Дело № 2-753/2024
УИД: 91RS0024-01-2023-002228-68
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ялта Республики Крым к Бугаю Юрию Михайловичу, Кривенко Александру Жанленовичу о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура Республики Крым, министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
администрация <адрес> Республики Крым обратилась в суд с исковым заявлением к Бугаю Ю.М., Кривенко А.Ж. о возложении обязанности на Бугая Ю.М. и Кривенко А.Ж. убрать 170 кв.м отвала строительных материалов (грунта) по адресу: <адрес>, пгт. Форос, в районе ЖСТ «Пожарная Охрана - Форос» по <адрес> (координаты №<номер>). Мотивирует тем, что руководителем Форосского территориального органа администрации <адрес> был зафиксирован факт отвала грунта с <дата> на протяжении недели в пгт. Форос на <адрес>. <дата> сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена проверка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №<номер> (участок №<номер>) №<номер> (участок №<номер>), №<номер> (участок №<номер>) и территории, прилегающей к указанным земельным участкам: земельный участок с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>) и территория прилегающая к указанному земельному участку; территория, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>), территория, в районе земельного участка с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>). В ходе проведения выездного обследования земельных участков №<номер>, земельного участка с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>), №<номер>, №<номер>, №<номер>, №<номер> выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в месте неустановленном для этих целей и не оборудованного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Установлено, что указанные нарушения совершены Бугаем Ю.М., а также Кривенко А.Ж. с использованием автотранспорта. На основании изложенного истец просит возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки строительных материалов (грунта) на ответчиков.
<дата> исковые требования уточнены в части площади несанкционированного складирования отходов производства и потребления до 363 кв.м., поскольку <дата> в ходе геодезических работ установлено, что общая площадь размещения отходов увеличилась.
Представитель истца администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не представил.
Ответчики Бугай Ю.М., Кривенко А.Ж. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков, в порядке заочного судопроизводства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым, министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что руководителем Форосского территориального органа администрации <адрес> Республики Крым был зафиксирован факт отвала грунта с <дата> в течении недели в пгт. Форос на <адрес> указанном происшествии было сообщено <дата> в ОП №<номер> «Алупкинский» УМВД России по <адрес> (л.д. 11).
<дата> сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым была проведена проверка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №<номер> (участок №<номер>) №<номер> (участок №<номер>), №<номер> (участок №<номер>) и территории, прилегающей к указанным земельным участкам: земельный участок с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>) и территория прилегающая к указанному земельному участку; территория, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>), территория, в районе земельного участка с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>). В ходе проведения выездного обследования земельных участков №<номер>, земельного участка с кадастровым номером №<номер> (участок №<номер>), №<номер>, №<номер>, №<номер>, №<номер> выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в месте неустановленном для этих целей и не оборудованного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сброс отходов производился с транспортного средства марки КАМАЗ 65115 государственный регистрационный номер №<номер> VIN №<номер>, под управлением ответчика Бугая Ю.М. Указанные обстоятельства подтверждаются актами выездного обследования №<номер>.1-36, №<номер>.1 (л.д. 14-26).
Согласно доводам искового заявления, собственником транспортного средства марки КАМАЗ 65115 государственный регистрационный номер №<номер> VIN №<номер> является ответчик Кривенко А.Ж. Указанное обстоятельство в суде не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Постановлением о назначении административного наказания №<номер>.1-20/17 от <дата> установлено, что гр. Бугай Ю.М. при помощи автотранспортного средства допустил засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе из автомототранспортных средств и прицепов к ним грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов. Указанным постановлением гр. Бугай Ю.М. привлечен к административной ответственности с административным наказанием в виде предупреждения (л.д. 27-31).
Согласно материалам дела об административном правонарушении №<номер>.1-20/51/1070, протестом прокуратуры <адрес> от <дата> №<номер>/Прт№<номер> постановление от <дата> №<номер>.1-20/17 о назначении административного наказания отменено, определено провести экспертизу земельного участка, на котором гражданином Бугаем Ю.М. был допущен факт несанкционированного размещения отходов (л.д. 66-72).
