Дело № 2А-443/20
23rs0037-01-2019-008854-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска в составе председательствующего Схудобеновой М.А.,
при секретаре Свистельник К.А.
с участием:
представителя истца по доверенности Исмаилова Э.Л.;
представителя ответчика – Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Новороссийск и АМО г. Новороссийска по доверенностям Базадзе М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальниковой Елены Александровны к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Сальникова Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и строительства администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 0203-1.3.7085/19.
В обоснование иска указала, что она в соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ обратилась в администрацию муниципального образования г. Новороссийск с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый № с приложением всех необходимых документов.
Управлением Архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск Сальниковой Е.А. выдано уведомление № 0203-1.3.7085/19 от 28.11.2019 г. о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Полагает, что отказ от 28.11.2019 № 0203-1.3.7085/19 является незаконным по следующим основаниям. Порядок направления уведомлений о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства предусмотрен ст.51.1 Градостроительного Кодекса РФ, вступившей в законную силу с 03.08.2018. Частью 10 названной статьи указаны основания для выдачи уведомлений о несоответствии параметров строительства. Таких оснований в письме ответчика не приведено. Кроме того, направление такого ответа не предусмотрено ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ.
Истец указывает на немотивированное принятое ответчиком решения считает, что обозначенное ответчиком основание применительно к рассматриваемому спору не может служить препятствием для выдачи уведомления о соответствии параметров строительства.
Просила признать незаконным уведомление Управления Архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес>; обязать ответчика выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес>, установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на вышеуказанном земельном участке.
В судебное заседание административный истец Сальникова Е.А. не явилась, предоставила заявление с просьбой удовлетворить исковые заявление и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца адвокат Исмаилов Э.Л. (по доверенности) исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, наставал на удовлетворении заявленных административных требований, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, а так же третьего лица Администрации муниципального образования г. Новороссийска Базадзе М.И. (по доверенностям) исковые требования не признал, указав, что согласно представленному техническому плану от 19.11.2019г. Сальниковой Е.А. возведен жилой дом, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, считает оспариваемое решение обоснованным, в связи с чем, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель привлеченного судом третьего лица, Новороссийский отдел Управления Росреестрапо Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, мотивированногоотзыва, возражений суду не представил.
Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решений, действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом установлена.
Так, с ДД.ММ.ГГГГ в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) выдача разрешения на строительство не требуется (п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Строительство (реконструкция) объекта ИЖС или садового дома с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется застройщиком в уведомительном порядке, предусмотренном ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Застройщик подает в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), которое содержит необходимые сведения с приложением к нему определенных документов (ч. 1, 3 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.2 названной статьи форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
1) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС (садового дома) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск Управление архитектуры и градостроительства является уполномоченным органом по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства и разрешений на Управление ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на территории муниципального образования г. Новороссийск.
Судом установлено, что согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости административный истец является собственником земельного участка площадью 648,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №.
27.09.2017г. управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск Сальниковой Е.А. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства № 23-308000-11211-2017.
В 2019 г. Сальниковой Е.А. на данном земельном участке был возведен жилой дом общей площадью 664 кв.м., жилой 236,5 кв.м., состоящий из 3-х этажей.
13.08.2019г. Постановлением главы МО г. Новороссийск № 3854 Сальниковой Е.А. было предоставлено разрешение на условный вид разрешенного использования земельного участка «объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест в границах земельного участка): объекты бытового обслуживания (пошивочные ателье, ремонтные мастерские, объекты по оказанию ритуальных услуг общей площадью до 50 кв.м., парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, фитнес-клубы, бани, сауны, общей площадью 200 кв.м.; прачечные, химчистки, общей площадью 100 кв.м.).
Сальникова Е.А. обратилась в Управление с заявлением о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на вышеуказанном земельном участке.
28.11.2019 г. Управлением Архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск административному истцу выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, так как, согласно предоставленному техническому плану, ейвозведен жилой дом, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
При наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).
В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ).
Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.
В соответствии с ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенногоиспользования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Вышеприведенные условия истцом не нарушены.
Так же судом установлено и не оспаривается ответчиком, что земельный участок с момента выдачи разрешения на строительство до настоящего времени, не претерпел никаких изменений относительно площади и координат. Так же судом установлено что согласно ПЗЗ данный земельный участок в основных видах целевого использования зоны Ж-1 предусматривает использование под ИЖС.
Перечень оснований для уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, предусмотрен ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания действия (бездействия) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
На основании изложенного, суд не находит оснований для признания уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу <адрес> с кадастровым номером: №, поданного истцом ненадлежащим уведомлением о строительстве уполномоченного органа, так как указанный вывод должен быть сделан компетентным органом по итогам рассмотрения уведомления, с учетом всех приложенных к нему документов и конкретных обстоятельств.
Таким образом, суд полагает, что по настоящему делу ответчиком допущена предусмотренная ст. 227 КАС РФ совокупность условий (несоответствие оспариваемого постановления, действия (бездействия) закону и нарушение прав административного истца) в связи с чем, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеСальниковой Елены Александровны к Управлению архитектуры и строительства администрации муниципального образования г. Новороссийск о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № 0203-1.3.7085/19 удовлетворить в полном объеме.
Признать необоснованным, незаконным уведомление Управления Архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск № 0203-1.3.7085/19 от 28.11.2019 г.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Новороссийск устранить допущенные нарушения прав истца путем выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес>, установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на вышеуказанном земельном участке.
Данное решение является основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на возведенный на основании разрешения на строительство № 23-308000-11211-2017 объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяцасо дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.А.Схудобенова
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2020 г.