Судья Проскурякова О.А. Дело № 33-22917/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2015 года апелляционную жалобу администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 июля 2015 года по делу по заявлению Брусенцовой <данные изъяты> об оспаривании отказа администрации Одинцовского муниципального района Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Брусенцовой И.В., представителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области – Бондаренко А.В.,
установила:
Брусенцова И.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Одинцовского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче ей схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка под автостоянку, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение <данные изъяты>, с местоположением в районе <данные изъяты> км Московской кольцевой автомобильной дороги, и возложении на администрацию обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что 26 февраля 2015 года она обратилась в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче постановления о предоставлении в собственность под автостоянку земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв. м, по указанному выше адресу, однако получила отказ, поскольку испрашиваемый участок входит в границы земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании и предоставлении другому лицу.
Заявитель считает, что без утверждения схемы расположения испрашиваемого ею земельного участка администрация района не могла установить, входит ли он в границы иного участка, так как участок не сформирован, его границы не определены. Кроме того, закон не предусматривает оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В судебном заседании представитель заявителя Брусенцов Ю.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области Бондаренко А.В. с заявлением не согласился.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 16 июля 2015 года заявление Брусенцовой И.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Одинцовского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 26 февраля 2015 года Брусенцова И.В. обратилась в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность под автостоянку земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, сельское поселение <данные изъяты>, с местоположением в районе <данные изъяты> км Московской кольцевой автомобильной дороги (л.д. 5).
Письмом от 13 марта 2015 года № <данные изъяты> администрация района отказала Брусенцовой И.В. в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что испрашиваемый ею земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого принято решение об оформлении другому лицу (л.д. 6).
Удовлетворяя заявленные Брусенцовой И.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что закон не предусматривает оснований для отказа в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; само по себе утверждение и выдача схемы расположения земельного участка не является основанием для возникновения прав на земельный участок и не предопределяет принятие решения органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка; Брусенцова И.В. лишена возможности поставить участок на кадастровый учет для дальнейшего решения вопроса о его предоставлении в собственность.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они являются противоречивыми, основаны не неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Из системного толкования положений статьи 34 ЗК РФ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одной из стадий, предшествующих формированию и предоставлению земельного участка для целей, не связанных со строительством, и осуществляется с учетом зонирования территорий. Земельный участок, на который заинтересованное лицо просит утвердить схему расположения, должен быть свободен от строений и прав третьих лиц.
Поскольку испрашиваемый Брусенцовой И.В. земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого осуществлен выбор с целью последующего предоставления другому лицу (л.д. 45-50), отказ администрации Одинцовского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является правомерным.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 июля 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Брусенцовой <данные изъяты> об оспаривании отказа администрации Одинцовского муниципального района Московской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории отказать.
Председательствующий:
Судьи: