РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Гармаш М.С.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области - Григорьева И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-881/2014 по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил к Администрации муниципального образования город Нижний Тагил и Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» о возложении обязанности устранить нарушение требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО г.Н.Тагил и ООО «Водоканал-НТ» о возложении на ответчиков обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, обозначенных: - за № на схеме расположения инженерных коммуникаций в районе МБОУ СОШ № им. <...> по <адрес>; - за номером № в районе пересечения улиц <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № т в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение действующего законодательства ответчиками не обеспечены исправные состояния пожарных гидрантов по вышеуказанным местам их расположения, создавая реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, сослался на положения: ст.ст.1, 16, 20, 34, 37 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 №390 об утверждении Правил противопожарного режима в РФ, п.55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, п.п.3,4 ст. 44 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 5 Закона №123-ФЗ, ст.ст. 12, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.10 ч.1 ст. 16 Закона №131-ФЗ, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 18 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой Ленинского района г.Нижнего Тагила проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, Администрацией г. Нижний Тагил, как собственником водопроводной сети города, а также ООО «Водоканал-НТ», как эксплуатантом этой сети, не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов по следующим адресам: в районе МБОУ СОШ № им. <...> по <адрес>; - в районе пересечения <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>.
Факт нарушения действующего законодательства подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным инспектором ОНД ОНД <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> ФИО3 Правовое основание заявленных требований указано в исковом заявлении. Как установлено в ходе проведения проверки, ответчиками не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов, необходимых в случае пожара обеспечить его ликвидацию, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан - неопределенного круга лиц, а также имущества. Поскольку ответчиками не соблюдаются требования пожарной безопасности, просил обязать Администрацию <адрес>, как собственника, и Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ», как эксплуатанта, в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований пожарной безопасности - обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, обозначенных: - за номером № на схеме расположения инженерных коммуникаций в районе МБОУ СОШ № им. <...> по <адрес>; - за номером № в районе пересечения улиц <адрес>; - за номером № т в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>; - за номером № в районе <адрес>.
Представители ответчика Администрации муниципального образования город Нижний Тагил и ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.31, 32), причину не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, доказательств уважительности причин неявки не предоставили, что на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по существу в отсутствие представителей ответчиков.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Отдела надзорной деятельности г.Н.Тагил Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.34), причину не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, доказательств уважительности причин неявки не предоставили, что на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В силу требований ст.ст. 34, 37 Закона № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.19 Федерального закона № 69 "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу п.п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьей 5 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального Закона № 123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч.1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.68 этого Федерального Закона, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В судебном заседании установлено, что Администрация муниципального образования <адрес> является собственником водопроводной сети, в состав которой входят пожарные гидранты, расположенные в г.Н.Тагиле по адресам: в районе МБОУ СОШ № им. <...> по <адрес>; - в районе пересечения улиц <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>; - в районе <адрес>.
Факт неисправности данных гидрантов, подтверждается актом проверки от 20.12.2013 № 212, составленным отделом надзорной деятельности г.Нижний Тагил ГУ МЧС России по Свердловской области.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регламентирующей права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии п. 3.2. (СП 8.13130.2009) "Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. N 178, под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 09.11.2005 N 1524-РП "О содержании и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области" утверждены методические рекомендации по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников для целей пожаротушения в Свердловской области, которые действуют на всей территории Свердловской области и предлагаются к исполнению главам муниципальных образований, руководителям организаций водопроводно-канализационного хозяйства, иных организаций всех форм собственности в Свердловской области.
Указанные Рекомендации определяют отношения между органами местного самоуправления муниципальных образований, организациями водопроводно-канализационного хозяйства, иных организаций всех форм собственности в Свердловской области и подразделениями противопожарной службы в Свердловской области в сфере пользования системами противопожарного водоснабжения населенных пунктов и объектов.
В силу п.4 указанных рекомендаций ответственность за наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения возлагается на абонентов, организации водопроводно-канализационного хозяйства, при отсутствии в населенных пунктах данных организаций ответственность возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Судом установлено, что между Администрацией города Нижний Тагил и ООО «Водоканал-НТ» ежегодно заключаются договоры аренды муниципального имущества- системы холодного водоснабжения и водоотведения, неотъемлемой частью которых являются пожарные гидранты.
Срок договора аренды, заключенного на ДД.ММ.ГГГГ, истек, договор на ДД.ММ.ГГГГ не заключен.
В то же время, Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ. № муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению и канализованию, передано в аренду ООО «Водоканал-НТ».
На основании ст.8 Федерального закона № 416 от 07.11.2011 «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
На этом основании суд приходит к выводу о том, что между Администрацией города Нижний Тагил и ООО «Водоканал-НТ» продолжает действовать договор аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и канализованию.
Это обстоятельство подтверждается также и тем, что ООО «Водоканал-НТ» продолжает эксплуатировать указанное имущество, ДД.ММ.ГГГГ.в адрес отдела надзорной деятельности г.Н.Тагила ООО «Водоканал-НТ» направлен план-график ремонта (замены) неисправных пожарных гидрантов.
На этом основании суд приходит к выводу о том, что обязанность по ремонту пожарных гидрантов, входящих в систему водоснабжения, следует возложить на ООО «Водоканал-НТ», обслуживающее систему водоснабжения.
Неисправное состояние пожарных гидрантов создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан - неопределенного круга лиц, а также имущества.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенный прокурором срок для проведения мероприятия по устранению выявленных нарушений - <...> месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, следует считать разумным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в общем размере <...> (сеть требований неимущественного характера), которая подлежит зачислению в бюджет городского округа (абз.5 ч. 2 ст.61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Данная сумма государственной пошлины объясняется подачей прокурором 13 самостоятельных исков по каждому гидранту, которые были приняты к производству суда, уже впоследствии объединенных в одно производство.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение требований пожарной безопасности - обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, обозначенных:
- за номером № на схеме расположения инженерных коммуникаций в районе МБОУ СОШ № им. <...> по ул. ДД.ММ.ГГГГ;
- за номером № в районе пересечения улиц <адрес>;
- за номером № районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес> <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>;
- за номером № в районе <адрес>.
В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-НТ» государственную пошлину в бюджет городского округа в сумме <...>
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его вынесения.
Судья-подпись.