Дело № 2-587/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2016 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Павлюченя М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илькиной Е.А. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад №7 «Ромашка» о взыскании денежных сумм,
установил:
Истица работает в учреждении ответчика в качестве <Данные изъяты> Согласно трудовому договору ей установлен оклад в сумме 3420 рублей, в то время как МРОТ составляет 6204 рубля.
В связи с тем, что ответчиком нарушены требования ст. 391 ТК РФ, истица просит взыскать с работодателя недоплаченную заработную плату с января по март 2016 года включительно в сумме 8297 руб. 25 коп.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, указав, что не согласна с тем, что ей по занимаемой должности установлен оклад менее МРОТа. Работодатель ей ежемесячно выплачивает 10% за вредность, а также стимулирующую выплату за добросовестное исполнение служебных обязанностей. Поскольку она не обладает специальными познаниями, поэтому доверяет расчетам, сделанным судом. Пояснила, что о размере заработной платы за январь 2016 года узнала 15 февраля 2016 года в день получения заработной платы. В начале февраля она болела.
Представитель ответчика Машталлер Н.В., руководитель учреждения, возражений относительно требований истицы не заявила. Указала, что сотрудники получают заработную плату 15 числа, а числа 13-го им выдают расчетные листочки. Пояснила, что истицей не в полном размере выработан северный стаж. Ежемесячно ей выплачивается стимулирующая выплата за добросовестное отношение к работе.
Представитель третьего лица Администрации Сортавальского муниципального района в суд не явился, представил возражения, в которых указывает, что согласно п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации Сортавальского муниципального района, утвержденного постановлением от 30.10.2008 № 115 (в ред. от 27.06.2012 № 69), системы оплаты труда работников включают в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Работодателем разработано и утверждено Положение о системе оплаты труда дошкольного образовательного учреждения, согласно которому система оплаты труда включает и ставку заработной платы (должностной оклад); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. Также заявил срок исковой давности в отношении требований истицы за январь 2016 года, полагая, что в январе 2016 года истице уже было известно о размере начисленной заработной платы.
Суд, заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Ч. 1 ст. 129 ТК РФ определена заработная плата работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даны понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, согласно которым компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты в составе обозначенных понятий не учитываются.
Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
В силу ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, при этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Конституцией Российской Федерации определено, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, в силу ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ).
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в указанных районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Ст. 1 ФЗ № 376-ФЗ от 14.12.2015 г. размер МРОТ на 2016 год установлен законодателем в сумме 6204 рубля.
Истица работает в учреждении ответчика в качестве <Данные изъяты>. Согласно трудовому договору ей установлен оклад в сумме 3420 рублей,
Согласно сведениям из производственного календаря количество рабочих дней в январе 2016 года - 15 дней, в феврале - 20 дней, в марте - 21 день.
Из расчетных листков истицы следует, что в январе ею отработано 15 дней, начислено заработной платы 4171,50 рублей (3420+324 - стимулирующая выплата за добросовестное исполнение служебных обязанностей)+427,50 руб. (доплата за вредность). Соответственно размер доплаты на месяц составляет 2540, 63 руб. (6204-4171,50)х1,25).
В феврале отработано 12 дней. Размер МРОТ – 3722,40 руб. Истице начислено 3291,84 руб. (2708,64+205,20 (за вредность)+378 руб. (стимулирующая выплата за добросовестное исполнение служебных обязанностей). Размер доплаты составит 538, 20 руб. (3722,40-3291,84)х1,25).
В марте истицей отработано 14 дней. Размер МРОТ 4136 руб. Начислено 4609,84 руб. (3009, 60+228 (за вредность)+260 руб. (стимулирующая выплата за добросовестное исполнение служебных обязанностей)+размер суммы районного коэффициента (15%) 524,64 руб.+процентная набавка (16,8%) 587,60 руб. Размер МРОТ с учетом 15% и 16,8 % составляет 5451, 24 руб. Размер доплаты 841,40 руб.
Таким образом, размер доплаты за заявленный истицей период составляет 3920,23 руб.
При этом судом в расчет приняты постоянно выплачиваемые стимулирующие выплаты за добросовестное исполнение служебных обязанностей, поскольку такая обязанность установлена п. 2.2 трудового договора.
В соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
Доводы представителя третьего лица о необходимости применения срока исковой давности в отношении взыскиваемых сумм за январь 2016 года суд находит необоснованными, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что выплата заработной платы в учреждении осуществляется 15 числа, а за два дня до выплаты сотрудникам выдаются расчетные листки. В суд истица обратилась 13 мая 2016 года, т.е. в пределах установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока.
Учитывая, что Детский сад является бюджетным учреждением, суд считает о возможным разрешить вопрос о снижении размера госпошлины до 50 рублей
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад № 7 «Ромашка» в пользу Илькиной Е.А. недоплаченную заработную плату за январь, февраль март 2016 года в сумме 3920 рублей 23 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад № 7 «Ромашка» госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 50 рублей.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Летунова В.Н.
В окончательной форме решение принято 07 июня 2016 года.