Решение по делу № 3а-68/2021 от 14.12.2020

УИД № 34OS0000-01-2020-000475-47 Дело № 3а-68/2021 (3а-577/2020)

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.

рассмотрев 26 января 2021 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Поландова В.Г. об установлении кадастровой стоимости задания с кадастровым номером № <...>,

установил:

Поландов В.Г. обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 21 марта 2019 г. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид объекта недвижимости – здание, назначение – нежилое, равной его рыночной стоимости в размере 5 324 000 рублей, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения превышает его рыночную стоимость и влечет увеличение размера налогов.

Определением суда от 17 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также в качестве заинтересованного лица – комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

При проведении досудебной подготовки (беседы) по настоящему административному делу также в качестве административного ответчика был привлечен Губернатор Волгоградской области, а в качестве заинтересованного лица – комитет финансов Волгоградской области.

Административный истец Поландов В.Г., представитель административного истца Поландова В.Г. – К.А.Б., а также иные лица, участвующие в деле – Губернатор Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Управление Росреестра по Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Волгограда, комитет финансов Волгоградской области, Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области, К.А.Ф., будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Кроме того, представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» - заместитель начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области – К.А.К. в письменном ходатайстве просил о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. Также указал, что относительно реализации заявителем своих законных прав по вопросу установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, возражений не имеет.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Волгоградской области – К.Т.Н. в письменных объяснениях по административному исковому заявлению при вынесении решения по данному делу полагалась на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что Поландов В.Г. являлся с 21 марта 2019 г. по 26 июля 2019 г. собственником объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид объекта недвижимости – здание, назначение – нежилое (т. 1 л.д. 11-12, 13-14, 84-86).

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 марта 2013 г. №253 утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Волгоградской области, по состоянию на 9 июля 2012 г.

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, датой, определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № <...> с кадастровой стоимостью 11 764 690 рублей является 21 марта 2019 г. Сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 25 марта 2019 г.

1 января 2021 г. в сведения ЕГРН внесена кадастровая стоимость в размере 23882834.52 рублей на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 77 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Волгоградской области». Дата определения новой кадастровой стоимости 1 января 2020 г. (т. 1 л.д. 87-88).

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В силу статей 208, 210, 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогообложению подлежат все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, за исключением доходов, перечисленных в статье 217 НК РФ.

Согласно пункту 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 217.1 НК РФ установлено, что, если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет (пункт 4).

Согласно пункту 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В силу статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения пункта 6 статьи 210, пункта 17.1 статьи 217, статьи 217.1 и подпункта 1 пункта 2 статьи 220 части второй НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 г.

В силу части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость данного объекта недвижимости затрагивает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика, так как при отчуждении имущества до истечения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, он обязан уплатить налог на доход от продажи недвижимости с учетом положений части 5 статьи 217.1 НК РФ, т.е. в период, предшествующий прекращению существования объектов недвижимости.

Принимая во внимание изложенное выше, а также внесение сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, следует сделать вывод о том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в установленный срок, оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права административного истца.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Согласно положений пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г., если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии со статьей 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № п/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости только в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Согласно пункту 2.2.6 Положения о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30 декабря 2016 г. № П/533 (в редакции от 10 июля 2019 г.), Филиал в числе иных основных видов деятельности осуществляет определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Кадастровая стоимость спорного объекта утверждена в размере 11 764690 рублей на 21 марта 2019 г.

Вопреки доводам административного ответчика судом установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость определена структурным подразделением ФГБУ «ФКП Росреестра» - его филиалом по Волгоградской области в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 1.4 Положения о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Филиал не является юридическим лицом, административным ответчиком по настоящему делу обоснованно привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра». Таким образом, доводы представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» - заместителя начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области – К.А.К. о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, несостоятельны.

В целях установления рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком ООО <.......> составлен отчет № <...>, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 21 марта 2019 г. составляет 5 324 000 рублей (т. 1 л.д. 15-55).

Отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки.

Каких-либо данных о несоответствии названного отчета Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного объекта недвижимости, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, стороны суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.

Оснований для выводов о недостоверности определенной рыночной стоимости объекта недвижимости у суда не имеется.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанные в отчете оценщика выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость (более чем в два раза).

При таких обстоятельствах административные исковые требования к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 14 декабря 2020 г. (л.д.4).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Поландова В.Г. об установлении кадастровой стоимости задания с кадастровым номером № <...> удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, вид объекта недвижимости – здание, назначение – нежилое, равной его рыночной стоимости в размере 5324000 рублей по состоянию на 21 марта 2019 г.

Действие установленной по состоянию на 21 марта 2019 г. кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № <...> для целей налогообложения распространяется на период с 21 марта 2019 г. по 31 декабря 2020 г. включительно.

Датой подачи искового заявления считать 14 декабря 2020 г.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья Ю.Ю. Коновалова

Справка: решение в окончательной форме принято 1 февраля 2021 г.

3а-68/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Поландов Вячеслав Геннадьевич
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области
Губернатор Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Другие
Комитет финансов Волгоградской области
Кузьмин Александр Федорович
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Кузмичев Александр Борисович
Администрация Волгограда
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Межрайонная ИФНС России №10 по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Коновалова Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
15.12.2020Передача материалов судье
17.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Подготовка дела (собеседование)
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее