ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
председательствующий судья суда первой инстанции Максимова В.В (дело № 2-1999/2019
УИД 91RS0003-01-2018-004818-24)
судья-докладчик суда апелляционной инстанции Пономаренко А.В. (№ 33-11436/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 декабря 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пономаренко А.В.,
судей Харченко И.А., Хмарук Н.С.,
при секретаре Побережной Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Симферополя Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третьи лица, инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных и других видов техники Республики Крым, муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства администрации города Симферополя Республики Крым,
по апелляционной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
в декабре 2018 года прокурор Центрального района города Симферополя обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию города Симферополя провести обследование, инвентаризацию детских площадок, расположенных на территории города Симферополя, оценить состояние их пригодности к эксплуатации с учетом безопасности для детей, по результатам чего составить соответствующие акты, непригодные для эксплуатации аттракциона демонтировать; обязать принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства, выявленных в ходе проверок 14.05.2018 года и 31.10.2018 года на детских площадках, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов №, № по <адрес>, №, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес>.
Исковые требования основаны на том, что прокуратурой совместно с инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым проведена проверка исполнения законов в части соответствия объектов детского досуга - детских игровых площадок, расположенных на поднадзорной территории, требованиям безопасности для жизни и здоровья несовершеннолетних.
Установлено, что детские площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов № по <адрес>, №, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес>, как и аналогичные детские площадки на придомовых территориях многоквартирных домов на поднадзорной территории, находятся в ненадлежащем состоянии, требуют ремонта, а также составляют угрозу для жизни и здоровья детей, пребывающих на указанных детских площадках.
Согласно справке специалиста инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на указанных детских площадках выявлены многочисленные нарушения норм законодательства, угрожающие жизни и здоровью детей.
По результатам дополнительной прокурорской проверки 31.10.2018 года установлено, что детские площадки, качели и иные аттракционы не обеспечивают безопасность детей во время их использования.
Установлено, что инвентаризированы не все детские площадки, расположенные на поднадзорной территории, старые аттракционы не включены в реестр, их балансодержатель не определен, соответствующие земельные участки и их границы не сформированы на муниципальном уровне в городском округе Симферополь Республики Крым.
Согласно информации МУП «Центральный Жилсервис» от 14.05.2018 и МУП «Аванград» от 11.05.2018 детские игровые и спортивные площадки на территории Центрального района города на баланс от администрации города Симферополя не передавались и не принимались.
На территории Центрального района г. Симферополя находится порядка 500 детских игровых и спортивных площадок, их элементов, расположенных во дворах многоквартирных домов. Вместе с тем, указанные объекты полностью не инвентаризированы, не переданы ответственным лицам на баланс, регулярный ремонт и обслуживание не осуществляется, отсутствует контроль за их исправностью и безопасностью эксплуатации, в связи с этим ежедневно подвергается опасности жизнь и здоровье детей, создается угроза их безопасности.
В досудебном порядке прокуратурой района 18.06.2015, 10.08.2016 в администрацию города Симферополя вносились представления об устранении выявленных нарушений с требованиями устранить выявленные нарушения, предпринять меры к инвентаризации, передаче детских площадок на баланс управляющих компаний либо иным образом обеспечить их регулярное содержание, ремонт и назначить ответственных за безопасность их эксплуатации, однако, администрация города не предприняла мер по закреплению обязанности по обслуживанию, ремонту и контролю за состоянием эксплуатации детских площадок, закреплению ответственных лиц в период до окончательного сформирования и кадастрового учета земельных участков на территории городского округа Симферополь.
Непринятие детских игровых площадок на баланс администрации города Симферополя влечет невозможность их обслуживания, в том числе выделение денежных средств для их надлежащей эксплуатации, ремонта, содержания.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент капитального строительства администрации города Симферополя Республики Крым (л.д. 156).
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2019 года с учетом исправления описки 2 октября 2019 года заявленные исковые требования удовлетворены.
На администрацию города Симферополя возложены обязанности провести обследование, инвентаризацию детских площадок, расположенных на территории города Симферополя, оценить состояние их пригодности к эксплуатации с учетом безопасности для детей, по результатам чего составить соответствующие акты, непригодные для эксплуатации аттракционы демонтировать, принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства, выявленных в ходе проверок 14.05.2018 и 31.10.2018 на детских площадках, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов №, № по <адрес>, №, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес>.
