Судья Пчелкина Н.Ю. Дело № 33-9205/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 сентября 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Гореловой Т.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июля 2015 года
по делу по иску военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах З.М.И. к военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона в интересах З.М.И. обратился в суд с иском к военному комиссариату Алтайского края о восстановлении пенсионных прав.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что супруг З.М.И. – З.В.И. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к числу лиц, указанных в подпункте «г» ст. 45 данного Закона. З.В.И. умер ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ З.М.И. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. Согласно п. «г» ст. 45 указанного Закона для участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», предусмотрено повышение пенсии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на 100 % минимального размера пенсии по старости, а с ДД.ММ.ГГ по настоящее время на 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В нарушение требований закона ответчик не произвел перерасчет пенсии и выплачивает пенсию З.М.И. без учета повышения.
С учетом изложенного прокурор просил признать за З.М.И. право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной» как члена семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»; обязать военный комиссариат Алтайского края произвести перерасчет пенсии З.М.И. с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной», с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГ по день вынесения решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства; обязать военный комиссариат Алтайского края выплачивать З.М.И. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной», в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Признано за З.М.И. право на повышенный размер пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной» как членом семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а» - «ж» и «и» подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
На военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет пенсии З.М.И. с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГ по день вынесения настоящего решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии, выплатить недополученные денежные средства.
На военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность выплачивать З.М.И. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной», в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, ссылаясь на то, что на основании статьи 36 Закона № 4468-1 размер пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГ определяется исходя из соответствующих сумм денежного довольствия погибшего. В состав денежного довольствия согласно статье 43 входит должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Включение при расчете пенсии иных выплат (надбавок, повышений), получаемых пенсионером на момент смерти, не предусмотрено.
Повышение, на получение которого претендует истица, носит личностный характер и может быть применено только в отношении самого участника Великой Отечественной войны. Кроме того, в силу положений статьи 46 Закона № 4468-1 повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии, поэтому вывод суда о возможности на момент назначения пенсии установить указанное повышение, не обоснован и противоречит закону.
Ответчик полагает, что повышение может производиться с момента обращения лица, получающего пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии. Согласно ч. 2 ст. 55 Закона № 4468-1 разница между новым и прежним размерами пенсии может быть выплачена не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер.
Поскольку истица с заявлением о перерасчете не обращалась, документы, подтверждающие наличие у нее права на повышение пенсии, а также копию удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны согласно статье 24 Закона РФ «О ветеранах» не предоставляла, то ответчик не имел возможности самостоятельно установить ей повышение пенсии. Поэтому вывод суда о несвоевременном установлении повышения пенсии по вине ответчика не подтвержден материалами дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Барнаульского гарнизона К.О.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика военного комиссариата Алтайского края М.Т.А. поддержала доводы жалобы, прокурор Х.А.Э. против удовлетворения жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее также – Закон), который предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия вывод суда о том, что размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в порядке ст. 43 Закона, то есть от размера тех выплат, право на получение которых имел кормилец, находит верным.
Так, согласно ст. 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 Закона, их семьи при наличии определенных условий приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Размеры пенсии по случаю потери кормильца установлены в ст. 36 Закона. Согласно данной правовой норме пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 названного Закона, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
В соответствии со ст.43 Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу ст. 44 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 названного Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Пунктом «г» ст.45 Закона (в редакции, действовавшей с 01.03.1993) предусматривалось, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в частности, участникам Великой Отечественной войны (подп.«а»-«ж» и «и» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах») на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»», вступившим в силу с 01.01.2008, в указанный пункт внесены изменения, согласно которым пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются, в том числе участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп.«а» - «ж» и «и» подп.1 п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах», - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З.В.И. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Пенсионное обеспечение З.В.И. производилось Военным комиссариатом Алтайского края. ДД.ММ.ГГ З.В.И. умер.
З.М.И. состояла в браке с З.В.И. и после его смерти ДД.ММ.ГГ обратилась в военный комиссариат с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением пенсионного органа истцу с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия по случаю потери кормильца З.В.И. К пенсии установлены надбавки на уход достигшему *** лет, как лицу, родившемуся до ДД.ММ.ГГ, как лицу, работавшему в тылу.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку З.М.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца, так и на повышение пенсии, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа вышеназванных законоположений следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Доводы пенсионного органа о заявительном характере перерасчета пенсии и наличии оснований для выплаты пенсии за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.«б» ст.55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем согласно ст.58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В данном случае у З.М.И. не было необходимости обращаться с заявлением о перерасчете пенсии и представлять дополнительные документы, поскольку пенсия была ей установлена по ее заявлению от ДД.ММ.ГГ, и истица имела право на ее повышение в силу закона. Вывод суда о том, что сумма пенсии в повышенном размере не была получена истцом своевременно по вине пенсионного органа, является правильным.
Согласно абз.3 ст.51 Закона лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов. При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иными дополнительными выплатами к пенсиям, в связи с чем доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Довод жалобы ответчика о непредставлении истицей удостоверения члена семьи умершего участника ВОВ со ссылкой на ст. 24 Закона «О ветеранах» необоснован, поскольку для назначения истице пенсии по случаю потери кормильца при наличии иных документов, имеющихся у ответчика, оно не требовалось, кроме того, право истицы производно от права умершего супруга, который при жизни имел статус участника Великой Отечественной войны.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
апелляционную жалобу ответчика военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 28 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи