих лиц правительства ЕАО, ОГБУЗ «Николаевская района больница», в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, ФИО1 страдает хроническим заболеванием, имеет заболевания <данные изъяты> и находится на лечение в ОГКУЗ «Николаевская районная больница».
ОГБУЗ «Николаевская районная больница» на имя Перепелица А.М. выписаны рецепты № № от 25.02.2021; рецепт № № от 25.06.2021; № № от 17.08.2021; № № от 16.09.2021; № от 12.11.2021 на лекарственный препарат Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1», указанные рецепт незамедлительно предъявлены в аптеку.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
В судебном заседании установлено, что истец не обеспечен до настоящего времени в нарушение действующего законодательства лекарственным препаратом Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1 по рецептурным бланкам № № от 25.02.2021; рецепт № № от 25.06.2021; № № от 17.08.2021; № № от 16.09.2021; № от 12.11.2021.
Право материального истца на бесплатное обеспечение спорными лекарственными препаратами ответчиком не оспаривалось.
При таких обстоятельствах указанные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах Перепелица Александра Михайловича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Перепелица Александра Михайловича лекарственными препаратами: по рецептурному бланку № № от 25.02.2021 на лекарственный препарат «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1»; № № от 25.06.2021 на лекарственный препарат «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1»; № № от 17.08.2021 «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1»; № № от 16.09.2021 «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1»; № № от 12.11.2021. «Салметерол+Флутиказон, аэроз. д/ингал. доз., 25 мг. + 50 мкг/доза, 120 доз № 1».
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г. Сладкова
Мотивированное решение изготовлено
В окончательной форме 20.04.2022