Не согласившись с решением суда, администрация города Симферополя Республики Крым в лице представителя Лемтюжниковой А.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное судебное постановление отменить, новым решением по делу в иске истца отказать.
Полагает неправомерность, незаконность и необоснованность принятого решения суда заключается в том, что судом необоснованно возложены указанные в решении суда обязанности на администрацию города Симферополя при условии, что Симферопольским городским советом 1 созыва от 28.11.2014 года на 6-й сессии были учреждены отраслевые (функциональные) органы администрации города Симферополя с правами юридического лица, в частности МКУ Департамент финансов, МКУ Департамент жилищно-коммунального хозяйства (впоследствии Департамент городского хозяйства) и другие, в соответствии с положениями данных структурных подразделений распределены функциональные полномочия, установленные Уставом муниципального образования городской округ Симферополь в рамках Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Регламента администрации города Симферополя.
Указанные органы призваны исполнять функции осуществления государственной власти местного самоуправления, организационно-распорядительные, управленческие и иные властные функции, в частности, выполнять задачи по разработке проектно-сметной документации, строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту объектов образования, культуры, физической культуры и спорта, обеспечения реализации федеральных, региональных и муниципальных программ в указанной сфере на территории муниципального образования.
Таким образом, апеллянт считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, предмет спора непосредственно связан с осуществлением полномочий МКУ Департамент капитального строительства администрации города Симферополя; МКУ Департамент городского хозяйства и МКУ Департамент развития муниципальной собственности, которые не были привлечены в качестве соответчиков по делу как соисполнители.
Исходя из изложенного, ответчик в апелляционной жалобе обращает внимание на одностороннее рассмотрение дела, необъективную оценку представленным в дело доказательствам.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Центрального района города Симферополя ФИО8 не находит оснований для отмены решения суда по приведенным в жалобе доводам, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьи лица в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали, инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных и других видов техники Республики Крым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, пояснения прокурора ФИО9, возражавшей против апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой Центрального района города Симферополя совместно с инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым была проведена проверка исполнения законов в части соответствия объектов детского досуга - детских игровых площадок, расположенных на территории Центрального района г. Симферополя, требованиям безопасности для жизни и здоровья несовершеннолетних.
Установлено, что детские площадки, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов №, № по <адрес>, №, № по <адрес>, №А№ по <адрес> в <адрес>, как и аналогичные детские площадки на придомовых территориях многоквартирных домов на поднадзорной территории, находятся в ненадлежащем состоянии, требуют ремонта, а также составляют угрозу для жизни и здоровья детей, пребывающих на указанных детских площадках.
Согласно справке специалиста инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым от 17.05.2018 №04/1016 выявлены следующие нарушения.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирного <адрес> в <адрес>: отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169-2012; отсутствуют зоны падения вокруг оборудования, что является нарушением п.4.3.27 ГОСТ Р 52169-2012.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес>: не исключена вероятность серьезной травмы, не выбраны и не установлены безопасные расстояния, в зоне площадки (близко находится стена) опасная зона вокруг, что является нарушением ГОСТ Р 52169-2012; отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169- 2012; наличие выступающих предметов с острыми концами и кромками, не исключающими возможность получения травмы, что является нарушением п. 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012; на качелях применены жесткие элементы подвеса, что является нарушение п.5.5 ГОСТ Р 52167-2012.
На детской площадке, расположенной возле многоквартирного <адрес> в <адрес>: отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169-2012; фундамент горки выполнен с нарушением требований п.4.3.33 ГОСТ Р 52169-2012.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирных домов № и №А по <адрес> в <адрес>: перила спуска горки, высота защитного ограждения спуска горки, выполнены с нарушением п.4.3 ГОСТ Р 52169-2012; отсутствуют зоны приземления, пространства внутри и вокруг объектов выполнены с нарушением п. 4.3.26 ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок»; отсутствует демпфирование, для предупреждения резких толчков, остановок или неожиданного реверсирования направления движения в крайних положениях в конструкции качалок, что является нарушением п.5.5 ГОСТ Р 52299-2013; отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169- 2012; посадочные места карусели не обеспечивают безопасность играющих детей, не смонтированы и не установлены, что является нарушением п.4.2 ГОСТ Р 52301-2013.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирного <адрес>А по <адрес> в <адрес>: посадочные места карусели не обеспечивают безопасность играющих детей, не смонтированы и не установлены, что является нарушением п.4.2 ГОСТ Р 52301-2013; подвижные и неподвижные элементы карусели образовывают сдавливающие поверхности, создают возможность застревания тела, частей тела и одежды ребенка, что является нарушением п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012; подвижные, вращающиеся элементы карусели создают возможность защемления, застревания частей тела или одежды ребенка под оборудованием (платформа неустойчива), что является нарушением п.4.3.23 ГОСТ Р 52169-2012; отсутствует демпфирование качалок, для предупреждения резких толчков, остановок или неожиданного реверсирования направления движения в крайних положениях в конструкции качалок, что является нарушением п.5.5 ГОСТ Р 52299-2013; наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами и кромками, что является нарушением п.4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012; наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, что является нарушением п.4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012; болтовые соединения не защищены, сварочные швы острые, что является нарушением п.4.3.9, п.4.3.10 ГОСТ Р 52169-2012.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирного <адрес> в <адрес>: отсутствует ударопоглощающее покрытие для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169-2012; наличие шероховатых поверхностей (сварные швы), способных нанести травму ребенку, что является нарушением п.4.3.8 ГОСТ Р 52169- 2012; перила спуска горки, высота защитного ограждения спуска горки, выполнены с нарушением п.4.3 ГОСТ Р 52169-2012; элементы оборудования образовывают сдавливающие и режущие поверхности, создают возможность застревания тела, частей тела и одежды ребенка, что является нарушением п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012; конструкция оборудования не исключает самопроизвольное ослабление, разъединение креплений сборочных единиц и деталей, перемещение подвижных частей за пределы предусмотренные конструкцией и может повлечь за собой создание опасной ситуации, что является нарушением п.2.1.9 ГОСТ 12.2.003-91; фундаменты горок, выполнены с нарушением требований п. 4.3.33 ГОСТ Р 52169-2012.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирного <адрес> в <адрес>: отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169-2012; на качелях применены жесткие элементы подвеса, что является нарушением п.5.5 ГОСТ Р 52167-2012; не исключена вероятность серьезной травмы, не выбраны и не установлены безопасные расстояния, в зоне площадки (близко находится ограждение) опасная зона вокруг, что является нарушением ГОСТ Р 52169-2012.
На детской площадке, расположенной в районе многоквартирных домов №, 30/4, 30/5 по <адрес> в <адрес>: отсутствует ударопоглощающее покрытие, для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления, что является нарушением п.4.3.22 ГОСТ Р 52169-2012; отсутствует зона приземления на горке, пространство внутри и вокруг объекта выполнены с нарушением п.4.3.26 ГОСТ Р 52169-2012; наличие шероховатых поверхностей сварных швов зоны старта, спуска и финиша горки, способных нанести травму ребенку, что является нарушением п.4.3.8 ГОСТ Р 52169-2012; конструкция оборудования не исключает самопроизвольное ослабление, разъединение креплений сборочных единиц и деталей, перемещение подвижных частей за пределы предусмотренные конструкцией и может повлечь за собой создание опасной ситуации, что является нарушением п.2.1.9 ГОСТ 12.2.003-91; подвижные и неподвижные элементы качели образовывают режущие поверхности, это не обеспечивает безопасность играющих детей, что является нарушением п.4.3.18 ГОСТ Р 52169-2012; механическое изменение каркаса качелей в нарушение п. 4.3.2 ГОСТ Р 52169-2012; на качелях применены жесткие элементы подвеса, что является нарушением п.5.5 ГОСТ Р 52167-2012; отсутствует зона приземления на горке, пространство внутри и вокруг объекта выполнены с нарушением п.4.3.26 ГОСТ Р 52169- 2012; фундамент горки, выполнен с нарушением требований п.4.3.33 ГОСТ Р 52169-2012;
Кроме того установлено, что на всех указанных детских площадках отсутствует: информационное обеспечение безопасности, предусмотренное п.7.5 ГОСТ Р 52301-2013; обеспечение устранения неисправностей, а также ремонтные работы, что предусмотрено п.7.7, 7.9 ГОСТ Р 52301-2013; регулярное обслуживание, которое включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки, что является нарушением п.7.8 ГОСТ Р 52301-2013.
Установлено, что между собственниками квартир многоквартирных домов: №, № по <адрес>, №, № по <адрес> и № по <адрес> в <адрес> и МУП «Центральный Жилсервис»; № по <адрес> в <адрес> и МУП «Аванград»; №А по <адрес> в <адрес> и СК «Комфорт» заключены договоры управления многоквартирными домами, которыми не предусмотрены работы по ремонту и эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на придомовой территории.
Администрацией города Симферополя от 24.10.2018 №16718/24/01-14 предоставлен реестр детских игровых площадок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов на территории Центрального района г. Симферополя с указанием балансодержателей.
Вместе с тем, по результатам дополнительной проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Симферополя 31.10.2018, установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены и детские площадки, качели и иные аттракционы не обеспечивают безопасность детей во время их использования, инвентаризированы не все детские площадки, расположенные на поднадзорной территории.
Согласно предоставленного перечня, по адресу: <адрес> в <адрес> установлена в 2017 году новая детская площадка, балансодержатель которой не определен.
Старые аттракционы не включены в реестр, их балансодержатель также не определен.
Аналогичная ситуация сложилась с детскими площадками по адресам: <адрес>А, <адрес>, <адрес>.
При этом детские площадки по <адрес>, <адрес> в <адрес> не проинвентаризированы и в списках отсутствуют.
По адресу: <адрес> А в <адрес> часть старых качелей демонтирована, однако они продолжают находиться на придомовой территории многоквартирного дома по указанному адресу, создавая угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, находящихся на детских площадках.
Установлено, что соответствующие земельные участки и их границы не сформированы на муниципальном уровне в городском округе Симферополь Республики Крым. Согласно информации МУП «Центральный Жилсервис» от 14.05.2018 и МУП «Аванград» от 11.05.2018 детские игровые и спортивные площадки, расположенные на территории Центрального района г. Симферополя, на баланс от Администрации г. Симферополя не передавались и не принимались.
На территории Центрального района г. Симферополя находится порядка 500 детских игровых и спортивных площадок, их элементов, расположенных во дворах многоквартирных домов. Вместе с тем, указанные объекты полностью не инвентаризированы, не переданы ответственным лицам на баланс, регулярный ремонт и обслуживание не осуществляется, отсутствует контроль за их исправностью и безопасностью эксплуатации.
Для урегулирования данного вопроса в досудебном порядке прокуратурой Центрального района г. Симферополя 18.06.2015, 10.08.2016 в администрацию города Симферополя вносились представления об устранении выявленных нарушений с требованиями устранить выявленные нарушения, предпринять меры к инвентаризации, передаче детских площадок на баланс управляющих компаний либо иным образом обеспечить их регулярное содержание, ремонт и назначить ответственных за безопасность их эксплуатации.
Однако администрация города Симферополя не предприняла мер по закреплению обязанности по обслуживанию, ремонту и контролю за состоянием эксплуатации детских площадок, закреплению ответственных лиц в период до окончательного сформирования и кадастрового учета земельных участков на территории городского округа Симферополь
Правильность изложенных обстоятельств ответчиком не оспаривалась, в суде первой инстанции представитель администрации города Симферополя пояснила,что в настоящее время часть детских площадок проинвентаризована силами управляющих компаний.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) вопросы содержания малых архитектурных форм в надлежащем состоянии отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно п. 17, 20, 25, 34 ст. 16 Закона №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
Согласно п. 24, 28 ст. 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 № 61, к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, а также утверждение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в компетенцию администрации города Симферополя, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа, входит решение вопросов местного значения.
В соответствии с разделом 2 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 12-й сессии Симферопольского городского совета от 12.02.2015 №176 (далее - Правила благоустройства) игровое оборудование, детские площадки являются элементами благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Согласно п. 2.7 Правил благоустройства, игровое и спортивное оборудование на территории муниципального образования городской округ Симферополь представлено игровыми, физкультурно - оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами.
Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно- гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.
Конструкции игрового оборудования должны исключать острые углы, застревание частей тела ребенка, их попадание под элементы оборудования в состоянии движения; поручни оборудования должны полностью охватываться рукой ребенка.
Пунктом 2.12.7. Правил благоустройства предусмотрен обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке.
В соответствии с п. 2.12.2. Правил благоустройства детские площадки для дошкольного и преддошкольного возраста размещаются на участке жилой застройки, площадки для младшего и среднего школьного возраста, комплексные игровые площадки размещаются на озелененных территориях группы или микрорайона.
В силу п. 2.12.7.4. Правил благоустройства размещение игрового оборудования проектируется с учетом нормативных параметров безопасности.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил в состав общего имущества входят иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 и подпунктом "ж" пункта 11 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества включает в себя, в частности содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Таким образом, детская площадка, расположенная на придомовой территории, и находящееся на ней игровое оборудование, являются общим имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184 - ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.
Стандарты требований к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования, установлены Национальными стандартами Российской Федерации: «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ФАТРМ) от 23.11.2012 № 1148-ст (далее - ГОСТ Р 52169-2012), «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания качелей. Общие требования», утвержденным Приказом ФАТРМ от 18.09.2012 № 333-ст (далее ГОСТ Р 52167-2012), «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным приказом ФАТРМ от 24.06.2013 № 182-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2013), а также «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок. Общие требования», утвержденным Приказом ФАТРМ от 24.06.2013 № 180-ст (далее - ГОСТ Р 52299-2013).
Из содержания ст.6 Закона № 184-ФЗ следует, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно ГОСТ Р 52301-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования, контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). (пункт 6.2).
Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает эксплуатант (владелец) на основе учета условий эксплуатации (п. 6.4.2), функциональный осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя (п. 6.4.3); ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 месяцев (пункт 6.4.5).
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию включают, в частности, нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (пункт 7.8).
Согласно п. 6.6, 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Ремонтные работы включают замену крепежных деталей, сварку, замену частей оборудования, замену структурных элементов оборудования (п. 19 ГОСТ Р 52301-2013).
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, пунктом 3.5.11 которых установлено, что территория каждого домовладения должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Установленные указанными нормами требования подлежат соблюдению, в том числе, при эксплуатации жилых зданий и помещений (пункты 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10; преамбула Правил N 170).
В перечне работ по содержанию жилых домов, выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период, указан ремонт оборудования детских и спортивных площадок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции на основании вышеприведенных законоположений и установленных обстоятельств дела пришел к правильному выводу о возложении на администрацию города Симферополя обязанности провести обследование, инвентаризацию детских площадок, расположенных на территории города Симферополя, оценить состояние их пригодности к эксплуатации с учетом безопасности для детей, непригодные для эксплуатации аттракционы демонтировать, а также принять меры к устранению нарушений требований федерального законодательства, выявленных в ходе проверок 14.05.2018 и 31.10.2018 на детских площадках, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов №, № по <адрес>, №, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес>.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, что администрация города Симферополя является ненадлежащим ответчиком по делу, так как реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории городского округа обеспечивают отраслевые (функциональные) органы администрации - МКУ Департамент капитального строительства, МКУ Департамент городского хозяйства и МКУ Департамент развития муниципальной собственности, на которые в соответствии с Положениями о данных МКУ и муниципальной программой «Развитие Симферополя - столицы Республики постановлением администрации города Симферополя от 23.05.2017 № 1616 возложена обязанность обустройства детских игровых площадок и которые должны быть привлечены в качестве соответчиков по настоящему гражданскому делу, являются несостоятельными и не принимаются во внимание
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и полно и всесторонне исследовал доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, постановил законное и обоснованное решение по существу спора, выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела и спор по существу разрешен верно. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм закона и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, выводы суда не опровергают и не влияют на правильность принятого судом решения. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется.
Несогласие ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: