2а-481/2022
11RS0004-01-2022-000079-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Порохиной О.Г.
при секретаре судебного заседания Сучковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2022 года в г.Печоре административное исковое заявлении Терентьева Е.А. к Отделу внутренних дел Российской Федерации в г.Печоре, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания при этапировании,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев Е.А. обратился в суд с административным иском к ответчикам о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в период времени с 26.04.2014 по 19.11.2014 в размере 500 000 руб. В обоснование иска указал, что **.**.** он был задержан и взят под стражу по подозрению в совершении преступления, предусмотренного **** УК РФ. В период времени с 26.04.2014 по 19.11.2014 при этапировании из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре в СИЗО-3 г.Воркуты он в ненадлежащем количестве обеспечивался необходимыми продуктами питания на путь следования, занимавший около 14 час., что причиняло ему моральный вред, вызванный чувством голода, физической слабостью, подавленным состоянием. При этапировании ему выдавался скудный сухой паек, состоящий из четверти булки хлеба и одной рыбной котлеты, что явно не достаточно для поддержания здоровья и сил.
В судебном заседании истец на иске настаивал, представитель ответчика ОМВД РФ по г.Печоре исковые требования не признала.
Дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика ОМВД РФ по г.Печоре, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Терентьев Е.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. **.**.** Терентьев Е.А. был задержан в качестве подозреваемого, а впоследствии в отношении него постановлением Печорского городского суда от **.**.** избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (в дальнейшем срок содержания под стражей продлевался).
Условия и порядок содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в изоляторах временного содержания органов внутренних дел регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" (далее - Правила).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В силу п.42 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждены соответствующие минимальные нормы питания.
Приложение N 4 к приказу МВД России от 19.10.2012 N 966 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту" содержит рацион питания, который применяется для обеспечения питанием подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление им горячей пищи по нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205, невозможно.
Указанный рацион в расчете на одного человека в сутки составляет: хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта (или хлебцы (галеты) армейские из пшеничной обойной муки или муки 2 сорта) - 500 (300) г, консервы мясо - растительные или мясо-овощные – 750 г, сахар-45 г., чай натуральный – 3 г.
По информации ОМВД России по г.Печоре, Терентьев Е.А. убывал из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре в следующие дни: 03.05.2014 в 02.00 час., 23.06.2014 в 23.00 час., 15.07.2014 в 02.00 час., 03.08.2014 в 02.00 час., 12.10.2014 в 23.00 час., 03.11.2014 в 02.00 час., 18.11.2014 в 23.00 час. Накануне дня убытия истец был обеспечен трехразовым горячим питанием.
При этом, по сообщению начальника ИВС ОМВД России по г.Печоре ведомости (журналы) выдачи сухого пайка лицам, конвоируемым в СИЗО-3 г.Воркута, за 2014 год уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Доказательств того, что ранее Терентьев Е.А. обращался с жалобами на нарушение его прав по обеспечению сухим пайком при этапировании из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре суду не представлено.
Показания допрошенного в судебном заседании свидетеля Май И.В. о том, что он в 2014 году и в 2015 году этапировался из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре и ему выдавали сухой паек не в достаточном количестве судом не может быть приняты во внимание, т.к. данные обстоятельства имеют отношение только к самому свидетелю, какой сухой паек и в каком объеме выдавался истцу Терентьеву Е.А. свидетель не пояснил.
Согласно ч.1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3 ст. 227.1 КАС РФ).
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Об обстоятельствах, по мнению административного истца, нарушающих его права, связанные с условиями содержания, истец узнал в 2014 году, обязанность по соблюдению установленных правил по обеспечению надлежащих условий отбывания наказания прекратилась у ОМВД РФ по г.Печоре в ноябре 2014 года после осуждения истца и направления его в исправительное учреждение из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре.
С иском в суд истец обратился 05.01.2022 (согласно штампу на конверте), т.е. по истечении 3 месяцев с даты его последнего этапирования из ИВС ОМВД РФ по г.Печоре. Каких-либо доказательств уважительности причин, по которым административный истец не мог ранее обратиться в суд с настоящим иском, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований истца в полном объеме, в том числе в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Терентьева Е.А. к Отделу внутренних дел Российской Федерации в г.Печоре, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания при этапировании оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Порохина