Решение по делу № 33-3948/2022 от 04.05.2022

Судья Седойкина А.В. Дело №33-3948/2022 (№2-4/2022)

УИД 22RS0045-01-2021-000087-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июня 2022 года         город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

Цибиной Т.О.,

Довиденко Е.А., Масликовой И.Б.,

Макушкиной Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Смоленского района на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года по делу

по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к Левицкой Светлане Владимировне, администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконными постановлений администрации, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении из ЕГРН записей о регистрации права собственности, применении последствий недействительности сделок, признании недействительной постановку на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета земельного участка, обязании освободить земельный участок от гаража.

Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Левицкой С.В. на основании договора купли-продажи от 28 октября 2014 года, заключенного с администрацией Смоленского района Алтайского края, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2990 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, образованный постановлением администрации Смоленского района Алтайского края от 21 декабря 2011 года №1219 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории». Право собственности Левицкой С.В. на данный земельный участок зарегистрировано 7 ноября 2014 года.

Обратившись в суд с иском о признании недействительным постановлений администрации Смоленского района Алтайского края и договора купли-продажи, отсутствующим зарегистрированного права собственности Левицкой С.В. и применении последствий недействительности сделки, прокурор Смоленского района Алтайского края ссылался на то, что спорный земельный участок образован администрацией Смоленского района в нарушение требований земельного законодательства, лесного законодательства, а именно образован из земель государственного лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, из лесного участка с кадастровым номером *** государственный кадастровый учет которого и регистрация права собственности осуществлены 18 ноября 2003 года. Категория земель земельного участка с кадастровым номером *** отнесена к «землям лесного фонда», вид разрешенного использования «использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, для размещения лесной растительности». Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Схема расположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям лесного фонда, утверждена администрацией Смоленского района Алтайского края без перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. Вследствие незаконной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером *** нарушены права неопределенного круга лиц на свободный доступ к лесам.

Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.

В апелляционном представлении прокурор Смоленского района просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что администрацией Смоленского района Алтайского края в собственность Левицкой С.В. передан земельный участок, оборот которого ограничен; у органа местного самоуправления отсутствовало право распоряжения данным земельным участком; доказательств того, что на момент предоставления земельного участка таковой находился в границах населенного пункта (муниципального образования) и относился к землям населенного пункта не представлено. Земельный участок с кадастровым номером 22:00:000000:195, находящийся в собственности Российской Федерации, поставлен на государственный кадастровый учет значительно ранее спорного земельного участка, в связи с чем положения ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в данном случае не применяются. Спорный земельный участок расположен на значительном удалении от населенного пункта п.Нефтебаза, территория участка покрыта древесной растительностью, объекты капитального строительства на нем отсутствуют; доказательств наличия гараж на спорном земельном участке ответчиком не представлено. Позиция суда первой инстанции противоречит сложившейся практике рассмотрения дел данной категории.

В письменных возражениях на апелляционное представление администрация Смоленского района Алтайского края, Левицкая С.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор на доводах апелляционного представления настаивала, ответчик Левицкая С.В. поддержала возражения. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 ноября 2003 года на кадастровый учет с кадастровым номером *** поставлен земельный участок площадью 43977933 кв.м. и зарегистрировано право собственности Российской Федерацией на таковой с указанием категории земель «земли лесного фонда», вида разрешенного использования «использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, для размещения лесной растительности» (т.1, л.д.44-49).

Постановлением администрации Смоленского района Алтайского края от 21 декабря 2011 года №1219 утверждена схема расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 2990 кв.м., категория земли: земли населенных пунктов (т.1, л.д. 11).

30 декабря 2011 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером *** как земельный участок, отнесенный к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Кадастровое дело указанного объекта недвижимости содержат схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории (т.1, л.д.12, 39).

19 марта 2012 года земельный участок с кадастровым номером *** предоставлен администрацией Смоленского района в аренду Лапшину В.А., 21 июня 2013 года права и обязанности по указанному договору аренды переданы Левицкой С.В., 28 октября 2014 года договор аренды расторгнут (т.1, л.д.17-24, 132-133).

На основании декларации об объекте недвижимого имущества от 1 августа 2014 года произведена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости – гараж, с кадастровым номером *** общей площадью 12,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 244).

7 ноября 2014 года на основании договора купли-продажи от 28 октября 2014 года, заключенного между администрацией Смоленского района Алтайского края и Левицкой С.В., зарегистрировано право собственности последней на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 2990 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (т.1, л.д.40, 243).

Обращаясь в суд за оспариванием распорядительных актов органов местного самоуправления и перечисленных выше сделок, прокурором представлены акты выездной проверки, согласно которым на спорном земельном участке не имеется объектов недвижимости (том 1 л.д. 204-208), а сам земельный участок относится к землям лесного фонда.

Разрешая требования прокурора и отказывая ему в иске, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок, поставлен на кадастровый учет в 2011 году, право собственности на него приобретено Левицкой С.В. в 2014 году на основании законно вынесенного постановления органа местного самоуправления и заключенного договора, при этом это имущество относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером ***, принадлежащий Российской Федерации, относящийся к землям лесного фонда, и с границами которого имеет место пересечение границ спорного земельного участка, на кадастровой учет с установлением границ участка не поставлен, границы его не уточнены.

Отдавая приоритет сведениям о характеристиках земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, суд сослался на ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», где, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Принимая во внимание, что право Левицкой на спорный земельный участок возникло до 01 января 2016 года, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, суд пришел к выводу о недоказанности факта формирования спорного земельного участка на землях лесного фонда. Отвечая на доводы прокурора об отсутствии сведений о том, что недвижимое имущество находится в границах населенного пункта, суд, опираясь на выводы землеустроительной экспертизы, указал, что земельный участок расположен недолеко от муниципальной дороги, так же в ГКН не имелось сведений о том, что территория, на которой выделялся земельный участок, относится к лесному фонду.

Между тем, судебная коллегия считает, что при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не учел следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).

С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.

По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.

Статья 7 ЗК РФ подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Названная статья (в пункте 1) определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу пп.2 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В силу ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство, которое в силу ч.1 ст.68 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя, в том числе проектирование лесничеств; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (п.1 ч.2 ст.91 ЛК РФ).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ предусмотрено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков (ч.2 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не допустимо.

Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом № 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).

Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.

Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.

Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.

Переданный в 2012 году в аренду Лапшину и в последствии Левицкой С.В. земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2990 кв.м образован из земель государственного лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, из лесного участка с кадастровым номером *** Согласно выписке из государственного лесного реестра спорный земельный участок расположен в Смоленском участковом лесничестве Белокурихинского лесничества, квартал 249, относящимся к защитным лесам, то есть лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.

Земельный участок с кадастровым номером *** является собственностью Российской Федерации, государственный кадастровый учет и регистрация права собственности в отношении которого были осуществлены 18 ноября 2003 года, соответствующие сведения были внесены в ЕГРН.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18 ноября 2020 года категория земель земельного участка с кадастровым номером *** отнесена к землям лесного фонда, вид разрешенного использования - использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, для размещения лесной растительности.

Доказательств того, что участок лесного фонда переведен в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, или в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона № 172-ФЗ, ответчиками не представлено.

С целью исследования характеристик спорного объекта недвижимости судом первой инстанции назначена землеустроительная и дополнительная экспертизы, согласно заключениям которых земельный участок, принадлежащий Левицкой С.В, накладывается полностью всей своей территорией на земли лесного фонда, расположенные в лесном квартале № 249. При выезде на территорию исследуемого участка экспертами установлено, что на территории исследуемого участка, а также на прилегающей к нему территории расположена различная древесная, кустарниковая и травянистая растительность, высокорослые тополя, густой подлесок в виде берез, черемухи, редкий подлесок в составе берез, черемухи, ивы; какие-либо здания, строения и сооружения на участке отсутствуют; заборы и иные ограждения отсутствуют, минимальное расстояние от плановых границ спорного участка до столба ЛЭП составляет 44,9 м., до края проезжей части дороги – 54,9 м., проезды к участку отсутствуют. При образовании спорного земельного участка не учтено положение границ населенного пункта, не представлено дополнительное документальное обоснование положения участка в исследуемом месте, что является нарушением принципов земельного законодательства, приведенных в ст.1 ЗК РФ и порядка установления категорий земельного участка, установленного п.5 ст. 14 ФЗ № 172(т.2 л.д. 12-50, 92-118).

Суд первой инстанции данному средству доказывания надлежащей оценки не дал.

Несмотря на то обстоятельство, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карте и данным Росреестра исследуемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, с учетом расположения земельного участка и произрастающей на нем растительности (лес), спорное имущество можно отнести к категории земель населенного пункта только при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов с согласия федеральных органов государственной властей, при обеспечении связи участка с землями общего пользования и с другими функциональными зонами населенного пункта при условии строительства на землях общего пользования автомобильной дороги и при получении разрешения на снос части деревьев, на что указывают эксперты в своем заключении.

Исходя из сведений в документах, представленных в деле и на сайте Минприроды, характеризующих земли лесного фонда, земельный участок с кадастровым номером *** полностью всей своей плановой территорией накладывается на земли лесного фонда, а именно на участок леса, расположенный в лесном квартале ***. Плановая площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 2 990 кв.м, соответственно площадь наложения данного участка на земли лесного фонда составляет 2 990 кв.м.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

На основании ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегии не представлено доказательств того, что спорный земельный участок ранее входил в состав земель муниципального образования. Согласно заключению экспертов спорный участок расположен за границами населенного пункта.

Федеральный Закон № 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок, из которого образован спорный земельный участок, возникли до 01 января 2016 года, следовательно спорный объект недвижимости не мог быть в силу закона предоставлен органом местного самоуправления в распоряжение и собственность иных лиц, а вывод суда о безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениям ГЛР в данном случае неправомерен.

Судебная коллегия полагает, что утверждение схемы расположения границ земельного участка ***, постановка его на кадастровый учет как земельного участка из категории земель населенных пунктов не соответствовала требованиям закона, право собственности Левицкой С.В. на данный земельный участок возникло в отсутствие правовых оснований, с нарушением требований законодательства, запрещающего формирование и любое отчуждение земельных участков, принадлежащих к землям государственного лесного фонда, в связи с чем сделка купли-продажи данного земельного участка, регистрация на него права собственности в силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации являются незаконными.

В п. 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Иск о признании права или обременения отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности ответчика на объект, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим законодательством (п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом 24 апреля 2019 года).

Из материалов дела следует, что право собственности Российской Федерации на спорный участок лесного фонда зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18 ноября 2003 года.

Проанализировав представленные доказательства, судебная коллегия исходит из того, что земельный участок с кадастровым *** расположен на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, который не выбывал из фактического владения Российской Федерации, деятельность в границах которого в настоящее время не осуществляется, право собственности на один и тот же объект формально установлено за разными субъектами – Левицкой С.В. и Российской Федерацией, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания права собственности на земельный участок с указанным кадастровым номером отсутствующим и необходимости исключения из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации прав Левицкой С.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2990 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Доводы ответчика о том, что законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед сведениями, содержащимися в иных документах, основаны на ошибочном толковании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

Судебной коллегией установлено, что на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, образованного за счет земель лесного фонда, и регистрации на него права собственности в Едином государственном реестре недвижимости существовала запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда. Границы лесного фонда в данном случае фактически определены на местности, так как обозначенный участок расположен на покрытых лесом землях, состав произрастающих на участке лесных насаждений соответствует материалам лесоустройства лесничества.

Ссылки на то, что Левицкая С.В. является добросовестным приобретателем, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как в силу ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность приобретателя не имеет значения в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.

Доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку с учетом требований закона об общедоступности земель лесного фонда и специфики их владения Российской Федерацией, исключающей возможность владения данными объектами иными лицами, истцом предъявлен иск, который по своему характеру не является виндикационным, а носит негаторный характер, поскольку удовлетворение данного иска в полной мере восстанавливает нарушенное право Российской Федерации.

Право прокурора на обращение с указанным иском суд полагает законным, в силу ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В то же время судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку они заявлены излишне, требований о применении последствий недействительности сделки путем возложения на Левицкую С.В. обязанности освободить от гаража и возвратить спорный земельный участок, поскольку, как установлено материалами дела, земельный участок является свободным; а также требований о признании незаконным постановления о предоставлении спорного земельного участка в аренду Лапшину В.А и недействительным договора передачи прав по нему Левицкой С.В., поскольку договор аренды с Левицкой С.В. расторгнут задолго до обращения в суд.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Смоленского районного суда Алтайского края от 28 февраля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края удовлетворить частично.

Признать незаконными постановления администрации Смоленского района от 21.12.2011 года № 1219 «Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории», от 21 октября 2014 года № 1121 «О продаже земельного участка Левицкой С.В.».

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** от 28 октября 2014 года, заключенный администрацией Смоленского района Алтайского края с Левицкой С.В.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Левицкой Светланы Владимировны на земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2990 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации прав Левицкой Светланы Владимировны в отношении земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2990 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

В остальной части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

Апелляционное представление прокурора Смоленского района удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2022 года

33-3948/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Смоленского района
Ответчики
Левицкая С.В.
Администрация Смоленского района
Другие
ФГБУ Федеральная кадастровая палата росреестра
Администрация Верх-обского сельсовета Смоленского района
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Федеральное агентство лесного хозяйства
Управление Росреестра по Алтайскому краю
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Довиденко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
12.05.2022Передача дела судье
08.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее