Председательствующий ФИО1
УИД 19RS0005-01-2019-000506-23
№33 - 3044/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 года г.Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Паксимади Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по иску прокурора Алтайского района к администрации Изыхского сельсовета об обязании ликвидировать несанкционированную свалку по апелляционной жалобе третьего лица администрации Алтайского района на решение Алтайского районного суда от 10 сентября 2019 года, которым удовлетворены исковые требования.
Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения представителя третьего лица администрации Алтайского района Ростовцевой М.С., представителя ответчика Щепиловой И.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Алтайского района обратился с исковым заявлением к администрации Изыхского сельсовета об обязании в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых коммунальных отходов, расположенную на территории поселения муниципального образования Изыхский сельсовет на земельном участке площадью 31015 кв.м, мотивировав требования тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на участке, расположенном в 1 км северо-восточнее п. Изыхские Копи и в 5 км южнее с.Белый Яр на территории Алтайского района, находится свалка твёрдых коммунальных отходов: полуразрушенные бетонные плиты, деревянные доски, шифер, золошлак, полуразрушенные кирпичи и иные твёрдые коммунальные отходы. Земельный участок расположен в границах муниципального образования Изыхский сельсовет, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель не установлена. Участок не предназначен для организации полигонов твёрдых коммунальных отходов, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, складирование отходов устроено беспорядочно. Данные обстоятельства приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияют на состояние природной среды, создают реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён филиал ООО «Аэросити-2000».
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца прокурора Алтайского района Найдешкина Т.Н. заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик администрация Изыхского сельсовета, извещённая надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве на исковые требования глава администрации Шепилова И.А. указала, что к их полномочиям относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, тогда как организация деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Представитель третьего лица администрации Алтайского района по доверенности Олехова Ю.А. указала, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой.
Третьи лица ООО «Сибэлемент», ООО «Аэросити-2000», извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции своих представителей не направили.
Суд постановил решение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-91), которым удовлетворил исковые требования.
С решением не согласна администрация Алтайского района, считает его незаконным необоснованным, просит решение отменить и принять новое. В апелляционной жалобе (л.д. 96-97), цитируя нормы действующего законодательства, ссылаясь на устав муниципального образования Изыхский сельсовет Алтайского района, указывает, что ответчик не является собственником земельного участка, который захламлён твёрдыми коммунальными отходами, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. Заявитель жалобы отмечает, что требования прокурора не содержат перечня конкретных действий, которые следует совершить ответчику с целью ликвидации несанкционированной свалки, тогда как в действующем законодательстве нет такого понятия как ликвидация несанкционированной свалки, что вызовет существенные затруднения при исполнении решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица администрации Алтайского района Ростовцева М.С., представитель ответчика Щепилова И.А., поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель истца Васильева Е.В. выразила согласие с решением суда. Третьи лица ООО «Сибэлемент», ООО «Аэросити-2000», извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, судебная коллегия в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования Изыхский сельсовет в 1 км северо-восточнее п.Изыхские Копи и в 5 км южнее с.Белый Яр на территории Алтайского района, находится свалка твёрдых коммунальных отходов площадью 31 015 кв.м (л.д. 7-8, 14). Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель не установлена (л.д. 42).
Проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришёл к выводу, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, в связи с чем возложил на администрацию Изыхского сельсовета обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых коммунальных отходов.
Вместе с тем судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции ошибочным, а доводы апелляционной жалобы находит заслуживающими внимание в силу следующего.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1,2 ст.24.6 названного федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно п.18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что земли, на которых расположена несанкционированная свалка, не находятся в муниципальной собственности муниципального образования Изыхский сельсовет.
Доказательств того, что ответчик является собственником данных отходов либо того, что образование несанкционированной свалки стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него Законом Республики Хакасия от 29.10.2014 №84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» обязанности по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, материалы дела не содержат.
Более того, как пояснила в судебном заседании суда апелляционной инстанции глава администрации Изыхского сельсовета Щепилова И.А., на территории Изыхского сельсовета определено место складирования твёрдых коммунальных отходов.
При вышеизложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований возлагать на администрацию Изыхского сельсовета обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования Изыхский сельсовет в 1 км северо-восточнее п.Изыхские Копи и в 5 км южнее с.Белый Яр на территории Алтайского района. В связи с этим обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе прокурору Алтайского района в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Алтайского районного суда от 10 сентября 2019 года по настоящему делу отменить, принять новое.
Отказать прокурору Алтайского района в удовлетворении исковых требований к администрации Изыхского сельсовета Алтайского района об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: Т.В. Долгополова
Л.М. Паксимади