<дата> государственным инспектором Республики Крым – главным специалистом отдела государственного контроля (надзора) <адрес> управления государственного контроля (надзора) Южно-Крымского региона произведен отбор проб почв и отходов производства и потребления на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Форос, <адрес>, в районе ЖСТ «Пожарная охрана». Также, <дата> сотрудником ГАУ РК «ЦЛАТИ» проведены геодезические работы на вышеуказанном земельном участке с целью определения площади несанкционированного размещения отходов производства и потребления. По результатам обследования общая площадь размещения отходов составляет 363 кв.м. (л.д. 73-81).
Постановлением о назначении административного наказания №<номер>.1-20/51/1070 от <дата> установлено, что гр. Бугай Ю.М. при помощи автотранспортного средства допустил засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе из автомототранспортных средств и прицепов к ним грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов. Указанным постановлением гр. Бугай Ю.М. привлечен к административной ответственности с административным наказанием в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 84-87).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду также закреплено в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды».
В соответствии со ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Размещение отходов осуществляется на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигах, шламохранилищах и т.д.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - ст. 1, ч. 6 ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления».
В силу п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды Российской Федерации <дата>, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов.
Согласно абз. 19, 23 ст. 1 Закона «Об отходах производства и потребления», Приложения 1 к Временным правилам от <дата> накопление отходов возможно в виде временного складирования (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, территории, указанные в исковом заявлении, материалах гражданского дела, на которых складированы отходы, не являются местом (объектом) размещения (хранения) отходов либо накопления отходов.
Образование несанкционированных свалок отходов противоречит требованиям п. 1.3. СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, согласно которым бытовые отходы в городах удаляются специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Не утилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.
Выполнение указанных требований согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2.1. Временных правил от 15.07.1994 возложено в порядке несения бремени содержания принадлежащего имущества на собственника (производителя) отходов.
Суд соглашается с доводами истца о том, что в силу п. 4.13. ГОСТ 30772-2001, земельный участок с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу<адрес> не предназначен для размещения (хранения) отходов и являются несанкционированными свалками строительных отходов.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Размещение бытовых отходов и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, не оборудованных для данных целей, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие I человека.
В условиях не разграниченной государственной собственности на землю на основании ст. 3.1, 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Крым от 05.06.2014 № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» и Законе Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» полномочия собственника в отношении не переданных в пользование земель в границах населенных пунктов исполняют органы местного самоуправления городских округов.
Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства щ потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пункту 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу абзаца первого статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Учитывая, что Кривенко А.Ж. является собственником транспортного средства марки КАМАЗ 65115 государственный регистрационный номер №<номер> VIN №<номер> а также то, что указанный автомобиль в момент сброса отходов находился под управлением Бугая Ю.М., суд приходит к выводу, что исковые требования администрации <адрес> Республики Крым о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки строительных материалов (грунта) обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 206 ГПК РФ Суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 7 (ред. от <дата>) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Бугая Ю.М., Кривенко А.Ж. неустойки частично в размере 100 руб. с каждого за каждый день просрочки исполнения решения суда до его фактического исполнения в случае неисполнения Бугаем Ю.М., Кривенко А.Ж. решения суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу, считая размер заявленной неустойки завышенным.
В связи с удовлетворением иска в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в равных долях, от оплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации <адрес> Республики Крым удовлетворить частично.
Обязать Бугая Ю. М., Кривенко А. Ж. убрать 363 кв.м отвала строительных материалов (грунта) по адресу: <адрес>, пгт. Форос, в районе жилищно строительного товарищества «Пожарная Охрана - Форос» по <адрес> (координаты №<номер>).
В случае неисполнения Бугаем Ю. М. решения суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу, взыскать с Бугая Ю. М. в пользу Администрации <адрес> Республики Крым неустойку в размере 100 (сто) руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда до его фактического исполнения.
В случае неисполнения Кривенко Александром Жанленовичем решения суда в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу, взыскать с Кривенко Александра Жанленовича в пользу Администрации города Ялта Республики Крым неустойку в размере 100 (сто) руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда до его фактического исполнения.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Кривенко Александра Жанленовича в доход муниципального бюджета городского округа Ялта государственную пошлину в сумме 150 (сто пятьдесят) руб.
Взыскать с Бугая Юрия Михайловича в доход муниципального бюджета городского округа Ялта государственную пошлину в сумме 150 (сто пятьдесят) руб.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Решение в окончательной форме принято <дата>